ОРКСЭ Основы православной культуры. Тема урока: "Защита отечества"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКС ОПК с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_zashchita_otechestva.odt | 20.92 КБ |
orkse_opk_zashchita_otechestva.odp | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Защита Отечества. Цель урока: формирование у младших школьников чувства патриотизма и любви к Родине, основанного на знании и уважении отечественной истории и православной культуры. Задачи: - Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - Развивать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. - Овладевать навыками осмысленного чтения текстов, построения речевых высказываний, общения. - Знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Ключевые понятия урока: Родина, мужество, миротворец, «лик», оборонительная война. Оборудование: мультимедийная установка, презентация урока Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Выявление восприятия, мотивация. (Учитель читает стихотворение )
За селом на рассвете, где светло от берез,
Я спросил у России: «Где ты силы берешь?
Где берешь ты отвагу и свою красоту,
Соловьиные зори, синих рек чистоту?»
Там, где ясное небо, где колышется рожь,
Я спросил у России: «Где ты счастье берешь?
Где берешь ты улыбку, где спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь?»
На меже у опушки, в голубой тишине
За селом на рассвете вдруг послышалось мне
В тихом шелесте нивы, в легком звоне ветвей:
- Да от наших любимых, дорогих матерей!
Я домой возвратился, и у мамы спросил:
- Где берешь ты, родная, столько жизненных сил,
Столько нежности, ласки, доброты и тепла,
Что от глаз твоих ясных вся Россия светла?
Призадумалась мама, поправляя платок
И ответила тихо: «У России, сынок…»
Н.Якунин.
Учитель: - О чём это стихотворение? - Задание: подберите к слову «Родина» синонимы. (Отчизна, Отечество, Россия, Русь). 3. «Брейнрайтинг». (Работа в парах .Учащиеся получают карточки с заданием). Задание: составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны. Вариант 1. 1. Кто Родине верен,… стой смело. 2. Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством. 3. Тяжело в учении, … тот в бою примерен. 4. За правое дело, … в бою не зевай. 5. Бой красен мужеством, … легко в бою. Вариант 2. 1. С другом по братски, … что птица без крыльев. 2. После драки, … туда и дорога. 3. Важен тот пост, … с врагом по – солдатски . 4.Командир без воли, … кулаками не машут . 5. Где тревога, … на который ты поставлен. (Проверка выполнения задания. Определение темы, на которую подобраны пословицы.) Учитель: предположите, как звучит тема сегодняшнего урока. 4. Объявление темы и цели урока. Конституция Российской Федерации Статьёй 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу. Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями, вы тоже за свои достижения в учебном труде достойны наград, каждый – кто проявит на уроке особое старание и отличные знания, получит «Звезду». Задание: прочтите эпиграф нашего урока и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить. Эпиграф на доске:
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
Учитель: на уроке каждый из вас узнает что – то новое для себя о главных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой. Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас. Запишите тему урока в тетрадь. 5. Повторение. Работа в группах. Учитель: вам предстоит работа в группах. Вспомним уроки окружающего мира в начальной школе на которых вы изучали историю нашей Родины. (Учащиеся получают задания и выполняют работу в группах). Высказывания детей по заданиям. Задания группам: 1. Вспомнить исторические события, связанные с датами:
1240г- 1242г- 1380г- 1812г- 1941г - 2. Вспомнить фамилии известных воинов – полководцев, связанные с датами: 1240г - 1242г- 1380г- 1812г-
1941г- 6. Работа по теме урока. Рассказ учителя: «Наши предки – славяне своими нравами производили выгодное впечатление; и в них нет зложелательства, ни коварства, - говорил один византийский писатель, - они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кроткости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман». Древние историки хвалят славян за гостеприимство к чужакам. Даже с пленниками они обращались мягко и человечно. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни. (На доску вывешивается табличка «Богатыри».) Задание: Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри». Беседа по вопросам: - От кого богатыри защищали Русь? Кто , по вашему мнению, мог быть врагом русской земли? - Знаете ли вы других русских богатырей? - Как рассказы, о подвигах богатырей сохранились до наших дней? - О них можно прочитать в древних летописях, только в старину их не рассказывали, а пели с помощью музыкального древнего инструмента. Как он называется? Учитель: предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знаете ли вы русских богатырей?». Вопросы викторины: 1. Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святогор). 2. Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец). 3. Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович). 4. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алёша Попович.) 5. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич). Учитель: Молодцы! Читайте былины, русские народные сказки, исторические книги и вы ещё больше узнаете и полюбите свою Отчизну. Перед вашими глазами прошла галерея портретов древних защитников Отечества - земли русской, можете нарисовать дома иллюстрацию о богатырях или найти её и наклеить в тетрадь. Возможно, вы найдёте имена и других славных богатырей, сделайте в тетради запись и приготовьтесь рассказать о них на следующем уроке. Физкультминутка :
«Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Беседа об Александре Невском. Учитель:
Главные сражения, выигранные князем, — битва на Неве со шведами в 1240 году и Ледовое побоище с немецкими рыцарями (крестоносцами) на Чудском озере в 1242 году.
