Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль "Православие") с дидактической структурой. Тема "Храм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРКСЭ. Храм | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Ф.И.О. Пыльникова Ольга Алексеевна
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тип урока: «Храм»
Тема | «Храм» |
Цель | Знакомство учащихся с православными храмами, их значением в духовной культуре русского народа; правилами поведения в храме |
Задачи | Образовательные: дать учащимся первоначальные представления о православном храме, его внутреннем устройстве, правилах поведения в нем Воспитательные: развивать нравственные качества личности; учить уважительному отношению к православной культуре. |
УУД |
- прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; - формулировать общие для всех людей правила поведения в храме.
- определять и формулировать темы и цели учебной деятельности на уроке - уметь оценивать результат своей деятельности - работать по плану; - действовать, исходя из цели.
- уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем - формировать умение договариваться; - находить общее решение; - развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы; - формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; - строить монологическое высказывание.
- воспитание у учащихся любви к своему Отечеству; - уважение к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; - формирование устойчивого интереса к предмету; - желание больше узнавать о православной культуре России; - формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета. |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: понимать значение храмов в культуре русского народа Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь организовывать совместную деятельность с учителем и учениками, самооценка деятельности |
Основные понятия | Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата. |
Межпредметные связи | История, окружающий мир, литература. |
Ресурсы:
| Для учащихся: Учебник: «Основы православной культуры» Андрей Кураев. Пособие для учащихся. М., 2012 листы А4 для рабочих карт урока Общеклассные: Смарт-доска, компьютер, Виртуальная экскурсия по храму «Всех святых» в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москва по ссылке: http://www.hram-ks.ru/VirtualTour/hram/3dtur.shtml Видео о поведении в храме: https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=1254525353323230485&text=о%20поведении%20в%20храме |
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология | Технология продуктивного чтения |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Учащиеся настраиваются на урок | «Если ты будешь любознательным, то будешь и много знающим» Так говорил великий древнегреческий философ Сократ. Тема сегодняшнего урока никого не оставит равнодушным, ответит на многие вопросы, волнующие вас. Садитесь, пожалуйста. (Звуки колокольного звона) | Прослушать запись | Уметь слушать | (Познавательные УУД). 1234 (Коммуникативные УУД). 123456 (Регулятивные УУД).12 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают | Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): - Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре.) - Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме? | Ответы на вопросы | Умение сформулировать и высказать свою мысль Умение отвечать на поставленные вопросы | (Познавательные УУД). 1234 (Коммуникативные УУД). 123456 (Регулятивные УУД).12 |
Мотивация учащихся к изучению темы урока Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Получение новых знаний (работа в группах с текстом учебника) Проверка работы. Первичное закрепление | Слушание стихотворения. Ответы на вопросы Называют тему «Православный Храм» Рассуждают, отвечая на вопросы, делают вывод Формулируют цели урока Работа в группах с текстами учебника, заполнение рабочих листов. По истечении времени, дети отвечают на вопросы, предложенные к выяснению, разъясняют понятия (Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата.) Учащиеся совершают виртуальную экскурсию в Храм, называют части храма. | Чтение стихотворения учителем под колокольный звон. «Есть в куполах загадочная сила- Они к себе безудержно манят, Когда их солнце светом озарило, И зазвучит со звонницы набат. И всякий раз, когда в душе смятенье, Я к ним с надеждой молча прихожу, Чтоб нам найти свое успокоенье И излечить душевную хандру. В тиши церковной, как в тумане, тают Мирские звуки всякой суеты. Уставшая душа здесь оживает И обретает прежние черты.» Игорь Бизюк - О чем стихотворение? (О храме) - Какие картины возникают перед вами при чтении этого стихотворения? Какие чувства упоминает поэт? - Кто из вас может определить тему урока? Учитель организует обсуждение ответов на вопросы, направляет к формулированию целей урока: - Попробуйте дать определение слову «храм»? - Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу - Престол которого небо и подножие - земля, а нам они нужны» - Как вы считаете, нужны ли людям храмы? - Какие цели урока вы определите, исходя из его темы и наших рассуждений? -Где можно получить более подробную информацию по теме урока? -Сегодня, работая самостоятельно, вы сможете узнать много нового. Выполняя задания, вы будете заполнять свой рабочий лист, и к концу урока у каждого получится план-конспект по теме «Храм». Прочитайте текст учебника (с.48-51), обсудите в парах вопросы и дайте ответ: 1.