Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
УМК: А. Кураев 4класс.
Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г.
Тема урока: «Православное учение о человеке» (урок № 9).
Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела человека.
Задачи:
1.Продолжить знакомство учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.
2. Показать преимущества жизни православного христианина.
3.Формировать активное нравственное сознание у детей, интерес к изучению православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
УМК: А. Кураев. Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г.
Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9)
Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела человека.
Задачи:
1.Продолжить знакомство учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.
2. Показать преимущества жизни православного христианина.
3.Формировать активное нравственное сознание у детей, интерес к изучению православной культуры.
4.Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников, воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.
Оборудование урока: учебник, выставка творческих работ учащихся, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки для работы индивидуально и в группах , видеоматериал презентация к уроку, «Притча о гвоздях».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Я своей рукой передаю ученикам позитивный настрой с пожеланием узнать много интересного. Ученики «цепочкой» передают от ладошке к ладошке свои пожелания на данный урок друг другу.
- Блиц – опрос «Основы православия».
- Кто такие христиане?
( Христианин - это человек, который принял учение Христа). - Что значит быть православным человеком?
( Быть Крещенным в Православной Церкви, знать Священное Писание, участвовать в Таинствах Церкви, жить благочествиво и искренне верить в Бога.) - Что значит слово «молиться»?( Молитва — это встреча с Богом Живым. )
- Как по-другому называют Библию?( Священная Книга Христиан, в пер. с др. греч « книги», изн. было 77 книг, Священное Написание Ветхого Завета, « завет» - союз Бога и человека).
- Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим». «Царство Божие внутри вас».
("...А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше. " 1-ое послание Св. ап. Павла к Коринфянам, гл 13, стих 13. И добавляют мудрость).
2. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Ребята, посмотрите восточную притчу «О гвоздях» и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке
(просмотр видеоматериала).
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Учитель: Что велел делать мальчику отец? Почему? Что произошло с мальчиком потом? Какой урок усвоил мальчик?
(Дети кратко пересказывают притчу, уточняют смысл).
- Придумайте притче другое название. ( ответы детей)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (О хороших и дурных качествах человека, о том, как бороться с гневом, что нельзя обижать человека, потому что остаётся рана в душе).
- Чем отличается рана на теле от раны в душе? (Рана на теле – это когда царапина, её видно, она поболит и перестанет, а рана в душе, это если кого-то обидят сильно, он переживает, становится грустный или даже злой, начинает ненавидеть человека или завидовать, или не может простить).
Тема нашего урока: «Православное учение о человеке».
2) Беседа.
- Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.
- Как вы думаете, что такое «тело»?
- Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.
- А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?
Именно душа делает человека человеком
Душа принадлежит к духовному миру.
Давайте обратимся к священному писанию
3. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Работа в парах. ( карточка № 1).
Учитель: Попробуйте составить кластер двух слов: «душа» и «тело». Как вы понимаете эти слова? (При затруднении можно предложить детям слова-помощники. Дети самостоятельно работают на карточке).
- Расскажите, что у вас получилось? (Ответы детей: К понятию «тело человека» я отнёс рост, цвет глаз, волос, толщина, цвет кожи, форма носа и др. К понятию душа я отнёс мысли, чувства, я затрудняюсь ответить. Я не знаю, что такое душа. Я её никогда не видел).
- Вы хотите узнать, как христиане объясняют значение слова «душа»? (Да, нам интересно это узнать)
4. Обсуждение темы урока с учащимися.
А) комментированное чтение по абзацам статьи учебника, беседа;
стр.32-33.
Учитель: Во что верит христианин? (В Бога) Во что верит Бог? (Бог верит в человека) О каком росте идёт речь, который нельзя измерить в сантиметрах? (О росте души)
- Приведите свой пример, когда телу было плохо, а душе хорошо.
- А теперь наоборот, когда телу хорошо, а душе плохо.
- От какого слова произошло слово «душа»? (Дышать)
(Работа с толковым словарём)
Словарь: ДУША (др.-евр. Ruah, греч. Psyche, лат. Anima) – духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
- А у вас есть душа? Где она находится ? (Дети показывают).
