Технологическая карта урока с дидактической структурой урока. "Войдем в буддийский храм"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Очирова Долгор Кимовна

Знакомство учащихся с буддийским храмом, его значением в духовной культуре бурятского  народа; правилами поведения в храме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

ФИО: Очирова Долгор Кимовна

Класс:  4
Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Тема

Войдём в буддийский храм

Цель

Знакомство учащихся с буддийским храмом, его значением в духовной культуре бурятского  народа; правилами поведения в храме

Задачи

Образовательные: дать учащимся первоначальные представления о буддийском храме,  его внутреннем устройстве, правилах поведения в нем
Развивающие: развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Воспитательные: развивать нравственные качества личности; учить уважительному отношению к буддийской культуре.

УУД

Личностные УУД:

  1. прививать  интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
  2.  формулировать общие для всех людей правила поведения в храме.

 Регулятивные УУД:  

  1. определять и формулировать темы и цели учебной деятельности  на уроке;
  2.  уметь оценивать  результат своей деятельности;
  3.  работать по плану;
  4.  действовать, исходя из цели.

 Коммуникативные УУД: 

  1.   уметь слушать и вступать в диалог;
  2.  участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  3.  формировать  умение договариваться;
  4. находить общее решение;
  5. развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы;  

    6.формировать умение выражать свои мысли в оценочном   суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

   7.строить монологическое  высказывание.

Познавательные УУД:

  1. воспитание у учащихся любви к своему Отечеству; уважение к историческому прошлому и настоящему нашей Родины;  
  2. формирование устойчивого интереса к предмету;
  3.  желание больше узнавать о православной культуре России;  
  4. интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: особенности буддийского храма и правила поведения в нем
  • Уметь: определять буддийские храмы

Личностные: понимать значение храмов в культуре бурятского народа

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь организовывать совместную деятельность с учителем и учениками, самооценка деятельности

Основные понятия

дацан, пагода, лама, Будда, монах, статуя, милосердие, монастырская школа

Межпредметные связи

История, окружающий мир, литературное чтение, бурятский язык

Ресурсы

Для учащихся: 

Учебник:  «Основы религиозных культур и светской этики»Н.Ф.Виноградова, политическая карта мира

листы А4 для рабочих карт урока

Проектор, компьютер, презентация"Виртуальная экскурсия в дацан Санкт-Петербурга"

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология

Технология продуктивного чтения

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

 Учащиеся настраиваются на урок

-Кто из вас был в храме?

-Какие храмы вы знаете?

Тема сегодняшнего урока никого не оставит равнодушным.

Садитесь, пожалуйста.

 Ответы на вопросы

называют: православный храм, мечеть, буддийский храм, синагога.

 Уметь слушать

(Познавательные УУД). 1234

(Коммуникативные УУД). 123456

(Регулятивные УУД).12

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):

-  Почему люди посещают храм?

 - Кто из вас посещал дацан?

- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в буддийском храме?

   Ответы на вопросы

Буддийский храм внутри – это большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, шелковые платки, и фонари.

 Умение сформулировать и высказать свою мысль

Умение отвечать на поставленные вопросы

(Познавательные УУД). 1234

(Коммуникативные УУД). 123456

(Регулятивные УУД).12

Мотивация учащихся к изучению темы урока

Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

Получение новых знаний (работа в группах с текстом учебника)

Проверка работы.

Первичное закрепление  

 Ответы на вопросы

Называют тему   «Войдём в буддийский храм»

Рассуждают, отвечая на вопросы, делают вывод

Формулируют цели урока

Работа в группах с текстами учебника,  заполнение рабочих листов.

По истечении времени, дети отвечают на вопросы, предложенные к выяснению, разъясняют понятия (Будда, пагода, монах, монастырская школа, сострадание.)

Учащиеся совершают виртуальную экскурсию в Храм, называют части храма.

Чтение предания учителем стр.79-81 учебника.

Рождение мальчика сопровождалось чудесными знаками. Вскоре после того, как Сиддхартха появился на свет, в королевские покои призвали трех мудрецов, чтобы те предсказали его будущее. Новорожденный произвел на них очень большое впечатление. Все трое единодушно заявили, что это необычный ребенок. Предсказание же звучало так: если принца оградить от боли и страданий этого мира, он станет сильным королем и в сражениях разгромит соседние королевства; но стоит ему обнаружить неприятные стороны жизни, и он оставит царские привилегии, чтобы стать великим духовным лидером и создать новое просветляющее мировоззрение для блага всего человечества.

