Конспект урока "Икона. Картина.Фреска"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник А. В. Бородина "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс." М.: Русское слово, 2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКОНА, КАРТИНА, ФРЕСКА
1. ПРИВЕТСТВИЕ, НАСТРОЙ НА УРОК
Добрый день, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Я очень рада вас видеть, надеюсь, что сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного. Вы готовы поработать? Хорошо. Значит, у нас все получится, Была бы охота, заладится всякая работа.
2. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Посмотрите, пожалуйста, я принесла некоторые предметы (краски, кисть, карандаш). Как вы думаете, кто по профессии человек, которому могли бы принадлежать эти предметы?
А чем занимается художник?
Да, он пишет картины. А что он изображает на картинах? (Людей, природу, различные предметы).
А как называется картина, на которой мы видим природу? (Пейзаж)
А если художник пишет, например, вазу или корзину с цветами? (Натюрморт).
А как называется картина, на которой изображен человек? (Портрет)
А где мы можем увидеть картины? (Музей, галерея, дом) А зачем людям картины? (Любоваться ими, украшать помещения). Когда мы смотрим на картину, мы понимаем, что хотел сказать нам художник своим полотном, какие чувства, эмоции хотел в нас пробудить.
А кого изобразил художник здесь? (Богоматерь и Иисуса Христа)
А как называется это изображение? (Икона) Совершенно верно изображения святых по строгим правилам (канонам) называется иконой.
Икона переводится с греческого как изображение, однако икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. Голову святого окружает золотой круг. Это нимб – знак Божией благодати.
А где мы можем с вами увидеть иконы? (в церкви, дома).
В церкви иконы располагаются по стенам и на иконостасе. СЛАЙД На этом слайде вы видите иконостас Саратовского Свято-Троицкого собора, расположенного на Музейной площади.
А дома на видном месте, раньше их размещали в красном углу - дальний от входа, с восточной стороны. Он был самый освещенный.
А для чего нам нужны иконы? (Христиане молятся перед иконами. Она помогает собраться с мыслями).
А как вы думаете, что появилось на Руси раньше: картины или иконы?
Сначала люди изображали лики святых и только потом стали изображать людей, природу, предметы. Вот так выглядели первые портреты порсуны. Порсуна напоминает икону, но на ней изображены не святые, а люди.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, а что делает этот человек? (расписывает стены храма, создает фреску).
Итак, ребята, вы можете предположить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Чем мы сегодня будем заниматься?
Сегодня мы с вами узнаем, чем отличается картина от иконы, как, по каким правилам создаются иконы и фрески, поговорим о символизме в искусстве православной культуры. СЛАЙД
Мы с вами говорили о чудотворных иконах. А почему они называются чудотворными? Посмотрите на экран и вспомните, как называется эта икона? СЛАЙД (Спас Нерукотворный) Почему она так называется?
3.СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
А сейчас я предлагаю вам познакомиться с двумя почитаемыми православными иконами.
Казанская икона Божией Матери СЛАЙД
Троица СЛАЙД
4. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. СЛАЙД
Спасибо большое за сообщения. Мы познакомились с двумя замечательными иконами. А кто написал икону «Троица»? А вам известны имена других иконописцев?
Алипий Печерский. Кисти преподобного Алипия принадлежит множество икон Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа. С образами, вышедшими из под кисти преподобного Алипия, связано множество чудес, чрез них множество раз происходили чудесные исцеления. Его иконы всегда оставались невредимыми во время пожаров и разрушений храмов, с образами не происходило никаких повреждений.
Феофан Грек. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор
А вам интересно, из чего изготовляется икона? Тогда давайте обратимся к учебнику с.151. По ходу чтения я прошу вас заполнить таблички, которые лежат у вас на партах.
Составляющая часть иконы | Из чего сделана эта часть | Что символизирует |
Основа иконы | Напоминает о райском древе жизни, о деревянном кресте Христа | |
Льняная ткань | ||
Грунт из тертого мела и животного или рыбьего клея | ||
Темпера | Жизнь |
Готовы, давайте проверим, результаты. (На доске показаны правильные ответы)
СЛАЙД
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД
Мы хорошо поработали, давайте немножко разомнемся. Выйдите, пожалуйста, из-за парт. Повторяем за мной движения.
Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Чтоб закончить нам разминку.
Разомнем мы ножки, спинки.
6. РАБОТА В ГРУППАХ
1 ГРУППА ИКОНОПИСЦЫ. Ребята, мы с вами поговорили, из каких материалов делается икона. Но с чего начинается процесс написания иконы и чем он заканчивается. Ваша задача, посовещавшись, в правильном порядке расположить действия, которые выполняет создатель иконы.
- Получить благословение священника.
- Подготовить доску для иконы из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница
- На задней части основы поперек древесного волокна сделать прорезы,в которые вставляются деревянные дощечки из более прочного дерева, чем сама основа
- На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, «ковчег», вокруг которого оставляется нетронутой рама.
- Приготовить клей и наклеить на основу паволоку
- Дождаться высыхания клея
- Наложить грунт, левкас.
- Выровнять поверхность с помощью наждачной бумаги
- Нанести позолоту
- Нанести краски
- Покрыть изображение олифой, чтобы уберечь его от контакта с воздухом и влагой.
2 ГРУППА
3 ГРУППА СОЗДАТЕЛИ ФРЕСОК
Используя материал энциклопедии, расскажите нам, что же такое фреска и как она создается.
Обсуждение результатов работы.
7. РЕФЛЕКСИЯ. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
Мы говорили о том, как создаются иконы и фрески, о том, какими качествами должны обладать иконописцы, говорили о символических значениях материалов, из которых создаются иконы.
Что вам запомнилось больше всего? Что показалось трудным?
Ребята, все картины, с которыми работали наши «Исследователи», также как и Икона Андрея Рублева «Троица» и другие знаменитые древние иконы находятся в ГТГ, где их бережно хранят. А зачем? Чтобы ими могли любоваться все желающие, потому что они являются произведениями искусства. Если вы будете в Москве, можете посетить эту галерею.
ДОБРОДЕТЕЛИ
Как вы думаете, а любой человек может написать икону? Конечно же, нет. Написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть. Отделите добродетели от дурных качеств.
Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милосрдие, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, скука, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...