Технологическая карта урока "Войдём в православный храм".
методическая разработка по орксэ
Предварительный просмотр:
«Войдём в православный храм»
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Класс | 4 |
Предмет | ОРКСЭ |
Учебник | Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики:4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Ф. Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков (Начальная школа XXI века) |
Тема урока |
Войдём в православный храм. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель деятельности учителя | Дать представление о назначении православного храма и его устройстве. |
Задачи: |
|
Основные термины, понятия | Православный храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, икона. |
Предполагаемые результаты урока Предметные результаты Личностные результаты Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познакомить с устройством православного храма Высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение других по обсуждаемой теме, воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры. Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
|
Оборудование урока | Учебник – Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160с.: с ил., презентация по теме урока, раздаточные карточки для индивидуальной работы и работы в парах. карточки для проведения самооценки (рефлексия). |
Технологии, методы и приемы, используемые на уроке: | Проблемно-диалогическая, исследовательский метод, беседа с использованием проблемных вопросов, работа с учебником, работа в паре, самостоятельная работа. |
Ход урока
Этапы урока. | Действия учителя | Действия обучающихся | Доска и оборудование |
Организационный момент | Здоровается с детьми и настраивает их на работу. | Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. | |
Определение темы урока | Читает стихотворение, задаёт вопрос, выслушивает ответы. Мой храм меня встречает тишиной, Привычны взгляду старые иконы. Вся суета осталась за спиной, Здесь мир иной и здесь свои законы. (Ю.Соловьёв) -Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? -О каком храме будем сегодня говорить на уроке? -Кто может сформулировать тему нашего урока? | Слушают стихотворение, обдумывают ответ на вопрос, отвечают на него. - О храме. -О православном. -Православный храм. | Слайд 1 |
Определение цели урока, задач урока. | Задаёт вопрос, выслушивает ответы. -Перед вами карточки. Выполните задание под цифрой 1. Игра «Продолжи предложение» Храм – это …(здание в котором люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то) В храме происходят обряды...(крещение, отпевание, венчание) В храме много…(свечи, иконы, люди) Храм отличается от других зданий тем, что у него есть…(колокольня, купол,…) В храме нельзя…(бегать, кричать,…) Задаёт вопрос, выслушивает ответы. -На все вопросы удалось ответить? -Сегодня на уроке мы разберём с вами устройство православного храма и узнаем, как правильно вести себя в храме. - Что бы вы хотели узнать о храмах? Поставим цели. С какого слова начнете, подумайте узнать или научиться | Обдумывают ответ на вопрос, отвечают на него. Работают в парах. На карточках. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. | Слайд 2 Слайд 3. |
Актуализация новых знаний | Задаёт вопрос, выслушивает ответы. -Храм похож на обычные архитектурные сооружения, например, на жилой дом? -Почему? -Все ли храмы одинаковые? Оказывается, все храмы похожи, и в то же время они разные. Они как люди. Человек когда – то рождается. И храм когда – то рождается. Откройте учебник на с.68 и найдите ответ на вопрос что такое православный храм. Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили? | Отвечают на вопрос. Православный храм-это место, где проходят богослужения и где верующие молятся. | Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. |
Применение новых знаний | Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Найдите что обозначает это слово на цветных листах, лежащих перед вами. (Приложение 1) Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. - Найдите, что обозначают эти слова. (Приложение1) В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продают свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Вторая, самая большая часть – место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Главнейшая часть храма – это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а Храм землю. В Православной церкви алтарь всегда устраивается в восточной (за редкими исключениями) половине храма. -Давайте повторим из каких частей состоит православный храм. | Самостоятельно ищут ответы на выданных листах. Крыльцо, площадка перед входом в церковь | Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9-13 |
Физкультминутка | Повторяют за учеником. Быстро встали, улыбнулись | ||
Закрепление применения новых знаний | -В храме висит очень много… -Возьмите большой лист с заданиями (показ) и поработайте в парах. Вы можете ответить на вопросы? -Почему? -Где мы можем её взять? -Откройте учебник на с.69 Прочитайте текст и ответьте на вопросы. У каждой пары карточки. Вам надо самостоятельно ответить на вопросы, используя учебник. (Работа в парах) (Приложение2) Что у вас получилось? Часто вы бываете в храмах? Там также как и везде есть свои правила поведения. Мальчикам: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. Девочкам: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам – Неполезно это нам. Задает вопросы. -Кто знает, как называются здания, изображённые на слайде? Что вы о них знаете? | Отвечают на вопрос. Икон. Нет. Не хватает информации. В учебнике. Работа с учебником и на листе с заданием. В парах. | Слайд 14. Слайд 15. |
Вывод-примерное решение учебной проблемы | Отвечают на вопросы учителя. | Слайд 16 | |
Рефлексия | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы учителя. | Слайд 17-18 |
Оценочная деятельность | |||
Домашнее задание | Задаёт домашнее задание. С.78 | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1.
