Методическая разработка
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата урока: ________________________________
Тема урок. Зачем творить добро?
Ключевые понятия: самоотверженность, духовная радостью
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;
– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Предварительная работа: внеклассное чтение повести
В. Железникова «Чучело»
Оборудование урока: презентация, мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, текст рассказа Л.Н. Толстого «Старик и яблоня», текст эпизода из «Детства» Л.Н. Толстого.
На доску вынесены вопросы:
- Зачем творить добро?
- Нужно ли сегодня самоотвержение?
Ход урока:
I. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания:
– Какие доводы могут убедить людей творить добро?
– Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов?
– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
– Как на этот вопрос отвечают христиане?
II. Работа с текстом учебника.
II.1.Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»
II. 2. Чтение статьи учебника.
II.3. Работа по тексту.
– Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли?
– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?
– «Золотое правило этики»– сформулируй его (проверка по Слайду)
– «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?
II. 4. (Слайд.Распятие).
- Беседа по вопросам.
- Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?
- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?
- (Слайд. «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо )Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?
- Что ты знаешь о преследованиях христиан?
(Вывод: основе добра лежит самоотвержение, или самоотверженность. По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его)
Работа в группах:
- Составление словарной статьи слова «самоотвержение».
(Слайд.«Самоотвержение-?»)
Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)
Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?
(Дети в группах составляют определение , записывают на плакате и вывешивают на доске)
- Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение» и противоположные ему по ценностному смыслу.
1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление
2 группа: самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.
Дети располагают карточки на доске в 2 столбика:
Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку | Слова с основой «само», имеющие положительную оценку |
Самолюбование Самолюбие, Самолюбивость Саможаление Самомнение Самонадеянность | Самоограничение Самоотречение Самостоятельность Самоотверженность |
- Составление «лестницы» самоотверженности Герды.
Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева». Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказомот личного благополучия? Постройте «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка.
|
|
Просьба к реке вернуть названного братца | От новых красных башмачков |
Решение плыть в лодке дальше по реке | Разлука с близкими, разлука с бабушкой |
Побег от старушки | От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка |
Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона | От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце |
Отъезд из разбойничьего замка | Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница |
Отъезд из дома финки | Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины |
(Задание выполняется самостоятельно в группах).
- Как вы думаете, почему мы не просто записали поступки Герды, а построили лестницу? Вывод: каждое новое испытание требовало отГердывсё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно.(Слайд. Герда –«сотворение добра требует самоотвержения»)
- Продуктивное чтение.
Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.
- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей своей школы, которые только учились читать.
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
- Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой? (Самоотречение)
II.5. Чтение и обсуждение 2-й части статьи учебника.
- Выберите из предложенных картинок те, на которых изображено действие, приносящее не просто радость, а радость духовную. (Слайды: Тебе купили игрушку. Сводили в аквапарк. Ты получил пятёрку. Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им. После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй.Вы всей семьёй празднуете праздник Воскресения Христово.)
- Можно ли сказать, что по-настоящему счастливым делает человека духовная радость, что духовная радость преображает человека?
- Обсуждение эпизода из «Детства» Л.Н. Толстого.
Это эпизод наказания Николеньки няней Натальей Савишной за испорченную скатерть.
Во время обеда Николенька, наливая себе квасу, облил скатерть.
Чтение вслух:
«После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
«Как! _ говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»
Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».
- Что в приведённом отрывке стало источником духовной радости для Николеньки? Выбери верный ответ:
Старая няня повинилась перед мальчиком, т. е. он одержал над ней победу; его обрадовал гостинец: карамельки и ягода; он почувствовал, что няня была огорчена его поведением, но его простила и любит его; мальчик в минуту, когда Наталья Савишна начала увещевать его, пережил стыд за свои злые мысли, стыд помог избавиться от злости и вернуть чувство любви.
- обсуждение отрывка из повести В. Железникова «Чучело»
-Как обычно проявляется человеческая радость?
- Радующиеся люди ........(вставьте нужные глаголы)
- Давайте прочитаем отрывок из повести Владимира Железникова «Чучело». Обратите внимание, как часто в отрывке встречаются слова, связанные с ощущением радости: «улыбка», «захохотал», «восторг», «весёлые», «пошутить». Однако есть ли в веселье ребят хоть что-то, связанное с духовной радостью?
- Возможна ли духовная радость для ребят, чьи образы создал В. Железников в повести «Чучело»? При каком условии она возможна?
- Против каких заповедей Христа поступают ребята?
- Поведение ребят по отношению Лене Бессольцевой называется надругательство. Глубочайшее унижение переживает человек, подвергшийся надругательству. Внимательно перечитайте текст и ответьте на этот вопрос, обратив внимание на то, какими интересами живут Лена и её дедушка, какими интересами живут ребята.
В. Железников. Чучело. Глава Y
— Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота.
Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка — до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.
Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал:
«Ребята! У нас такая новенькая!..» — и зашелся хохотом.
Ну, после этого я застыла на месте. Можно сказать, одеревенела. Со мной так часто бывало.