Как отличить православный храм? 2. С какой целью люди приходят в храм? 3. Запишите на рабочих листах новые слова-термины, называющие предметы и действия. Учитель организует проверку самостоятельной работы по учебнику. Учитель, используя виртуальный ресурс: - Сейчас мы виртуально побываем в Храме «Всех святых» в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москве, назовем все части храма, увидим предметы, находящиеся в нем и используемые для проведения служб. | Слушание стихотворения Ответы на вопросы Смысловое чтение и работа по тексту | Уметь находить главное и второстепенное, Умение слушать, понимать. Умение выходить из проблемной ситуации | (Познавательные УУД). 12345 (Коммуникативные УУД). 1456 (Регулятивные УУД).12 |
Создание проблемной ситуации. Самостоятельная работа в группах | Работают в группах. Отчёт 1 группы по заданию. Осуществляют самооценку. Группы 2, 3 Выслушивают отчет группы, отвечают на вопросы составленные группой 1, контролируют правильность выполнения задания, заполняют рабочие листы. Отчёт 2 группы по заданию. Осуществляют самооценку. Группы 1, 3 Выслушивают отчет группы, разгадывают кроссворд, контролируют правильность выполнения задания. Отчёт 3 группы по заданию. Осуществляют самооценку. Группы 2, 1 Выслушивают отчет группы. Контролируют правильность выполнения задания, после просмотра фрагмента. Формулируют обобщение правил поведения в Храме, заполняют рабочие листы. | Организует работу в группах. 1 группа. Подготовить вопросы по понятию «Иконостас», используя материал учебника. 2 группа. Составить кроссворд, включив в него слова- понятия урока. 3 группа. Выработать правила поведения в храме. Помогает группам в выполнении задания, направляет работу. Учитель направляет отчет группы. Задаёт вопросы для самооценки: - Как можете оценить выполнение вами задания? - Какие трудности возникли в работе? - Как удалось их преодолеть? Организует анализ работы выступающей группы слушателями других групп. - Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием? Какие еще вопросы можно задать по теме? Что из ответа группы внесете в ваши рабочие листы? Учитель направляет отчет группы. Задаёт вопросы для самооценки: - Как можете оценить выполнение вами задания? - Какие трудности возникли в работе? - Как удалось их преодолеть? Организует анализ работы выступающей группы слушателями. - Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием? Учитель направляет отчет группы. Задаёт вопросы для самооценки: - Как можете оценить выполнение вами задания? - Какие трудности возникли в работе? - Как удалось их преодолеть? Просмотр видеофрагмента «Правила поведения в Храме». Задание к просмотру: - Найдите правила, не указанные 3 группой. - Какие правила поведения не были указаны группой? Направляет коррекцию свода правил, составленных 3 группой. Организует анализ работы выступающей группы слушателями. - Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием? - Запишите правила поведения в храме в ваши рабочие листы. Итог: «Следуйте же <в храме> тихими шагами, в совершенном молчании. Никто не входи сюда с житейскими заботами, никто — с рассеянностью и смущением, но оставим все это за первыми дверями, и таким образом все войдем сюда. Мы входим в Царские Чертоги небесные, вступаем в светлые области, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн» (свт. Иоанн Златоуст, 49, 392). | Работа в группах по заданиям, используя учебник, видеофрагмент. Самоанализ и самооценка деятельности. Анализирование работы, выполненной другим. | Уметь находить главное и второстепенное, Умение слушать, понимать. Умение выходить из проблемной ситуации Самооценка деятельности Уметь работать с информацией | (Познавательные УУД). 12345 (Коммуникативные УУД). 123456 (Регулятивные УУД).1234 (Личностные УУД). 12 |
Рефлексия деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель урока и результаты её достижения. | Направление рефлексии по вопросам: - Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия? - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? - Как вы сейчас ответите на вопрос: для чего людям нужны храмы? - «...Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною... Здесь <в храме> не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей; это — пристань свободная от всего такого; это — духовная пристань душ (свт. Иоанн Златоуст, 45, 405). | Самооценка | Уметь себя оценить | (Познавательные УУД). 12345 (Коммуникативные УУД). 12345 (Регулятивные УУД).12 (Личностные УУД). 12 |
Домашнее задание. |
| Подготовить небольшое сообщение о любом московском храме |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...