Внеклассное мероприятие «Семья – хранительница духовных ценностей»
план-конспект занятия (4 класс)
(Слайд 3) В семейном кругу мы с вами растем,
Основа – основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: - С чего начинается любая семья?
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших мам и пап до этого были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сестры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_-_hranitelnitsa_duhovnyh_tsennostey.doc | 77 КБ |
semya_-_hranitelnitsa_duhovnyh_tsennostey_-_kopiya.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Лобановская средняя школа № 11»
Внеклассное мероприятие
«Семья – хранительница духовных ценностей»
Тулина Л.П.
Внеклассное мероприятие «Семья – хранительница духовных ценностей» (Слайд 1)
(Слайд 2)
Цель мероприятия: дать представление о христианском понимании
семьи.
Задачи мероприятия:
- вспомнить как зарождалась семья, используя библейскую историю;
- выявить качества, необходимые жениху и невесте ля создания христианской семьи;
- рассмотреть образец христианской семьи на примере семьи;
- воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям.
Ход мероприятия:
(Слайд 3) В семейном кругу мы с вами растем,
Основа – основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: - С чего начинается любая семья?
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших мам и пап до этого были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сестры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
- Так что же такое семья? (Дети отвечают на вопрос).
Учитель: А давайте с вами обратимся к Библии и прочитаем еще раз, как родилась семья.
Ученик: «И создал Господ Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть…». (Слайд 4)
Учитель: На чем основывается настоящая семья?
Смотрим и обсуждаем видео. Патриарх Кирилл: «Любите ли вы по-настоящему?» (Слайд 5)
- Какой секрет семейного счастья открывается нам после просмотра видео?
- Что значит – любить свою семью?
- Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга?
- На чем же основана семья? (Любовь, терпение, самопожертвование).
- Вспомните, что говорит апостол Павел о любви?
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Ап.Павел). (Слайд 6)
- Итак, семья основана на любви. Такова ли современная семья? Посмотрим сценку о современной семье. (Дети разыгрывают сценку по ролям).
Автор: Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
Малыш: Папа, можно у тебя кое-что спросить?
Отец: Конечно, что случилось?
Малыш Пап, сколько ты получаешь?
Отец: Это не твоё дело! Зачем это тебе?
Малыш Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
Отец: Ну, вообще-то, 500. А что?
Малыш Пап… Пап, ты можешь дать мне 300?
Отец: Ты хочешь купить какую-нибудь дурацкую игрушку? Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!..
(Думает…) Может, сыну действительно что-то очень важное нужно купить. Ведь он ещё вообще ни разу у меня не просил денег».
(Идет к сыну). Я, кажется, слишком грубо тебе ответил. У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Малыш: Ой, папка, спасибо! (достает еще 300, пересчитывает деньги).
Малыш Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Учитель: Подумайте, можно ли эту семью назвать счастливой? Почему? (В этой семье отец и сын любят друг друга. Сын скучает без отца. Отец, несмотря на усталость, сумел победить раздражение и попытался понять своего сына. И узнал, как его любят. Он понял, что время, проведенное с родными, дороже денег и карьеры).
Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим пример христианского идеала семьи. (Слайд 7)
Обратимся к сведениям о семье последнего императора России Николая II. Семью Николая II канонизировали, т.е. причислили к лику святых в 2000 году. Церковь почитает их как страстотерпцев.
Ученик: (Слайд 8)Николай II, старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, взошел на престол после смерти своего отца. Николай II получил хорошее образование, он владел французским, английским и немецким языками. Был очень честным. В свободное от государственных дел время проводил время с семьей. Его очень любили дети. Все царствование Николая II прошло в обстановке нараставшего революционного движения. Императора вынудили отречься от престола.
После прихода к власти нового, большевистского правительства царскую семью отправили в г.Тобольск, оттуда – в Екатеринбург, поселили в доме купца Ипатьева.
В 1918 году Уралсоветом вопреки мнению Московского правительства принято решение о решение о расстреле Романовых. 17 июля 1918 года императорскую семью расстреляли в подвале дома. Семья царственных мучеников со смирением приняла свою участь, взносы молитвы за своих убийц, которые «не ведали, что творили».