Поскольку родители Будды принадлежали к касте кшатриев, они не были заинтересованы в духовном становлении сына. Им нужен был сильный наследник, способный прославить род и отстоять независимость королевства. Поэтому они решили скрывать от Сиддхартхи все страдания этого мира, воспитывая его в защищенной роскоши...

Только в возрасте 29 лет он обнаружил, что существует страдание. Однажды, в сопровождении слуги, он выехал из дворца. То, что он увидел за воротами, потрясло его. Сначала он встретил старика, затем больного – ничего подобного он раньше не встречал. Наконец, Сиддхартха увидел покойника, и слуга сказал ему: «Это смерть, и она ожидает каждого».

Это полностью перевернуло его представления о жизни: Сиддхартаха осознал, что в мире все непостоянно. Будучи счастливым и отважным человеком, он не очень боялся собственной смерти. Но он думал обо всех своих друзьях: сейчас они молоды, здоровы и сильны, но будут страдать потом, когда подступят старость, болезнь и смерть. Он беспокоился также о стране и людях, которых ему предстояло защищать. Царевич понял: все, что он может дать другим, они рано или поздно потеряют. Даже любимую жену он не способен осчастливить навсегда, потому что однажды им придется расстаться, самое позднее – в момент смерти. Все, что появляется в пространстве, обязательно исчезает или распадается на части. Cлава и богатство, отношения и родственные связи – все мимолетно.

- О чем предание? (о Будде)

- Какие картины возникают перед вами при чтении этого предания?

- Кто из вас может определить тему урока?

Учитель организует обсуждение ответов на вопросы, направляет к формулированию целей урока:

 -  Попробуйте дать определение слову «храм»?

- Как вы считаете, нужны ли людям храмы?

 - Какие цели урока вы определите, исходя из его темы  и наших рассуждений?

-Где можно получить более подробную информацию по теме урока?

-Сегодня, работая самостоятельно, вы сможете узнать много нового. Выполняя задания, вы будете заполнять свой рабочий лист, и к концу урока у каждого получится план-конспект по теме «Буддийский храм».

 Прочитайте текст учебника (с.78, 81),  обсудите в парах вопросы и дайте ответ:

1.Как отличить буддийский храм?

2. С какой целью люди приходят в храм?

3. Запишите на рабочих листах новые слова-термины, называющие предметы и действия.

  Учитель организует проверку самостоятельной работы по учебнику.

Учитель, используя виртуальный ресурс

: мы побываем в буддийском храме в Санкт-Петербурге "Дацан Гунзэчойнэн"назовем все части храма, увидим предметы, находящиеся в нем и используемые для проведения служб.

 Слушание предания

   Ответы на вопросы

Смысловое чтение и работа по тексту

По тибетски слово “БУДДА” означает – “тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества”.

Буддизм – одна из религий индийского корня. В мире буддистами являются около 500 млн. человек.

Главная его тема – проблема человеческой личности и ее существования.

Проповедь – всякое выражение или описание Учения при помощи слов или образов.

Главное в проповеди – терапевтический эффект.

Таким образом, буддизм представляет как проект исцеления людей.

Цель буддизма – нести добро, здоровье и счастье всем без исключения.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. 

Каждый храм должен быть окружён стеной с тяжёлыми воротами.

За главными храмовыми воротами располагается многоярусная башня – пагода, в которой хранятся останки святых. Как правило, пагода строится в три-пять этажей, но в отдельных храмах она может достигать ста и более метров.

За пагодой – центральный, или «золотой» зал. В зале – алтарь с изображением Будды, ориентированный так, чтобы его лицо было обращено на восток. Кроме основной, могут быть и скульптуры меньшего размера, изображающие жизненные пути Будды, или его последователей. Перед алтарём поддон под свечи и благовония.

Пагоду и Золотой зал окружают галереи, в которых живут монахи и люди при храме.

 Уметь находить главное и второстепенное,

Умение слушать, понимать.

Умение выходить из проблемной ситуации

(Познавательные УУД). 12345

(Коммуникативные УУД). 1456

(Регулятивные УУД).12

Создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа  в группах

Работают в группах.

Отчёт 1 группы по заданию. Осуществляют самооценку.

Группы 2, 3

Выслушивают отчет группы, отвечают на вопросы составленные группой 1, контролируют правильность выполнения задания, заполняют рабочие листы.

Отчёт 2 группы по заданию. Осуществляют самооценку.

Группы 1, 3

Выслушивают отчет группы, контролируют правильность выполнения задания.

Отчёт 3 группы по заданию. Осуществляют самооценку.

Группы 2, 1

Выслушивают отчет группы. Контролируют правильность выполнения задания, после просмотра фрагмента.

Формулируют обобщение правил поведения в Храме, заполняют рабочие листы.

 Организует работу в группах.

1 группа.  Подготовить вопросы по понятию «Будда», используя материал учебника.

2 группа. Составить список стран, где проповедуется буддизм.

3 группа. Выработать правила поведения в храме.

Помогает группам в выполнении задания, направляет работу.

Учитель направляет отчет группы.

Задаёт вопросы для самооценки:

- Как можете оценить выполнение вами задания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Как удалось их преодолеть?

Организует анализ работы выступающей группы слушателями других групп.

-  Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием? Какие еще вопросы можно задать по теме? Что из ответа группы внесете в ваши рабочие листы?

Учитель направляет отчет группы.

Задаёт вопросы для самооценки:

- Как можете оценить выполнение вами задания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Как удалось их преодолеть?

Организует анализ работы выступающей группы слушателями.

-  Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием?

Учитель направляет отчет группы.

Задаёт вопросы для самооценки:

- Как можете оценить выполнение вами задания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Как удалось их преодолеть?

Просмотр видеофрагмента «Правила поведения в Храме».

Задание к просмотру: -  Найдите правила, не указанные 3 группой.

- Какие правила поведения не были указаны группой?

 Работа в группах  по заданиям, используя  учебник, видеофрагмент.

Самоанализ и самооценка деятельности.

Анализ работы,  выполненной другим.

В буддийский храм нужно заходить с бокового входа, спокойно.

Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор.

Обходить храм по ходу солнца, т.е. слева направо.

При входе в зал надеть бахилы.

Внутри зала можно спокойно посидеть на специальных скамьях.

Не разговаривать громко, нельзя бегать и играть.

Отключить мобильные телефоны, ничего не жевать.

Если вы встретили монаха на территории буддийского храма, рекомендуется приветствовать полупоклоном

Уметь находить главное и второстепенное,

Умение слушать, понимать.

Умение выходить из проблемной ситуации

Самооценка деятельности

Уметь работать с информацией

(Познавательные УУД). 12345

(Коммуникативные УУД). 123456

(Регулятивные УУД).1234

(Личностные УУД). 12

Направляет коррекцию свода правил, составленных 3 группой.

Организует анализ работы выступающей группы слушателями.

-  Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием?

- Запишите правила поведения в храме в ваши рабочие листы.

Итог: Правила поведения влюбом храме одинаковы для посетителей.

Рефлексия деятельности.

   Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель урока и результаты её достижения.

Направление рефлексии по вопросам:

- Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Как вы сейчас ответите на вопрос: для чего людям нужны храмы?

 Самооценка

 Вывод:

 Люди приходят в это священное место, чтобы поделиться своими переживаниями, получить совет. Человек очищается, на душе становится легко.
Посещать храм человек не обязан, он идет туда, когда «душа просит». Это священное место, в котором люди ищут спокойствия, прощения, понимания. Придя туда, человек может быть уверен, что его выслушают, протянут руку помощи и никогда не оскорбят. Там можно спрятаться от жестокого мира – преступности, насилия, обмана. 

 Уметь себя оценить

(Познавательные УУД). 12345

(Коммуникативные УУД). 12345

(Регулятивные УУД).12

(Личностные УУД). 12

Домашнее задание

 

 Подготовить небольшое сообщение о любом храме

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Методическая разработка и презентация к уроку "Войдем в буддийский храм"

Урок распользованием учебника "Основы духовно-нравственной культуры  народов России". На уроке получены ответы на вопросы: Что такое буддизм? Кто такой Будда? Что такое пагода? Рассказывается о п...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Русский храм (аппликация)» и мультимедийная презентация) 4 класс

Дисциплина:  изобразительное искусствоТема урока:  Русский храм  (аппликация) Цель: выполнить коллективную работу "Русский храм".Планируемые результаты:-...

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храм"

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль "Православие") с дидактической структурой.  Тема "Храм"...