ПАПЕРТЬ ж. (па-перед?) притвор перед церковью, крыльцо, площадка перед входом. Кликуши на паперти стоят, а в церкви они начинают кликать. Папертный навес, Папертники, —ницы, нищие, кои толпятся на паперти, заступая вход в церковь..
Толковый словарь Даля
- ПАПЕРТЬ: крыльцо, площадка перед входом в церковь
На паперти стоять ”о нищих: просить милостыню у входа в церковь”.
Толковый словарь Ожегова
Паперть - , паперти, ж. (от греч. parapetros). Церковное крыльцо, площадка перед входом в церковь. Плелись нищие, калеки, уроды садиться на паперти. А.Н. Толстой.;
Толковый словарь Ушакова
ж. Крыльцо, площадка перед входом в православную церковь.
- ПРИТВОР: входное ”вслед за папертью” помещение с западной стороны церкви
В притворе храма.
Толковый словарь Ожегова
Притвор - , притвора, м.
1. Створка, то, чем закрывается, затворяется что-н. (обл.).
2. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью (церк.).;
Толковый словарь Ушакова
1. м. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью.
2. м.
1) То, чем закрывается, затворяется что-л.; створка.
2) Выемка в косяке, притолоке, в которую входит дверь или окно, когда закрывается.
3. м. местн. Закваска для хлеба.
Толковый словарь Ефремовой
Алтарь
лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara — возвышенный жертвенник; греч. bema — возвышение), обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы.
На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом.
По канонам Православной Церкви в пространство алтаря разрешается входить только священно- и церковнослужителям.
Приложение 2.
- Что такое икона?
_________________________________________________________________________________________________
- Учеников Иисуса Христа называли ___________________________________________________________________
- Икона «Распятие» рассказывает о ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Икона «Снятие со Креста» рассказывает о ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Икона « Жёны – мироносицы у Гроба Господня» рассказывает о ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Икона «Вознесение» рассказывает о ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое «красный угол»?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дайте определение понятию православный храм._____________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Русский храм (аппликация)» и мультимедийная презентация) 4 класс
Дисциплина: изобразительное искусствоТема урока: Русский храм (аппликация) Цель: выполнить коллективную работу "Русский храм".Планируемые результаты:-...
Технологическая карта урока по православной культуре для 4 класса по теме урока" Подвиг"
Карта составлена по учебнику Кураева А Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры", 4 класс.Подведение под понятие слово "Подвиг".Осмысление статьи учебник...
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....
Технологическая карта урока Основы православной культуры (ОРКСЭ) Совесть и раскаяние
Технологическая карта урока Совесть и раскаяние...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православный храм"
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православный храм" (учебник Л.Л. Шевченко)...
Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»
Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" ("Основы православной культуры", 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование понятия православной молитвы и знаний о том, когда и где нужно обратиться к молитве.Задачи урока:Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятием правос...