Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk.docx | 63.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в с. Башмак
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ ПАрыгина И. С. (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ О.А. Пичугина (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2019 г. | «Утверждено» Врио директора школы _________ Е. А. Чередниченко (подпись) (ФИО) Приказ № _____ от «____»__________ 2019 г. |
Рабочая программа
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
модуль «Основы православной культуры»
Класс 4
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Плетнева Валентина Алексеевна,
преподаватель ОПК,
высшая квалификационная категория
с. Башмак, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
В 2019-2020 учебном году преподавание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры» в 4 классе осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- письмо комитета образования ЕАО от 28.03.2019 г. № 14-1339 «Об организации образовательной деятельности в 2019/2020 учебном году»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ с. Биджан;
- приказ МКОУ СОШ с. Биджан «Об утверждении учебного плана на 2019/2020 учебный год» № 105 от 13 июня 2019 г.
Международные документы:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),
- Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.),
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1952 г.),
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.),
- Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
Законодательство Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.),
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 №124-ФЗ)
- Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (26.09.1997 г. № 125-ФЗ)
Нормативно-правовые и методологические аспекты «Духовно-нравственного развития», «Формирования духовно-нравственной личности» определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009).
Место предмета в учебном плане
Учебный план школы отводит на изучение модуля «Основы православной культуры» в 4 классе 1 час в неделю. Всего за учебный год - 34 часа, так как продолжительность учебного года составляет 34 недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
- анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые? Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение? Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Общая характеристика организации учебного процесса:
технологий, методов, форм, средств обучения
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках модуля «Основы православной культуры» относятся:
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- беседа,
- интервью,
- драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
- составление галереи образов,
- использование информационных технологий.
Технологии обучения:
- технологии диалогового взаимодействия:
- технология рефлексивного чтения;
- технология обсуждения проблем;
- технология взаимного обмена заданиями.
Методы обучения:
- Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
- Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов | |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
2. | Основы православной культуры | 27 | |
3. | Духовные традиции многонационального народа России | 6 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Задания для совместной работы с родителями | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | Стр. | |||||
1. | Россия – наша Родина | Богатство России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции, | Знать: - что такое духовный мир человека - что такое культурные традиции и для чего они существуют Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. | Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги? | 4-6 | ||
II | Основы православной культуры | ||||||
2. | Культура и религия | Культура, религия, христианство, православие | Познакомиться с историей возникновения и распространения православной культуры. | Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре | 7-9 | ||
3. | Человек и Бог в православии | Бог, Творец, Мир. Культура, Православная культура | Познакомиться с основами духовной традиции православия. Объяснять взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота». | Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?» | 10-14 | ||
4. | Православная молитва | Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать | Знать: - что такое православие; - что значит слово благодать - кто такие святые - о молитве «Отче наш» | Выяснить у родителей значение слова «искушать» | 15-20 | ||
5. | Библия и Евангелие | Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча | Познакомиться с определениями основных понятий православной культуры | Спросить у своих родителей, знают ли они какие-нибудь притчи | 21-26 | ||
6. | Проповедь Христа | Вера, Нагорная Проповедь, | Знать: - чему учил Христос, - символику креста. Учиться устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурной и поведением людей | Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла» | 27-32 | ||
7. | Христос и его крест | Воплощение, Голгофа, | Знать: - как Бог стал человеком; - почему Христос не уклонился от казни; - Символику креста Учиться устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурной и поведением людей Познакомиться с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Иметь представление о Великом Посте. | Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям» | 33-38 | ||
8. | Пасха | Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо Спаситель | Знать: -что воскресенье не только день недели - что такое Пасха -как празднуют Пасху Познакомиться с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи. | Выяснить у родителей, какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи. Нарисовать или слепить пасхальное яйцо. | 39-44 | ||
9. | Православное учение о человеке | Душа Тело Болезнь Души | Знать: - чем бог одарил человека; -что такое «образ божий» -Душа, Тело Познакомиться с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Выяснить: - как Библия рассказывает о происхождении души; - есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть | 45-50 | ||
10. | Совесть и раскаяние | Раскаяние Совесть Добро, грех, зло, покаяние | Знать: -о подсказках совести - как исправлять ошибки Познакомиться с историями о помощи святых. | Выясни у родителей, почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит? | 51-57 | ||
11. | Заповеди | Заповеди Моисей | Знать: - что общего у убийства и воровства - как зависть гасит радость Познакомиться с нравственными нормами поведения христиан Познакомиться с правилами, данными Богом первым людям. | Подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек. Зачем нужно преодолевать зависть. Приготовить книжку- малышку «Заповеди» | 58-60 | ||
12. | Милосердие и сострадание | Самарянин Милосердие Сострадание Милостыня | Знать: -чем милосердие отличается от дружбы -кого называют «ближним» - как христианин должен относиться к людям | Выясните у родителей, совершали ли они поступки милосердия Нарисовать дерево добрых дел. | 61-66 | ||
13. | Золотое правило этики | Неосуждение | Знать: -главное правило человеческих отношений - что такое «неосуждение» Иметь представление о взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое». | Сформулируйте, оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения» | 67-69 | ||
14. | Храм | Икона, благословление, иконостас, алтарь, | Познакомиться с устройством храмов Знать: - что люди делают в храмах - почему изображают невидимое Познакомиться с храмом в с. Ленинском | По желанию можно посетить храм. Расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм. | 70-75 | ||
15. | Икона | Икона, святые, лик, нимб, | Познакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений | Выясни «Богоматерь – это Бог или человек Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены | 76-81 | ||
16. | Выступление учащихся со своими творческими работами. | «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина?» | Учиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Работать по созданию проектов | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам | 82 | ||
17. | Значение православной культуры в жизни людей, общества. | Защита проектов Учиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Подведение итогов. | 83 | |||