В 2000 году Русская Православная церковь приняла решение о канонизации царственных страстотерпцев.
Учитель: (Слайд 9) Императрица Александра Федоровна была немецкой принцессой по имени Аликс, как ее звали на Родине. Отчество Федоровна она получила после замужества и принятия православия, по традиции рода Романовых, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, считавшейся покровительницей императорского рода).
Ученик: Родилась в городе Дармштадте, Германия, в 1872 году. Четвёртая дочь великого герцога Людвига IV и герцогини Алисы, внучка английской королевы Виктории.
По характеру, да и по внешнему виду Александра была высокая, стройная, с царственной осанкой и большими грустными глазами - она выглядела настоящей царицей, казалась олицетворением властности и величественности. Осознания своего высокого положения она никогда не теряла, разве только в детской комнате, когда играла со своими детьми.
Александра Фёдоровна играла на фортепиано.
Занималась благотворительной деятельностью. К 1 января 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений.
«Она не предполагала, что все так произойдет, что этот скромный мальчик с огромными серо-голубыми глазами, легкими, пушистыми усиками…станет ее суженым. Ей и в голову не могла прийти, что мальчик окажется столь волевым, упорным, проявит такую настойчивость и будет продолжать ухаживать за ней…
Аликс забыла бы о русском цесаревиче, если бы он не подарил ей великолепную золотую брошь с бриллиантами. Таких дорогих подарков ей никто никогда не дарил, и она растерялась, не зная, что сказать…Аликс прибежала к отцу, показала брошь.
- Это слишком дорогой подарок, - сказал Людвиг IV. - такой подарок может обязать к продолжению отношений совсем в ином роде. Ты понимаешь? Верни брошь».
Аликс послушно вышла из кабинета отца, с трудом отыскала Николая, потому что уже начались танцы…
- Папа не разрешает мне принять ваш подарок, - сказала она и увидела, как он густо покраснел и потупил глаза.
- Но почему? – тихо спросил он. Глаза его выразили искреннее огорчение.
- Папа не объясняет своих решений, - и она ушла…»
Учитель: - Какой предстает перед нами императрица в этом эпизоде?
(послушание отцу, доверие ему).
- Какие качества Николая мы видим?
(воля, упорство, настойчивость, целеустремленность, скромность, искренность)
Учитель: Прослушаем краткие сообщения о детях императорской семьи.
Ученик: Великая княжна Ольга Николаевна. (Слайд 10)
Старшая дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Родилась 3 ноября 1895 году.
Унаследовала глаза отца, стройную фигуру и светлые волосы матери. Характером походила больше на отца: как и он, любила уединиться с хорошей книгой. Она имела великолепный музыкальный слух, играла на рояле, пела. От матери девушка переняла твердость характера. Когда должен был решиться вопрос о ее браке с румынским принцем, для чего даже была предпринята поездка семьи в Румынию, Ольга сумела отстоять свое право на свободный выбор супруга, осуществить который ей так и не удалось.
Учитель: Послушаем сообщение о второй дочери Николая II, Татьяне.
Ученик: Великая княжна Татьяна Николаевна. (Слайд 11)
Вторая дочь Императора Николая II и Императрицы Александры Фёдоровны. Родилась 29 мая 1897 году.
Высокая, стройная, она была замкнута и сдержанна, но очень дружна с матерью, ставшей ее советчиком во всем. Была исключительно организованной, энергичной и целеустремленной. Больше всего любила порядок, помогала матери хозяйничать, вышивала, гладила белье, чувство долга в ней было очень развито.
Во время Первой Мировой Войны (1914-1918) вела активную общественную деятельность, являлась почётной председательницей «Татьянинского комитета» - организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой регулярно работала в госпиталях и лазаретах. Занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим.
Учитель: Прочитаем письмо, написанное Татьяной матери.
