Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают | Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): - Почему люди посещают храм? - Кто из вас посещал дацан? - Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в буддийском храме?
| Ответы на вопросы Буддийский храм внутри – это большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, шелковые платки, и фонари.
| Умение сформулировать и высказать свою мысль Умение отвечать на поставленные вопросы | (Познавательные УУД). 1234 (Коммуникативные УУД). 123456 (Регулятивные УУД).12 |
Мотивация учащихся к изучению темы урока Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Получение новых знаний (работа в группах с текстом учебника) Проверка работы. Первичное закрепление | Ответы на вопросы Называют тему «Войдём в буддийский храм» Рассуждают, отвечая на вопросы, делают вывод Формулируют цели урока Работа в группах с текстами учебника, заполнение рабочих листов. По истечении времени, дети отвечают на вопросы, предложенные к выяснению, разъясняют понятия (Будда, пагода, монах, монастырская школа, сострадание.) Учащиеся совершают виртуальную экскурсию в Храм, называют части храма. | Чтение предания учителем стр.79-81 учебника. Рождение мальчика сопровождалось чудесными знаками. Вскоре после того, как Сиддхартха появился на свет, в королевские покои призвали трех мудрецов, чтобы те предсказали его будущее. Новорожденный произвел на них очень большое впечатление. Все трое единодушно заявили, что это необычный ребенок. Предсказание же звучало так: если принца оградить от боли и страданий этого мира, он станет сильным королем и в сражениях разгромит соседние королевства; но стоит ему обнаружить неприятные стороны жизни, и он оставит царские привилегии, чтобы стать великим духовным лидером и создать новое просветляющее мировоззрение для блага всего человечества. Поскольку родители Будды принадлежали к касте кшатриев, они не были заинтересованы в духовном становлении сына. Им нужен был сильный наследник, способный прославить род и отстоять независимость королевства. Поэтому они решили скрывать от Сиддхартхи все страдания этого мира, воспитывая его в защищенной роскоши... Только в возрасте 29 лет он обнаружил, что существует страдание. Однажды, в сопровождении слуги, он выехал из дворца. То, что он увидел за воротами, потрясло его. Сначала он встретил старика, затем больного – ничего подобного он раньше не встречал. Наконец, Сиддхартха увидел покойника, и слуга сказал ему: «Это смерть, и она ожидает каждого». Это полностью перевернуло его представления о жизни: Сиддхартаха осознал, что в мире все непостоянно. Будучи счастливым и отважным человеком, он не очень боялся собственной смерти. Но он думал обо всех своих друзьях: сейчас они молоды, здоровы и сильны, но будут страдать потом, когда подступят старость, болезнь и смерть. Он беспокоился также о стране и людях, которых ему предстояло защищать. Царевич понял: все, что он может дать другим, они рано или поздно потеряют. Даже любимую жену он не способен осчастливить навсегда, потому что однажды им придется расстаться, самое позднее – в момент смерти. Все, что появляется в пространстве, обязательно исчезает или распадается на части. Cлава и богатство, отношения и родственные связи – все мимолетно.
- О чем предание? (о Будде) - Какие картины возникают перед вами при чтении этого предания? - Кто из вас может определить тему урока? Учитель организует обсуждение ответов на вопросы, направляет к формулированию целей урока: - Попробуйте дать определение слову «храм»? - Как вы считаете, нужны ли людям храмы? - Какие цели урока вы определите, исходя из его темы и наших рассуждений? -Где можно получить более подробную информацию по теме урока? -Сегодня, работая самостоятельно, вы сможете узнать много нового. Выполняя задания, вы будете заполнять свой рабочий лист, и к концу урока у каждого получится план-конспект по теме «Буддийский храм». Прочитайте текст учебника (с.78, 81), обсудите в парах вопросы и дайте ответ: 1.Как отличить буддийский храм?
2. С какой целью люди приходят в храм?
3. Запишите на рабочих листах новые слова-термины, называющие предметы и действия.