Рыжий вылетел обратно, схватил меня за руку, втащил в класс и снова загоготал. И каждый на его месте сделал бы то же самое.
Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота. Никто ведь не виноват, что я такая нескладная. Я и на Рыжего не обиделась и даже была ему благодарна, что он втащил меня.
Правда, как назло, я зацепилась ногой за дверь, врезалась в Рыжего, и мы оба рухнули на пол. Платье у меня задралось, портфель вылетел из рук.
Все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот — не могу, когда меня в упор разглядывают.
Валька закричал:
«Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»
Васильев засунул пальцы в рот, растянул губы, корчил страшные рожи и кричал:
«Я тоже так могу! У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей».
А Лохматый, давясь от смеха, спросил:
«Ты чья такая?»
«Бессольцева я… Лена»,— и я снова по-дурацки улыбнулась.
Рыжий в восторге закричал:
«Ребята!.. Это же внучка Заплаточника!»
Ленка оборвала свой рассказ и покосилась на Николая Николаевича.
— Ты давай, давай, не смущайся,— сказал Николай Николаевич.— Я же тебе говорил, как я к этому отношусь. В высшей степени снисходительно и совсем не обижаюсь.
— Ну, а я-то об этом не знала, — продолжала Ленка. — И вообще про твое прозвище ничего не знала… Ну, не была готова… «Мой дедушка, — говорю, — Заплаточник?.. За что вы его так прозвали?..»
«А чего плохого? — ответил Лохматый. — Меня, например, зовут Лохматый. Рыжего — Рыжий. А твоего деда — Заплаточник. Звучно?»
«Звучно», — согласилась я.
Я подумала, что они веселые и любят пошутить.
«Значит, вы хорошо знаете моего дедушку?» — спросила я.
«А как же, — сказал Лохматый. — Он у нас знаменитый».
«Да, да… очень знаменитый, — подхватил Валька. — Как-то в личной беседе я спросил твоего дедушку, почему он не держит собак. И знаешь, что он мне ответил? „Я, —говорит, — не держу собак, чтобы не пугать людей“.
Я обрадовалась:
«Вот, говорю, здорово».
И другие ребята тоже подхватили:
«Здорово, здорово!»
«Мы эти его слова всегда помним, — продолжал Валька, — когда яблоки в его саду… Ну, как это называется?..»
«Собираем», — подхватил Рыжий.
Все почему-то снова захохотали.
Ленка вдруг замолчала и посмотрела на Николая Николаевича.
— Вот дура какая, — сказала она. — Только сейчас поняла, что они надо мной смеялись — Ленка вся вытянулась, тоненькая, узенькая. — Мне надо было тогда тебя защитить… дедушка!
— Ерунда, — ответил Николай Николаевич. — Мне даже нравилось, что они у меня яблоки таскали. Я за ними часто подглядывал. Они шустрили по саду, бегали пригнувшись, набивали яблоки за пазуху. У нас с ними была вроде как игра. Я делал вид, что не вижу их, а они с отчаянной храбростью таскали яблоки, можно сказать, рисковали жизнью, но знали, что им за это ничего не будет.
— Ты добрый! Я и тогда им ответила, что ты добрый. А Попов сказал:
«Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит: „Вы же отставной офицер. У вас пенсия. Вам неудобно с заплатками“. А он — это, значит, ты, дедушка: „У меня лишних денег нет“.
«Ну, ты, Попов, даешь! — крикнул Рыжий. — Ты что же, думаешь, что он жадный?»
А Валька подхватил:
«Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил триста рублей. Это, говорит, картина моегопрапрапрапра…»
Все развеселились и стали выдумывать, кто что мог:
«Бабушки!»
«Тетушки!»
И тут я стала хохотать. Правда, смешно, что они нашего прапрадедушку переделали в прабабушку и в пратетушку? — спросила Ленка у Николая Николаевича. — Хохочу я и хохочу, никак не могу остановиться. Я если хохочу, то обо всем забываю.
Ленка неожиданно коротко рассмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву, и снова сжала губы..
-(Слайд) Почему же в Лене, пережившей унижение, есть больше готовности к духовной радости, чем в её одноклассниках?..
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим, каково же отношение к жизни и людям героев повести.
- Как относятся к жизни и людям одноклассники Лены?.. А как Лена и ее дедушка?..
- Представьте себе выражение лиц одноклассников Лены Бессольцевой. Какие чувства отражались на их лицах? Можно ли сказать, что на их лицах сияла радость, подобная той, что заметил Н. Мотовилов в лице святого Серафима Саровского, «один только свет, простирающийся кругом»? Можно ли назвать чувства одноклассников Лены радостью? Какие же чувства владели ими?
III. Подведение итогов урока.
- Давайте вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Сумели мы на них ответить? Нужно ли сегодня, в наши дни, самоотвержение? Зачем творить добро? (…)
Домашнее задание, предваряющее тему следующего урока:
Разобрать состав слова «добродетель», попробовать понять его смысл и постараться составить список добродетелей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-89020-1383900556.jpg)
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-404346-1393694492.jpg)
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1112928-1549425851.jpg)
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/29/picture-1212876-1580317344.jpg)
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...