Конспект урока "Икона. Картина.Фреска"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Деревцова Юлия Александровна

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник А. В. Бородина "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс." М.: Русское слово, 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИКОНА, КАРТИНА, ФРЕСКА

1. ПРИВЕТСТВИЕ, НАСТРОЙ НА УРОК

Добрый день, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Я очень рада вас видеть, надеюсь, что сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного. Вы готовы поработать? Хорошо. Значит, у нас все получится, Была бы охота, заладится всякая работа.

2. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Посмотрите, пожалуйста, я принесла некоторые предметы (краски, кисть, карандаш). Как вы думаете, кто по профессии человек, которому могли бы принадлежать эти предметы?

А чем занимается художник?

Да, он пишет картины. А что он изображает на картинах? (Людей, природу, различные предметы).

А как называется картина, на которой мы видим природу? (Пейзаж)

 А если художник пишет, например, вазу или корзину с цветами? (Натюрморт).

А как называется картина, на которой изображен человек? (Портрет)

А где мы можем увидеть картины? (Музей, галерея, дом) А зачем людям картины? (Любоваться ими, украшать помещения). Когда мы смотрим на картину, мы понимаем, что хотел сказать нам художник своим полотном, какие чувства, эмоции хотел в нас пробудить.

 А кого изобразил художник здесь? (Богоматерь и Иисуса Христа)

 А как называется это изображение? (Икона) Совершенно верно изображения святых по строгим правилам (канонам) называется иконой.

Икона переводится с греческого как изображение, однако икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. Голову святого окружает золотой круг. Это нимб – знак Божией благодати.

А где мы можем с вами увидеть иконы? (в церкви, дома).

В церкви иконы располагаются по стенам и на иконостасе.  СЛАЙД  На этом слайде вы видите иконостас Саратовского Свято-Троицкого собора, расположенного на Музейной площади.

 А дома на видном месте, раньше их размещали в красном углу - дальний от входа, с восточной стороны. Он был самый освещенный.

А для чего нам нужны иконы? (Христиане молятся  перед иконами. Она помогает собраться с мыслями).

А как вы думаете, что появилось на Руси раньше: картины или иконы?

Сначала люди изображали лики святых и только потом стали изображать людей, природу, предметы. Вот так выглядели первые портреты порсуны. Порсуна напоминает икону, но на ней изображены не святые, а люди.

 Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, а что делает этот человек? (расписывает стены храма, создает фреску).

Итак, ребята, вы можете предположить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Чем мы сегодня будем заниматься?

Сегодня мы с вами узнаем, чем отличается картина от иконы, как, по каким правилам создаются иконы и фрески, поговорим о символизме в искусстве православной  культуры. СЛАЙД

Мы с вами говорили о чудотворных иконах. А почему они называются чудотворными?  Посмотрите на экран и вспомните, как называется эта икона? СЛАЙД (Спас Нерукотворный) Почему она так называется?

3.СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

 А сейчас я предлагаю вам познакомиться с двумя почитаемыми православными иконами.

Казанская икона Божией Матери СЛАЙД

Троица СЛАЙД

4. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. СЛАЙД

Спасибо большое за сообщения. Мы познакомились с двумя замечательными иконами. А кто написал икону «Троица»? А вам известны имена других иконописцев?

 Алипий Печерский. Кисти преподобного Алипия принадлежит множество икон Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа. С образами, вышедшими из под кисти преподобного Алипия, связано множество чудес, чрез них множество раз происходили чудесные исцеления. Его иконы всегда оставались невредимыми во время пожаров и разрушений храмов, с образами не происходило никаких повреждений.

Феофан Грек. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор

А вам интересно, из чего изготовляется икона? Тогда давайте обратимся к учебнику с.151. По ходу чтения я прошу вас заполнить таблички, которые лежат у вас на партах.

Составляющая часть иконы

Из чего сделана эта часть

Что символизирует

Основа иконы

Напоминает о райском древе жизни, о деревянном кресте Христа

Льняная ткань

Грунт из тертого мела и животного или рыбьего клея

Темпера

Жизнь

Готовы, давайте проверим, результаты. (На доске показаны правильные ответы)

СЛАЙД

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД

Мы хорошо поработали, давайте немножко разомнемся. Выйдите, пожалуйста, из-за парт. Повторяем за мной движения.

 Солнце спит и небо спит
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) 
Руки в стороны потом 
Мы пошире разведём.
 (Потягивания — руки в стороны.) 
Чтоб закончить нам разминку. 
Разомнем мы ножки, спинки. 

6. РАБОТА В ГРУППАХ

1 ГРУППА ИКОНОПИСЦЫ. Ребята, мы с вами поговорили, из каких материалов делается икона. Но с чего начинается процесс написания иконы и чем он заканчивается. Ваша задача, посовещавшись, в правильном порядке расположить действия, которые выполняет создатель иконы.

  • Получить благословение священника.
  • Подготовить доску для иконы из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница
  • На задней части основы поперек древесного волокна сделать прорезы,в которые вставляются деревянные дощечки из более прочного дерева, чем сама основа
  • На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, «ковчег», вокруг которого оставляется нетронутой рама.
  • Приготовить клей и наклеить на основу паволоку
  • Дождаться высыхания клея
  •  Наложить грунт, левкас.
  • Выровнять поверхность с помощью наждачной бумаги
  • Нанести позолоту
  • Нанести краски
  • Покрыть изображение олифой, чтобы уберечь его от контакта с воздухом и влагой.  

2 ГРУППА  

3 ГРУППА СОЗДАТЕЛИ ФРЕСОК

Используя материал энциклопедии, расскажите нам, что же такое фреска и как она создается.

        Обсуждение результатов работы.

7.  РЕФЛЕКСИЯ.  Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

Мы говорили о том, как создаются иконы и фрески, о том, какими качествами должны обладать иконописцы, говорили о символических значениях материалов, из которых создаются иконы.

Что вам запомнилось больше всего?                Что показалось трудным?

Ребята, все картины, с которыми работали наши «Исследователи», также как и Икона Андрея Рублева «Троица» и другие знаменитые древние иконы находятся в ГТГ, где их бережно хранят. А зачем?  Чтобы ими могли любоваться все желающие, потому что они являются произведениями искусства. Если вы будете в Москве, можете посетить эту галерею.

ДОБРОДЕТЕЛИ 

Как вы думаете, а любой человек может написать икону? Конечно же, нет. Написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть. Отделите добродетели от дурных качеств.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милосрдие, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, скука, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...