Учитель организует проверку самостоятельной работы по учебнику. Учитель, используя виртуальный ресурс : мы побываем в буддийском храме в Санкт-Петербурге "Дацан Гунзэчойнэн"назовем все части храма, увидим предметы, находящиеся в нем и используемые для проведения служб. | Слушание предания Ответы на вопросы Смысловое чтение и работа по тексту
По тибетски слово “БУДДА” означает – “тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества”. Буддизм – одна из религий индийского корня. В мире буддистами являются около 500 млн. человек. Главная его тема – проблема человеческой личности и ее существования. Проповедь – всякое выражение или описание Учения при помощи слов или образов. Главное в проповеди – терапевтический эффект. Таким образом, буддизм представляет как проект исцеления людей. Цель буддизма – нести добро, здоровье и счастье всем без исключения. На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии. Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. Каждый храм должен быть окружён стеной с тяжёлыми воротами. За главными храмовыми воротами располагается многоярусная башня – пагода, в которой хранятся останки святых. Как правило, пагода строится в три-пять этажей, но в отдельных храмах она может достигать ста и более метров. За пагодой – центральный, или «золотой» зал. В зале – алтарь с изображением Будды, ориентированный так, чтобы его лицо было обращено на восток. Кроме основной, могут быть и скульптуры меньшего размера, изображающие жизненные пути Будды, или его последователей. Перед алтарём поддон под свечи и благовония. Пагоду и Золотой зал окружают галереи, в которых живут монахи и люди при храме.
| Уметь находить главное и второстепенное, Умение слушать, понимать. Умение выходить из проблемной ситуации | (Познавательные УУД). 12345 (Коммуникативные УУД). 1456 (Регулятивные УУД).12 |
Создание проблемной ситуации. Самостоятельная работа в группах | Работают в группах. Отчёт 1 группы по заданию. Осуществляют самооценку. Группы 2, 3 Выслушивают отчет группы, отвечают на вопросы составленные группой 1, контролируют правильность выполнения задания, заполняют рабочие листы. Отчёт 2 группы по заданию. Осуществляют самооценку. Группы 1, 3 Выслушивают отчет группы, контролируют правильность выполнения задания. Отчёт 3 группы по заданию. Осуществляют самооценку. Группы 2, 1 Выслушивают отчет группы. Контролируют правильность выполнения задания, после просмотра фрагмента. Формулируют обобщение правил поведения в Храме, заполняют рабочие листы. | Организует работу в группах. 1 группа. Подготовить вопросы по понятию «Будда», используя материал учебника. 2 группа. Составить список стран, где проповедуется буддизм. 3 группа. Выработать правила поведения в храме. Помогает группам в выполнении задания, направляет работу. Учитель направляет отчет группы. Задаёт вопросы для самооценки: - Как можете оценить выполнение вами задания? - Какие трудности возникли в работе? - Как удалось их преодолеть? Организует анализ работы выступающей группы слушателями других групп. - Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием? Какие еще вопросы можно задать по теме? Что из ответа группы внесете в ваши рабочие листы? Учитель направляет отчет группы. Задаёт вопросы для самооценки: - Как можете оценить выполнение вами задания? - Какие трудности возникли в работе? - Как удалось их преодолеть? Организует анализ работы выступающей группы слушателями. - Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием? Учитель направляет отчет группы. Задаёт вопросы для самооценки: - Как можете оценить выполнение вами задания? - Какие трудности возникли в работе? - Как удалось их преодолеть? Просмотр видеофрагмента «Правила поведения в Храме». Задание к просмотру: - Найдите правила, не указанные 3 группой. - Какие правила поведения не были указаны группой? | Работа в группах по заданиям, используя учебник, видеофрагмент. Самоанализ и самооценка деятельности. Анализ работы, выполненной другим.
В буддийский храм нужно заходить с бокового входа, спокойно. Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. Обходить храм по ходу солнца, т.е. слева направо. При входе в зал надеть бахилы. Внутри зала можно спокойно посидеть на специальных скамьях. Не разговаривать громко, нельзя бегать и играть. Отключить мобильные телефоны, ничего не жевать. Если вы встретили монаха на территории буддийского храма, рекомендуется приветствовать полупоклоном | Уметь находить главное и второстепенное, Умение слушать, понимать. Умение выходить из проблемной ситуации Самооценка деятельности Уметь работать с информацией | (Познавательные УУД). 12345 (Коммуникативные УУД). 123456 (Регулятивные УУД).1234 (Личностные УУД). 12 |
Рефлексия деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель урока и результаты её достижения. | Направление рефлексии по вопросам: - Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия? - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? - Как вы сейчас ответите на вопрос: для чего людям нужны храмы?
| Самооценка Вывод: Люди приходят в это священное место, чтобы поделиться своими переживаниями, получить совет. Человек очищается, на душе становится легко. Посещать храм человек не обязан, он идет туда, когда «душа просит». Это священное место, в котором люди ищут спокойствия, прощения, понимания. Придя туда, человек может быть уверен, что его выслушают, протянут руку помощи и никогда не оскорбят. Там можно спрятаться от жестокого мира – преступности, насилия, обмана.
| Уметь себя оценить | (Познавательные УУД). 12345 (Коммуникативные УУД). 12345 (Регулятивные УУД).12 (Личностные УУД). 12 |