Основы православной культуры 4 класс Технологическая карта урока изучения темы Тема: Подвиг .
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Манзебур Валентина Ивановна

Создавать условия для  формирования у учащихся представлений о подвиге ради себя, ради других, ради Бога, формировать умения работать с текстом по заданной теме

 Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Понимать смысл понятия « подвиг», рассуждать по теме урока, научить соотносить собственное поведение с морально - нравственными ценностями и установками, учить с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manzebur_v.i._tehnologicheskaya_karta.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Манзебур Валентина Ивановна

Предмет: Основы православной культуры

Класс: 4 класс

Тип урока (занятия): Комбинированный урок

Технологическая карта изучения темы

Тема

Подвиг

Целевые ориентиры

 Создавать условия для  формирования у учащихся представлений о подвиге ради себя, ради других, ради Бога, формировать умения работать с текстом по заданной теме

 Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры  поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к морально-нравственным ценностям, нормам православной культуры.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

(Базовый уровень и повышенный уровень)

Предметные: Понимать смысл понятия « подвиг», рассуждать по теме урока, научить соотносить собственное поведение с морально - нравственными ценностями и установками, учить с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре.

Личностные: Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;   (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Что такое подвиг. Жертва

ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить?

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

А.В.Кураев Основы  духовно- нравственной культуры народов России.Основы православной культуры.

Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках урока, занятия)

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятельность

Задания

обучающимся, для достижения запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Педагогического работника

Обучающихся

Базовый уровень

Повышенный уровень

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.

Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности.

-Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли  сегодня на урок? Начните свой ответ со слов «Я хочу…»

-Вам приятно будет узнать, что также как и вы думали очень известные люди( на доске высказывания), а также примеры из народного фольклора.

Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов.

Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Уметь оформлять свои мысли в устной форме  (Коммуникативные УУД).

Самоопределение,

Смыслообразование.

(Личностные)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цель:  тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.

III. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Создаёт условия для успешного формулирования темы урока учащимися.

Создаёт условия для прогнозирования детьми  теоретического материала

Корректирует ответы детей.

Создаёт условия для прогнозирования содержания произведения через иллюстративный ряд. Создаёт проблемную ситуацию.

А я вам предлагаю на уроке написать книгу « Что такое подвиг?»

Принимают проблемную ситуацию.

Работает группа РВС.

Работа с лексическим значением слова подвиг

Работает группа «Мыслители».

Ролевая игра «Экскурсовод по книжной выставке»

Работает группа «Знатоки»

Прочитайте стихотворение

«Подвиг есть и в сраженьи…"

 - О чем это стихотворение?

Как вы думаете оно называется? Вы сейчас самостоятельно назвали тему нашего урока « Подвиг»

Попробуйте дать определение сами.

Я приглашаю моих помощников, группу РВС( разведай, выясни, сообщи узнать что такое  подвиг)

Дополнить вашу исследовательскую работу я бы хотела сведениями из других источников.

Для того, чтобы определить, о чем мы будем сегодня вести беседу  (содержание учебного материала) нам надо выбрать экскурсовода по книжной выставке.

-Расскажите, какие вы видите книги на выставке

Вы сейчас самостоятельно поставили цели нашего урока.

На доске: - познакомиться с…. -понимать смысл….

-рассуждать

-МЫСЛИТЬ

Уметь раскрыть тему задания в устном сообщении кратко и точно.

Уметь  работать с книжной выставкой

Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца)

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Создаёт условия для поиска нужной информации в толковом словаре.

Организует работу по иллюстрации.

Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт .

Ищут информацию в толковом словаре.

Прогнозируют (предвосхищают) содержание текста   по иллюстрации.  

Знакомятся с текстом.

-А как вы думаете, что такое жертва, кто такой подвижник

-А теперь проверим наши предположения по словарю. Работает группа РВС:

-разведай

-выясни

-сообщи

подвижник, жертва - ответы детей по словарю.

Откройте учебник, посмотрите на иллюстрацию. Давайте подумаем, какое это произведение по настроению? (ответы детей)

Уметь определять настроение текста по иллюстрации к нему.

Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст

(Регулятивные УУД)

Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Л)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (действие по образцу или алгоритму)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Организует первичное чтение текста.

Ставит проблемный вопрос.

Организует работу по формированию умений находить  ответы на поставленные вопросы, используя текст.

Создаёт ещё одну проблемную ситуацию.

Работают с текстом по приёму ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ

(инсерт)

Работает группа «Знатоки»

Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста.

Работают с Толковыми словарями разных авторов.

Работает группа «Мыслители»

А теперь  прочитаем текст

-Проверим наши предположения.

Знакомство с текстом - первичное чтение. ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ. Взяли в руки карандаши.

-Есть в  тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?

-Есть в тексте то, с чем вы  НЕ СОГЛАСНЫ?

 А теперь поработаем с кластером

« Движение»

Вы должны составить кластер с понятием « ПОДВИГ»

Оформление соответствующих страниц книги

Физкультминутка

Уметь читать   текст, выражая настроение.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Задаёт наводящие вопросы, способствует перевоплощению ученика.

Создаёт условия для успешной работы в группах.

Минутка перевоплощения.

Ученики делает предположения по поставленному вопросу, написав при этом эссе.

Работают в группах по заданию.

Ваша задача написать эссе по группам:

Подвиг Христа и подвижничество.

Подвиг нашего народа и страницы истории.

Подвиг в наши дни.

Подвиг ради себя – воспитание силы воли.

Роли:

Искусствовед

Доктор исторических наук

Современник

Школьник

Уметь оформлять свои мысли в письменной  форме  

Самоопределение,

Смыслообразование.

(Личностные)

Выполнять роль в группе,  сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)

Формирование умения сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Создаёт условия для рефлексивной деятельности.

Организует самооценку учебной деятельности.

Создаёт условия для осознанного  д/з.

Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Используют рефлексивный экран.

Делают самооценку

Принимают д/з.

-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

-Зачем нам нужен был этот урок?

Методика « Все у меня в руках ».

Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке (Рефлексивный экран).

-Покажите с помощью цветных карточек, каким на ваш взгляд получился урок по цвету?

- А теперь составим синквейн со словом « подвиг»

М. Горький в своей книге говорил:

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Перечитаем получившуюся книгу…

Написать сочинения, стихи на тему: « В жизни есть всегда место подвигу», оформить тематическую выставку рисунков.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке   (Личностные УУД).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

3 класс. Технологическая карта урока. Обобщение знаний об имени прилагательном.

На уроке присутствует групповая работа, применяется интерактивная игра "Иду в гости"...

Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  модуль «Основы православной культуры».  Класс 4....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...