Ученик: Моя дорогая, родная, милая Мама,
Я прошу у тебя прощения за то, что не слушаю тебя, спорю с тобой, - что я не послушная. Сразу я никогда ничего не чувствую, а потом ощущаю себя такой грустной и несчастной оттого, что утомила тебя, потому что тебе все время приходилось мне все повторять . Пожалуйста, прости меня, моя бесценная Мамочка. Сейчас я действительно постараюсь быть как можно лучше и добрее, потому что я знаю, как тебе не нравится, когда одна из твоих дочерей не слушается и плохо себя ведет. Я знаю, как это ужасно с моей стороны плохо себя вести, моя дорогая Мама, но я на самом деле, милая моя, буду стараться вести себя как можно лучше, и никогда не утомлять тебя, и всегда слушаться с первого слова.
Прости меня, дорогая. Пожалуйста, напиши мне только одно слово, что ты меня прощаешь , и тогда я смогу спать с чистой совестью. Да благословит тебя Бог всегда и повсюду! Никому не показывай это письмо.
Поцелуй от твоей любящей, преданной, благодарной и верной дочери Татьяны.
Учитель: Третья дочь императора – Мария.
Ученик: Великая княжна Мария Николаевна. (Слайд 12)
Третья дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Родилась 14 июня 1899 году.
Мария - истинная внучка Александра III, своего деда. У нее были очень красивые большие серовато-синие глаза. Простая в общении, ласковая и приветливая, Мария любила рисовать, но ей не хватало упорства, чтобы заняться чем-либо серьезно. Легко общалась с простыми людьми, умела поговорить с солдатами, расспросить их про семью и домашнюю жизнь, любила маленьких детей.
Учитель: Были ли дети царской семьи избалованными, высокомерными? Как они относились к простым людям, солдатам?
Учитель: Анастасия – четвертая дочь Николая и Александры.
Ученик: Великая княжна Анастасия Николаевна (Слайд 13)
Четвёртая дочь императора Николая II и Александры Фёдоровны. Родилась 5 июня 1901 года.
За живость и остроумие девочку часто называли шалуньей. Могла запросто, как мальчишка, съехать по перилам лестницы. Имела прекрасный музыкальный слух и способность к языкам. Анастасия умела рассмешить людей, сама оставаясь при этом серьезной. Среди сестер Анастасия выделялась аристократичностью.
Учитель: И, наконец, наследник престола, пятый ребенок многодетной императорской семьи, цесаревич Алексей.
Ученик: Великий Князь Алексей Николаевич. (Слайд 14)
Пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны. Родился 30 июля 1904 году.
Однако десять недель спустя после рождения радость сменилась отчаянием. Выяснилось, что младенец унаследовал ужасную болезнь - гемофилию, которой страдали многие в семье царицы Александры.
Гемофилия (кровоточивость) - наследственная болезнь, передающаяся из поколения в поколение через женщин детям мужского пола. Ей подвержены только мужчины. Александре Федоровне этот генетический дефект достался от бабушки, королевы Виктории, и она передала его Алексею. Малейшая царапина могла повлечь за собой смерть ребёнка.
Мальчик был очень подвижен и резв. Однако малейший ничтожный ушиб, незначительная травма могли убить его. Медицина здесь оказалась бессильна, лекарство против этой страшной болезни не было.
Учитель: Как воспитывала Александра Федоровна дочерей?
Ученик: Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводили время. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Дом и семья – это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве». Девочкам некогда было скучать, они не были бездельницами. Великие Княжны вместе с отцом даже разбивали огород, а Алексей умел пилить и колоть дрова. При всех своих обязанностях дети не прекращали учение.
На боковой стене классной комнаты висело расписание уроков. В шкафах хранились книги, в основном религиозного и патриотического содержания, а также учебники. В библиотеке девочек было много книг на английском языке.
Когда Алеше было плохо, вся семья собралась вокруг постели Алеши, и ни мать, ни отец не спросили, почему дети пришли сюда и почему они не спят. Девушки любили друг друга, но больше всех все вместе они любили Алексея… Если ему было плохо – было плохо всем».
Учительница Алексея вспоминает свое возмущение тем, что болящему в это время цесаревичу подали кушанье, общее со всей семьей, которое тот не любил.
На это ей Алексей ответил:
«Ну вот еще. Из-за меня одного не надо тратиться».
Учитель: Распорядок дня детей царской семьи воспитывал в них неприхотливость, трудолюбие, умение отказаться от своих капризов.
Ученик: «Дети вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11 часов... Иногда после уроков перед завтраком совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием» (Слайд 15).
На неделю приходился 31 урок, то есть при пятидневном режиме занятий по 6 уроков в день. В 1909/10 учебном году учебная нагрузка значительно увеличилась с 31 урока до 54 уроков, то есть более 10 уроков в день.
Дети очень любили читать…
Учитель: Любовь к матери мы видим в одном из стихотворных посланий дочерей Александре Федоровне.
Дорогой Мамочке
Ты прекрасна, как синее море
при закате вечерней зари,
При тебе забывается горе,
открывается тайна любви.
Учитель: Прочитаем дневник императрицы. Какие наставления давала Александра Федоровна своим детям?
ДНЕВНИК ИМПЕРАТРИЦЫ О СЕМЕЙНОЙ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ
Ученик: «Одно слово охватывает все — это слово «любовь». В любви нужна особая деликатность. Вот совет: не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно...
Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.
Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это — терпение. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не так.
Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим.
Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери.
Учитель: Какими советами императрицы вы бы воспользовались для своей семейной жизни?
В 2000 году семья царственных страстотерпцев была причислена к лику святых. (Слайд 16)
Итог: Итак, мы можем подвести итог о том, какой в русском сознании является семья. Семья – это самоотдача, это жертвование своими интересами ради других, это любовь мужа и жены, взаимопонимание родителей и детей, это готовность пожертвовать своим интересами ради другого, это готовность принять другого человека таким, какой он есть, это радость за него и его успехи, это всепрощение и сочувствие, это дружба и труд, это ответственность и самоотречение.
Хотелось бы, чтобы все семьи были именно такими, а вы должны дарить радость своим родителям, быть добрыми и любящими.
И в заключение нашего занятия я предлагаю вам прослушать песню Светланы Копыловой «Любовь не ищет своего» . (Звучит песня.)
- А вы, когда будете слушать песню подумайте, какой должна быть настоящая любовь.
- Наше занятии закончено. Всех благодарю за участие.
Пословицы и поговорки о семье.
- На что и клад, если в семье лад.
- Любовь да совет – так и душа на месте.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В родной семье и каша гуще.
- За общим семейным столом еда вкуснее.
- Добрая семья прибавит разума.
- Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему.
- В своей семье не велик расчет.
ДЗ. Написать творческую работу. Какой бы я хотел видеть свою семью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мероприятия: дать представление о христианском понимании семьи. Задачи мероприятия: - вспомнить как зарождалась семья, используя библейскую историю; - выявить качества, необходимые жениху и невесте ля создания христианской семьи; - рассмотреть образец христианской семьи на примере семьи; - воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям.
«И создал Господ Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть…».
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ( Ап.Павел ).
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие Семья и семейные ценности
Для начальной школы...
Внеклассное мероприятие "Семья и семейные ценности"
ЧУ.сш в честь прп. Сергия РадонежскогоПриготовила: учителя начальных классов Матерова Ю.В.«Семья и семейные ценности»Цель: классного часа заключается в осмыслении необходимости сохранения семейн...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Семья и семейные ценности»
Основная цель мероприятия –формирование у воспитанников понятий «счастливая семья», «отчий дом», воспитание чувства уважения друг к другу.Особенностью данного мероприятия является то, что в нём приним...
Конспект внеклассного мероприятия "Семья и семейные ценности"
Сценарий внеклассного мероприятия для 2 класса начальной школы....
Внеклассное мероприятие: "Семья и семейные ценности"
Расширение представлений учащихся о роли семьи в жизни человека, о семейных ценностях....
Внеклассное мероприятие “Семья и семейные ценности”
Цели и задачи:Образовательные: расширение представлений учащихся о роли семьи в жизни человека, о семейных ценностях; раскрытие значимости семейного очага для каждого человека....
Технологическая карта внеклассного мероприятия "Семья и семейные ценности "
Технологическая карта внеклассного мероприятия"Семья и семейные ценности "...