Семья – хранитель духовных ценностей
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель: привитие учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям, формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека.
Задачи:
1.Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
2.Формировать умение совместно работать в группе;
3.Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
4.Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие.
5.Воспитывать доброые отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семья – хранитель духовных ценностей | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
.. Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций –залог интереса к культурным традициям российского народа.
Цель: привитие учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям, формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека.
Задачи:
1.Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
2.Формировать умение совместно работать в группе;
3.Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
4.Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие.
5.Воспитывать доброые отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Ход урока.
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Добрый всем день! День у нас сегодня совсем необычный!
В наш дом, нашу семью лицея , пришло много гостей. Они нечаянная радость для нас!
Умножим эту радость. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Что вы почувствовали? Пусть это настроение сохранится до конца
нашего занятия.
Учитель: Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни.
Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок?
Установка: подумать о смысле, заложенном в песне «Семья» - 2 мин.
Обсуждение: 1. Вы послушали песню? О чем она? (что нам хотел сказать автор). 2.Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о семье )
Реши ребус 7 Я (семья)
Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей.
3 - 4 мин. Обсуждение:
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? 1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? 2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.
3. Изучение нового материала. 10 – 12 мин.
Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья. Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится:
"Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
У каждого слова, есть своя история, как оно появилось. А, как вы думаете, как появилось слово Семья?
Учитель: послушайте замечательное стихотворение которое объясняет , как появилась слово семья.
«Семья»
Когда появилось слова «семья»?
Когда- то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,, Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
-Кто их воспиттывает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
-Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я»,- тихо молвила Ева – Я,я....
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.
А что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
В словаре Ожегова: «Ценности – то, что человек ценит в жизни. Чему он придает особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность».
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью.
Учитель: - Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них. (Слайд)
Семья – это не только мама и папа. Это дедушки и бабушки, тети и дяди, племянники и племянницы, двоюродные сестры и братья. Семья – это маленький осколок большого рода.
Учитель: - А, какие еще есть родственные связи?
Активное занятие работа в парах «Родовое дерево »
Внимательно прочитай слова в левом столбике и найди соответствующие им по смыслу в правом столбике. Соедини эти слова линией.
Прабабушка |
Прадедушка |
Бабушка |
Дедушка |
Дядя |
Тетя |
Двоюродный брат |
Двоюродная сестра |
Папин брат |
Сын твоей тети |
Мама твоего дедушки |
Дочь твоего дяди |
Дедушка твоего отца |
Мама твоей мамы |
Мамин папа |
Мамина сестра |
В каждой семье детям рассказывают сказки, легенды, поют песни. От своих родителей, бабушек и дедушек они знают множество считалок, потешек, присказок, игр. Слушая и запоминая эти фольклорные произведения, дети усваивают правила поведения в семье и в обществе.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
( "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)
Несмотря на то, что в сказках действуют животные, проблемы у них вполне человеческие, и решают они их тоже по-человечески, недаром за каждым животным закрепились человеческие черты характера: лиса - хитрая, заяц - трусливый, петух - хвастливый и т. д.
Работа с учебником, обсудим вместе (группа выбирает одну из сказок, и отвечают на вопросы). « В чем ее смысл?». «Какие пороки человека она осуждает?». «Каким положительным качествам предлагает подрожать?»
Работа в группах:
1 группа: Воробей и курица (стр. 60)
2 группа: Падишах и садовник (стр. 60)
3 группа: Кукушка (стр. 65)
Учитель: - А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Давайте узнаем из притчи.
а) Чтение и обсуждение притчи. «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… - Какое это слово? «ПОНИМАНИЕ» - Как вы понимаете это слово? - Как можно назвать такую семью?
А, вот народная мудрость вкладывала емкие понятия в пословицы, с некоторыми из них мы сейчас и познакомимся.
Работа в группах. Поможем пословицам!
(Каждой группе выдаются рассыпанные пословицы)
Учитель: Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
1.В семье любовь да совет, так и нужды нет.
2.Не будет добра, коли в семье вражда.
3.Семья без детей, что цветок без запаха.
4.Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
5.Семья сильна, когда над ней крыша одна.
6.Добрая семья прибавит разума-ума.
7.За общим семейным столом еда вкуснее.
8.Вся семья вместе, так и душа на месте.
9.В родной семье и каша гуще.
Чтение и обсуждение легенды - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».
Давным - давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила:
Пример: Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей. И т. д.
Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???
Ребята, а ваш класс можно назвать семъёй? (ответы детей) в какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семъёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.
В истории есть немало примеров крепких и счастливых семей. Покровителями семьи и брака в православии считают святых Петра и Февронию Муромских.
Учитель: Что вы о них знаете? (ответы детей)
Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. В нашей стране 8 июля в день их памяти отмечается всероссийский праздник – День семьи, любви и верности. А, какой цветок стал символом праздника? (ответы детей - ромашка)
И это не случайно. Издавна девушки гадали на ромашке, мечтая о суженом и о создании семьи, приносили в дом с желанием сохранить любовь, тепло и уют в семье.
Итог урока .Рефлексия. Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили.
Я хочу, чтобы моя семья была … - У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию.
Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью.
Я предлагаю вам записать на лепестках, какую вы видите свою семью.
Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Согрейте их в своих руках. Представьте, как каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.
Учитель: Дорогие ребята, спасибо вам за урок.
Домашнее задание: нарисовать свою семью, подготовить пословицы и поговорки поговорить разных народов о семье.
А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена?
Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство.
Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.
Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…
А почему дом был большим???
Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентация курса «Литературное чтение» на формирование у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи
Эссе. «Литературное чтение» авторов М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой ...
Классный час "Семья и семейные ценности" Программа духовно-нравственного воспитания.
Материал может быть использован классными руководителями и учителями, преподающие ОРКСЭ....
Проект «Семья - хранительница духовно-нравственных традиций и ценностей»
Проект программы работы с родителями...
Семья-хранитель духовных ценностей.
Технологическая карта урокаПредмет: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»Тема урока. Семья-хранитель духовных ценностей.Тема урока: Семья-хранитель духовных ценностейТип ур...
Урок-презентация по ОДНКНР 5 класс "Семья-хранитель духовных ценностей".
Презентация по дисциплине ОДНКНР по теме "Семья-хранитель духовных ценностей"...
Методические рекомендации к уроку. ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей." 4 класс.
Схемы Фишбоун дают возможность:-организовать работу участников в парах или группах;-развивать критическое мышление;-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;-ранжировать факторы по ст...
Семья, как духовная ценность
Семья, как духовная ценность...