Как звали князя?
Это Александр Невский. Табличка «Полководцы» Рассказ об Александре Невском.
Учитель: Известно ли вам, что не всегда Александр Невский вставал перед врагом с оружием в руках? Табличка «Миротворец». Подберите синонимы к слову «миротворец» ответы детей. За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых. В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А. Невского. Запишите в свои словари новое слово «лик», в этом случае оно означает «собрание».
Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины. В честь князя построено в России множество храмов, в Санкт – Петербурге его именем назван величественный монастырь – Александро – Невская лавра. В Российском государстве учреждён орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины.
Работа по учебнику. – Как по – вашему, какие войны вёл А. Невский – завоевательные или оборонительные?
Сейчас мы будем работать с учебником и узнаем, какие войны оправданы с христианской точки зрения.
(чтение статьи учебника стр. 89 – 90). Беседа по прочитанному: - Какая война считается справедливой ? - Когда православный человек вправе взяться за оружие? - Расскажите о чём просил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского в 1380 г. , когда князь отправлялся на битву с войском хана. -Почему святой Сергий дал благословление на битву? - О чём должен помнить воин даже на войне? О том, как состоялась битва Дмитрия Донского с ханом Мамаем, вы сможете дома посмотреть слайд – фильм на диске. Запишите в тетрадь имя этого полководца, если вас заинтересовала эта историческая личность, вы можете приготовить о ней рассказ. Учитель: кто знает фамилию русского полководца под командованием которого была разбита армия Наполеона? (За правильный ответ вручается «Звезда».) Рассказ о Михаиле Илларионовиче Кутузове . (Ученик читает сообщение о М. И. Кутузове). Учитель: - Как звали французского императора, напавшего на Россию? - Кто возглавил русские войска? - Как народ отблагодарил победителей в Отечественной войне 1812г. Беседа о защитниках Отечества, героях Великой Отечественной войны. Учитель: вспомните, какую великую войну вёл наш народ 72 года назад? (Ответы детей). - Чем закончилась эта война? - Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной? - Кто участвовал, воевал на той войне? -Можно ли назвать их богатырями земли русской? О героях Великой Отечественной войны я хочу начать рассказ, а продолжить его сможет по желанию каждый из вас, так как нет в России дома, семьи, в которой не помнят своего героя.
Учитель: героями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стала вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская и её брат Александр Космодемьянский, о их подвигах написала книгу их мать Любовь Тимофеевна, рядовой Александр Матросов, который закрыл своей грудью дзот. Те неизвестные солдаты, которые повторили его подвиг. Генералы и маршалы, лётчики, танкисты и пехотинцы, все кто не жалел жизни для своей Родины для жизни других поколений. (Рассказ одного из учеников о своём прадедушке.) Учитель: перед вами Орден Мужества России. Этим Орденом награждают в нашей стране за самоотверженность и выполнение гражданского долга. ( Работа по учебнику стр. 88 . Рассказ о Жене Табакове.) Самостоятельная работа. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильный ответ. Тест «Защита Отечества». Когда война может быть оправдана? 1. Когда целью войны является обогащение воюющих.
2. Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину. 3. Когда целью войны ставится завоевание новых территорий для государства. Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая война? 1. Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться. 2. Справедливая та война, в которой мы побеждаем, а несправедлива та, в которой кто – то побеждает нас. 3. Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедлива та, от которой одни убытки. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом придёт, от меча и погибнет!»? 1. Если кто – то с войной придёт на русскую землю, русские сумеют за себя постоять. 2. Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте. 3. Русским только дай повод, сразу начнут войну. Чего никогда нельзя делать при помощи оружия? 1. Защищать свою Родину. 2. Навязывать другим людям свою веру. 3.Защищать свою жизнь. Во время различных войн известны случаи, когда на поле боя выходили безоружные монахи, держа в руках святые иконы, и противники уходили с поля битвы без сражения. Чем были движимы эти монахи? 1. Желанием привести врага в замешательство, обмануть, отвлечь и потом напасть с оружием. 2. Любовью к своему Отечеству, верой в Бога и в Его всемогущество. 3. Желанием прославиться. Итог. Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал….. Мне понравилось …… Самое интересное было ….. Домашнее задание. Учебник стр. 88 -91 читать. Задание 1. Подумай и запиши, как должен вести себя воин - с врагами Отечества? - с детьми врагов? - с пленными? - со стариками?
Задание 2. Нарисовать иллюстрацию о богатырях в тетрадь. Список литературы: 1. С. Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. – М. : Просвещение, 1991. 2. С. Алексеев. Сто рассказов из русской истории. – М. : АСТ, 2008г. 3. Школьная энциклопедия «История России ХХвек». – М. : Олма – Пресс образование, 2003
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подберите к слов у « Р одина» синонимы.
Родина Отечество Отчизна Россия Русь
“ Н ам Р о д ин у з авещано любить И сер д цем отовсю ду к ней тян у ться, Не перервать свя зу ющ у ю нить, И нам порой так н у жно оглян у ться”.
Былинные герои.
Как зовут этих богатырей? 1 .Добрыня Никитич 2.Илья Муромец 3.Святогор 4. Алёша Попович 5.Вольга 6. Микула Селянинович
Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, — муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне. Святогор – богатырь.
Микула Селянинови ч - пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». В былинах крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя Вольгу (Волха) с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник. Вольга берет Микулу в свою дружину. В результате, Микула спасет князя от засады, устроенной разбойниками.
Физкультминутка «Будем мир мы защищать» ( выполняется в парах) . Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Александр Невский
Имя Александр - греческое, оно означает «защитник». «ЛИК» - «СОБРАНИЕ»
Александро – Невская лавра.
Ордена Александра Невского.
Может ли война быть справедливой? В каком случае? Какая война по-христиански может быть оправдана? Чтение статьи учебника стр. 89 -90.
Дмитрий Донской
Куликовская битва
Икона святого Дмитрия Донского Орден Дмитрия Донского
Михаил Илларионович Кутузов
Бородинская битва
Храм Христа Спасителя Орден Михаила Кутузова
Вспомните! Какую войну вел наш народ 72 года назад? Чем закончилась эта война? Почему ее называют Отечественной? Можно ли ее участников назвать богатырями земли русской?
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
З оя Космодемьянская - первая женщина-Герой Великой Отечественной войны. Ее имя встречается практически во всех работах, посвященных партизанскому движению, ее подвиг описывался неоднократно . З оя Космодемьянская.
Александр Матросов В ноябре 1942г. добровольно отправился на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии. 23 февраля 1943г. в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру дзота, чтобы обеспечить успех своему подразделению. 8 сентября 1943г. имя Александра Матросова было присвоено 254-му полку с зачислением в списки 1-й роты полка.
Капитан Гастелло выполнял 26 июня 1941 г. очередной полет на задание. Его бомбардировщик был подбит и загорелся. Он направил горящий самолет на скопление вражеских войск. От взрыва бомбардировщика противник понес большие потери. Николай Гастелло
Вечный огонь .
Орден Мужества — государственная награда Р оссийской Федерации.
Женя Табаков.
Памятник Жене Табакову в Ногинске-9
З ащитники Отечества.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал... Мне понравилось … Самое интересное было…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".
Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...
Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди
Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.· способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями·...
ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.
Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для осмысления этих поняти...
Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» УМК: А. Кураев 4класс.Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г. Те...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...