Методическая разработка и презентация к уроку "Войдем в буддийский храм"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Ольга Владимировна Костромина

Урок распользованием учебника "Основы духовно-нравственной культуры  народов России". На уроке получены ответы на вопросы: Что такое буддизм? Кто такой Будда? Что такое пагода? Рассказывается о посещении буддийского храма в Калмыкии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_urok_10_voydem_v_buddiyskiy_khram_2.docx198.23 КБ

Предварительный просмотр:

Костромина Ольга Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №121

г. Санкт-Петербург

Урок для учащихся 4 классов.

Тема: Войдем в Буддийский храм

Программное содержание.

Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний вид и внутренний вид буддийского храма. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы.

Основные методы и приемы.

Интернет-экскурсия в буддийский храм.

Чтение и обсуждение текста, рассматривание иллюстраций учебника.

Цель: познакомить с религией России - буддизмом.

Задачи: учить работать с текстом, выделять главное, анализировать; развивать речь учащихся, развивать умение работать с полученной информацией, работать в парах.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Постановка целей урока.

 - Сегодня на уроке мы с вами войдем в буддийский храм.  Мы узнаем о …(Слайд 2) Что такое буддизм? Кто такой Будда? Как устроен буддийский храм? Какой самый большой буддийский храм в Европе?

  1. Работа по теме урока.

- Как возник буддизм? Кто такой Будда?

- Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма), целью которой является избавление от страданий и помощь живым существам в обретении счастья. Возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды) Чтение рубрики «Жил на свете человек» (Слайд3)

- Как устроен буддийский храм? Стр. 78-81 учебник.

Беседа по теме урока.

- Буддийские храмы разнообразны. Архитектура буддийских храмов поражает своей неповторимой архаикой и почти сказочной символичностью. (Слайд 5).

Она отличается от любых архитектурных систем современности, хотя, конечно, её становление происходило на основе заимствований. Смесь архитектурных стилей и создают уникальность и оригинальность архитектуры буддийских храмовых комплексов. Композицию практически всех буддийских храмов определяет религиозно-символическая концепция, которая пронизывает каждую архитектурную деталь.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода.  Пагода - буддийское или индуистское сооружение культового характера. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Однако мало кто знает, что прототипом для этой пагоды послужила индийская ступа – полушарие из земли и камня.

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Просмотр фильма. (Слайд6)

- Вам понравился фильм? Что запомнилось? Где находится самый большой буддийский храм.

- А вы знаете об известных буддийский сооружениях? Хотите узнать?

Рубрика «Это интересно» (Слайд 7 и 8)

- Самая высокая буддийская пагода возведена в провинции Цзянсу на востоке Китая. Высота тринадцатиярусного строения составляет 153,79 метров. Пагода «Тяньнинбаота» с позолоченным навершием украсила территорию древнего храмового комплекса «Тяньнинсы». Он был основан еще в период династии Тан (618–907 годы) в районе города Чанчжоу и неоднократно перестраивался.

В частности, там находилась семиярусная пагода эпохи Сун (960-1279), но она была сожжена в ходе войн. Сооружение новой пагоды началось в 2002 году и обошлось в 300 миллионов юаней (38,5 миллиона долларов). На строительство пошли ценные и особо плотные породы дерева, импортированные из Мьянмы и Папуа-Новой Гвинеи.

На последнем ярусе башни установлен огромный бронзовый колокол весом 30 тонн. Он поражает мощным звоном, который слышен на расстоянии пяти километров. Там же хранится уникальное изваяние Будды, созданное из горного хрусталя. Эту реликвию выкупил и передал в дар храму один китайский коллекционер из числа эмигрантов. постройки: храмовые постройки на горе отличались от ансамблей, выстроенных на горе.

Каменные скульптуры в буддийском храме Otagi Nenbutsu-Ji (Киото, Япония)

Буддийский храм Otagi Nenbutsu-Ji редко можно встретить в путеводителях с перечнями достопримечательностей Киото (Япония). Возможно, это и к лучшему, ведь нескончаемый туристический поток вряд ли пошел бы на пользу этому удивительному месту. А посмотреть здесь есть на что: в окрестностях храма установлено 1200 каменных скульптур ракан, учеников-последователей Шака, основателя буддизма Храм Otagi Nenbutsu-Ji был построен в середине 8 в., но его судьба сложилась трагично: он существенно пострадал во время одного из разливов реки Камо, поэтому решено было перенести храм в более укромное место. Позже Otagi Nenbutsu-Ji вновь был разрушен во время гражданской войны в 13 в. В 1922 г. храм реконструировали во второй раз, однако тайфун 1950 г. также не пощадил святыню. Каменные скульптуры были переданы в храм в 1981 г. За три десятилетия они успели покрыться мхом, так что выглядят еще более органично, словно привычные для нашей культуры лесовики. Скульптуры создавали, что называется, всем миром. В храм Otagi Nenbutsu-Ji съезжались скульпторы-любители со всей страны и вырезали человечков из камня под руководством опытного мастера Kocho Nishimura. Изваяния учеников Будды получились совершенно разными: каждый со своим выражением лица, с уникальными эмоциями. Причудливые фигуры стали «визитной карточкой» храма, привнесли особый игровой элемент в духовную атмосферу священного места.

Буддийские монахи. (Слайд 9).Учебник с. 81

- Монах – это человек, который по своему религиозному убеждению решил остаться один, без семьи.

  1. Проверка усвоенных знаний.

- Что нового сегодня на уроке было для вас? Какие вопросы есть? У вас на столе лежат листочки с заданиями для выполнения в паре. Вам надо будет выполнить небольшой тест и указать, какое строение у вас на рисунке. По желанию его можно раскрасить.

1. Подчеркни слова,  которые относятся к буддийской культуре:

церковь, карета, мечеть, пагода, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монахи, ступа, законы, платье, сказка.

2. Кто является основателем буддийской религии?

  • Сиддхартха Гаутама
  • Мухаммед
  • Иисус

3. Что такое пагода?

  •  Крыша храма
  •  Многоступенчатая башня
  • Это вход в буддийский храм

4. Что означает слово Будда?

  • Умный
  • Просветленный
  • Сострадающий

5. Напиши название этого строения.

Взаимопроверка с комментированием.

  1. Рефлексия.

- В каком храме вы сегодня побывали? Что нового узнали? (слайд 10) Смогли ли мы ответить на вопросы, которые ставили в начале урока? Вам понравился урок? Что не получилось? Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Методическая разработка и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Разножанровые произведения"

Тема: Разножанровые произведения. Задачи: развивать речь учащихся;воспитывать любовь и доброе отношение к животным; познакомить с новыми произведениями фольклора; учить сочинять загадки с героями – ж...

Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс

Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...

Методическая разработка игры-презентации "Выбери слово"

Игру-презентацию   "Выбери-слово"   характеризуют  следующие достоинства:   предъявление  информации на  экране    компьютера...

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Методическая разработка урока+ презентация "Умножение на однозначное число", 3 класс

В методической разработке представлен подробный конспект урока математики "Умножение на однозначное число", 3класс, УМК "Начальная школа XXIвека". Урок-путешествие по подводному миру. ...

Методическая разработка и презентация по теме "Газированные напитки и лимонады с вредными добавками"

Занятие по курсу "Основы здорового питания". Цели - познакомить учащихся с видами газированных напитков и лимонадами с вредными добавками, с основными правилами питания и мнениями специалистов, специа...