18. | Как христианство пришло на Русь | Церковь Мудрость Крещение Исповеди | Учиться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать: - что такое церковь; - что такое крещение | Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения. | 84-89 | ||
19. | Подвиг | Подвиг Жертва Богу Подвижник | Познакомиться с развитием православной культуры в истории России. Уметь объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах. | 90-92 | ||
20. | Заповеди блаженств | Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. | Уметь работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе». | 93-98 | ||
21. | Зачем творить добро? | Благочестие, печаль, смерть, покаяние. | Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Работать с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную | Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте». | 99-102 | ||
22. | Чудо в жизни христианина | Святая Троица, добродетель, вера, | Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Совместно с родителями определите, какие добродетели есть у вас и ваших родителей. Подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа» | 103-105 | ||
23. | Православие о Божием суде | Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. | Учиться объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра | 106-111 | ||
24. | Таинство причастия | Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия) | Знать: как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство. Учиться вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную | 112-118 | |||
25. | Монастырь | Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. Инок | Знать: почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи. Учиться объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку | Расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ | 119-124 | ||
26. | Знаменитые монастыри | Святыня. Монастырь. Монастыри в ЕАО и на Дальнем Востоке | Познакомиться со знаменитыми монастырями России, монастырями Дальнего Востока | 119-124 | |||
27. | Отношение христианина к природе | Христианское милосердие. Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег. | Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. | Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете | 125-128 | ||
28 | Христианская семья | Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | Учиться работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто» | Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни. | 129-132 | ||
III | Духовные традиции многонационального народа | ||||||
29 | Защита Отечества | Православие, Отечество, защитник, герой | Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие. | Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины. | 133-138 | ||
30. | Христианин в труде | Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда. | Знать: о первом грехе людей, какой труд напрасен. Учиться объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку. | Нарисовать дерево добрых дел. | 139-141 | ||
31 | Любовь и уважение к Отечеству. Итоговый тест. | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. | Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Проверить знания по предмету | Обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех концессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм). | 142-144 | ||
32 | Подготовка творческих проектов | «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни и т. д.) | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам | |||
32 | Оформление творческих проектов | Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (кухня народов России и т. д.) «Памятники религиозной культуры в городе Биробиджане» и т.д. | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах Знать правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. | Редактирование, оформление | |||
34. | Презентация творческих проектов | «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества » и т.д. | Защита проектов, презентаций Уметь подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Количество |
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) | |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. | Демонстрационный |
А. Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы образовательных учреждений. 4-5 классы. - М.: «Просвещение», 2010 г. | Д |
Б. Х. Бгажноков и др. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. - М.: «Просвещение», 2010 г. | Д |
Л. Г. Евстигнеева и др. Основы религиозных культур и светской этики. Учебно-методическое пособие для учителей. - Биробиджан: ОблИПКПР, 2011 г. | Д |
Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся) | |
Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2016. | К |
А. Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: «Просвещение», 2010 г. | К |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | |
Ноутбук | 1 |
Экран настенный | 1 |
Проектор | 1 |
Колонки | 1 |
Мультимедийные средства обучения | |
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. 4-5 классы. - М.: «Просвещение», 2010 г. | Д |
Ресурсы Интернета
http://easyen.ru/ - Современный учительский портал
http://www.svetoch-opk.ru/ - Основы православной веры в презентациях
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons - Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Итоговые задания модуля «Основы православной культуры»
- Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее
- бескорыстие
- любовь к Отечеству
- защита близких
- восстановление справедливости
- нажива
- О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)
- чтобы было убито больше врагов
- чтобы была взята большая добыча
- чтобы меньше людей погибло
- о победе
- Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:
- личное покаяние
- подаяние нищим
- совершение только хороших дел
- вера во Христа
- Что бывает только у монахов?
- четки
- клобук
- постриг
- обет
- молитва
- Венцы в таинстве венчания символизируют:
- вечность
- богатство
- долгую жизнь
- единство любви и испытаний
- Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?
- любовь к Христу
- молитва к Христу
- защита природы
- защита Отечества
- милосердие
- честный труд
- Заповедей блаженства
- пять
- восемь
- девять
- Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»
… истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив…
- О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого
Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренью Он учил,
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил
- о Христе
- об Андрее Первозванном
- о Петре 1
- Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?
- болгарские танцы
- греческая икона
- немецкий орган
- О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:
Я был голоден -
Я жаждал -
Я был в темнице -
Я был болен -
Я был странником -
Я был наг –
- Закончите предложение
Год крещения Руси - _______
Русь крестил _____________
Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________
Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________
- На месте пропуска вставьте слово
Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:
_______________ пустынь
_______________Посад
Киево-_________лавра
_______-Невская Лавра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа на 2013-2014 уч. год...
Презентация к уроку "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»
Презентация "Счастье и смысл жизни"....
Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»
Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...
рабочая программа по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 4 класса,
В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования ду...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Технологическая карта урока предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры») по теме "Заповеди".
На уроке учащиеся познакомятся с библейскими Заповедями и нравственными критериями, заключёнными в них....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по Основам духовно-нравственной культуры народов России модуль «Родное слово»
Планирование составлено на основе: примерной основной образовательной программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовате...