методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), (4 класс) Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№ 2 |
352690 Краснодарский край, г. Апшеронск, улица Ленина, д. 74 тел.:8 (86152) 2-84-02 , E-mail: school2@aps.kubannet.ru |
Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ),
(4 класс)
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
Номер работы: 51865.2.8.2024 Номер работы: 51865.работы: 51865.2.8.2024
Автор: Горинская Марина Владимировна,
учитель начальных классов
г. Апшеронск
Екатиринодарская Епархия Русской православной церкви
Кубанская митрополия
9-й Апшеронский районный благочиннический округ
apsh.svet@yandex.ru
+7 (86152) 2-74-00
2024г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………3
2. Совместная деятельность школы и Церкви……………………………...4
3. Методическая разработка …………………………………………………5-10
3. Список литературы и источников информации………………………...…11
4. Приложение………………………………………………………………12-14
ВВЕДЕНИЕ.
В нашей школе курс «Основы светской этики» изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики в 4 классе (1ч в неделю, 34 ч). В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг с другом, уважение других людей, милосердие. В основе изучения предмета ОРКСЭ у обучающихся появится возможность осознать себя гражданами Российской Федерации, живущими в мире культурного разнообразия. Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, природе, обществу, России и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям. Именно поэтому, в настоящее время тема духовно-нравственного воспитания очень актуальна.
Актуальность методической разработки.
Представленный урок создаёт условия для формирования у младших школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству через призму различных источников на примере самоотверженности и самопожертвования православных христиан.
В ходе этого урока учащиеся обобщат знания и представления о единстве духовных традиций многонационального народа России, расширят представления о понятиях «служение» и «патриотизм», о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.
Воспитание патриотических качеств личности осуществляется посредством работы с пословицами о Родине и сопоставления названий и дат государственных праздников.
Усвоение нравственно-этических ценностей, понятия «патриотизм» обеспечивается через художественную литературу. На информационно-аналитическом этапе урока используется технология продуктивного чтения, формируется умение извлекать информацию из текста, осмысливать и интерпретировать её. В дискуссии происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Через оценивание поступков героев в определённых ситуациях и выражение своего отношения к ним происходит формирование личностных универсальных учебных действий.
Совместная деятельность школы и Церкви.
С 2011 года ведётся совместная работа МОУСОШ № 2 и Свято-Покровского прихода г. Апшеронска. Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России.
Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Налаживая работу с храмом, мы исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным.
Вся совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и с согласия родителей.
Значительную часть знаний о своей родной земле дети черпают, посещая экскурсии в храме. Традиционными стали детские мероприятия к Великим православным праздникам. Особенно интересно и весело проводятся Рождество, Масленица, Пасха, что несомненно воспитывает в детях чувство милосердия и добра. Традиционными стали также совместные с храмом мероприятия ко Дню славянской письменности. Ежегодно настоятель Свято-Покровского прихода протоирей Виктор Бандурко благословляет классы казачьей направленности и проводит посвящение в казаки. Проводит торжественное посвящение учащихся образовательных учреждений Апшеронского района в ряды ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
В нашем приходе к православным праздникам совместно со школой организуются выставки творческих работ учащихся. Как правило, ребята очень серьёзно готовятся к этим выставкам. Многим из них очень важно, чтобы именно его работа была выставлена в храме, так как ведётся конкурсный отбор.
Настоятель протоирей Виктор Бандурко регулярно посещает школу, поздравляет детей с праздниками, участвует в линейках. Проводит беседы о правильном и здоровом образе жизни. А самых активных участников совместных мероприятий награждает грамотами, книгами и ценными подарками.
Настоятель Виктор Бандурко хорошо отзывается о совместной работе храма и школы. Приложении №1. Сотрудничество по духовно-нравственному воспитанию школьников будет продолжаться и в дальнейшем.
Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Любовь и уважение к Отечеству».
Класс: 4
Предмет: Основы православной культуры УМК «Школа России» А.В. Кураев. Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству» - 1 час
Тип урока: объяснение нового материала
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цель: формирование у обучающихся чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству
Задачи:
1. Обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России; - углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;
2. Создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.
3. Приобщить к традициям русского народа;
4. Воспитывать у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину.
Планируемый результат:
Предметны УДД: обобщат знания о духовных и культурных традициях многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, общества; познакомятся с понятиями «служение», «патриотизм».
Личностные УУД: сформированность истинных ценностей: любви к ближнему, к Отечеству.
Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Самоопределение к деятельности | Прослушивание отрывка мелодий «У моей России длинные косички» Г. Струве Соберите пословицы (работа в группах) Родина – матушка, а хлеб – батюшка. Родину мать умей защищать. Родина – мать, чужбина - мачеха. Дым Отечества светлее чужого огня. Учитель читает слова А.С. Пушкина «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» - К чему призывает великий русский поэт? (Выслушиваются ответы детей). - Какой синоним слово Родина использовал поэт? (Отчизна.) Задаются следующие вопросы: назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово Родина, Отечество. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. | Дети внимательно слушают мелодию. Собирают пословицы. Дети отвечают на заданный вопрос. Учащиеся размышляют над ответами на вопросы. |
2 | Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. | Тема нашего урока «Любовь и уважение к Отечеству». - Найдите ключевые слова в теме урока. (Любовь, уважение, Отечество) -Какая цель нашего урока?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «родина»? | Цель нашего урока, узнать, что такое Отечество, что значит любить и уважать Отечество. Рассуждения детей |
3 | Работа над новым материалом | Давайте обратимся к словарю и найдем определение слову «Родина, Отечество, Отчизна». У каждого человека, проживающего в нашей стране, есть определенный набор прав и обязанностей, которые он должен выполнять обязательно, т.к. они прописаны в законах нашей страны. Но каждый человек по-разному понимает свой моральный долг перед своей страной. Давайте вспомним, что такое мораль. Моралью можно назвать совесть человека, это неписанные правила поведения в обществе или по-другому что такое хорошо и что такое плохо. Человек, который любит свою Родину, будет бережно к ней относится. Любовь каждого человека должна проявляться не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью просто потому, что она у нас есть, так и Родину мы любим за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей. Подумай, как ты можешь послужить своей Родине и запиши это в тетради. Что объединяет все религиозные культуры и этику? Работа с 3- 5 абзацами учебника страницы 142-143. Ответить на вопрос: Как складывались духовные традиции России? Что нас всех объединяет? Человека, который любит свою Родину и делает все, чтобы сохранить её красоту и богатство называют патриотом. Ребята, скажите, а кого бы вы могли назвать патриотом нашей страны? - Как вы думаете, можно научиться патриотизму? - Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь. - Напишите на листочках имена патриотов России. - А нас с вами можно назвать патриотами? В каком случае? -Что мы с вами должны сделать, чтобы быть патриотами? - Проверим наши знания. Выполните тест. Тест. 1. Почему мы называем свою страну Отечеством? А) потому что так её называли все и всегда Б) потому что она суровая, подобно отцу В) потому что это Родина наших отцов и предков, и мы должны любить её, как тех, кто даровал нам нашу жизнь. 2. Любовь к Родине – это прежде всего А) красивые слова о том, как мы её любим Б) безучастие ко всему, что происходит с Отечеством В) дела, которые показывают нашу любовь. 3. Для того чтобы научиться уважать Отечество надо А) уважать суровые нравы Б) научиться уважать живущих в нём людей В) уважать тех, кто этого требует 4. Как вы понимаете фразу «Любовь к Родине начинается с семьи?» А) Если у человека нет семьи, нет и Родины Б) Там, где твоя семья, там твоя настоящая Родина В) Любовь к Родине должна воспитываться в семье с детства и быть подобна той, которую ребёнок испытывает к родителям | Учащиеся в группах работают со словарем и находят определение. Дети внимательно слушают. Работа с учебником Высказывания учащихся. Ответы детей Пишут в группах на листочках (Защищать, уважать, ценить, беречь, украшать, заботиться, гордиться, любить, прощать, прославлять, помогать, охранять) Выполняют тест индивидуально на листочках |
4 | Рефлексия | Давайте подведём итог. Составьте синквейн. Ключевое слово «Отечество» Отечество Великое, могучее. Защищает, помогает, заботится. Отечество – это наша матушка - Россия. Родина. Игра снежный ком: Я люблю свою страну за то, что она… | Работа учащихся в парах. |
5 | Подведение итогов. | Что на уроке вам запомнилось? | Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! Многое зависит от нас. |
6 | Домашнее задание. | Подготовить рассказ о патриотах нашей страны. |
Список литературы и источников информации.
- Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс,
- Словари.
- Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. Издание 4е. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса
Данный урок знакомит с верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
Священные сооружения Осетии Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» Срок реализации:1 год Возраст детей: 10-11 лет Разработчик: Сагкаева К.Р.(учитель)
Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Обучающиеся познакомятся с историей возникновения священных сооружений Осетии.Учебный процесс организован таким образом, чтобы ...
Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности. Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»
В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...