- Можно ли душу увидеть и потрогать? (Нет, нельзя, но можно почувствовать)
- Что христиане называют внутренним миром человека? (Свободу, любовь, разум, творчество- это образ Бога в человеке.)
- Что ранит вашу душу? (Ссоры, зависть, ненависть, злость, обида…)
- Что нужно вашей душе? (Любовь, дружба, помощь, добрые слова…)
Работа у доски.
- Что такое образ Божий в человеке? Работа с текстом учебника стр. 33
(Разум, свобода, любовь и творчество у христиан называются «образ Бога в человеке» или внутренний мир человека).
Напишем их на лепестках ростка- цветка « человека».
Какие свойства Божии мы запишем на солнечных лучиках?
- Любящий, Верящий, Понимающий, Прощающий, Добрый, Всемогущий.
(Учитель вывешивает на доске лучики на солнышке.) Слайд 4.
Образ Божий в человеке таится в силах и свойствах его души.
Благодаря этому образу человек творит… пишет стихи, сочиняет музыку, строит храмы, создаёт замечательные картины…
Как вы понимаете выражение: «Глаза - зеркало души».
По учебнику:
Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию иконы преподобного Герасима Иорданского, которому лижет руки, как котёнок, огромный страшный лев. (Слайд 8).
- Прочитайте слова под рисунком на стр. 32 учебника. (Дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).
-Ребята, душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку. Именно душа делает человека человеком.
Прочитайте выразительно стихи монахини из Ново-Девичьего монастыря. Как вы понимаете выражение «Круговая порука добра?»
Что бы в жизни ни ждало вас, дети, —
В жизни много есть горя и зла.
Есть соблазна коварные сети,
И отчаянья жгучего мгла.
Есть тоска невозможных желаний,
Безнадежный, нерадостный труд
И расплата годами страданий
За десяток счастливых минут.
Все же вы не слабейте душою,
Коль придет испытаний пора.
Человечество живо одною
Круговою порукой добра.
Где бы сердце вам жить ни велело —
В шумном свете иль в сельской тиши —
Расточайте без счета и смело
Вы сокровища вашей души.
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой.
Где бы сердце вам жить ни велело —
В шумном свете иль в сельской тиши —
Расточайте без счета и смело
Все сокровища вашей души.
(Добро тебе вернётся, как ты поступаешь с людьми, так и они с тобой.)
Если вы увидели беду, то уже сопричастны к ней.
- Отчего душа становится богаче? (Когда человек отдаёт что-то своё другому, делится чем-нибудь, у него душа становится богаче, это значит, ему радостно становится. Чем больше отдаю себя другим людям (помогаю, сострадаю, сорадуюсь), тем больше благ приобретает моя душа.)
- Вы когда-нибудь это чувствовали?
Есть ли среди ваших друзей или близких кому нужна ваша помощь?
- Как вы думаете, что такое болезнь души? (Злоба, зависть, месть, лень, жадность).
- Как вы понимаете пословицу «Душа обязана трудиться»? (Надо бороться со своими недостатками).
- Что для христиан страшнее всего? (Страшнее всего для христиан – потерять душу)
Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.
И добрее стал тот, кому помогли. И добрее стал весь мир.
Да в чистом сердце царит любовь, и оно творит добрые дела.
Б) Самостоятельная работа.
( Работа по карточкам № 1.)
Учитель: Подберите и запишите антонимы, чем можно вылечить болезни души. Можно пользоваться словами- подсказками.
( Работа по карточкам № 2.)
Подумайте и решите сейчас для себя, какие качества души вы хотели бы иметь. Зачеркните то, с чем бы вы хотели бороться. (Дети самостоятельно работают на карточке).
Поменяйтесь и проверьте у соседа по парте работу.
В) Работа в малых группах.
( Работа по карточкам № 3.)
Учитель: Вы каждый день заботитесь о своем теле – умываетесь, делаете зарядку, чистите зубы, тепло одеваетесь, если на улице мороз. А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? Обсудите это с товарищами и запишите ваши мысли. (После 2 минут обсуждения дети по цепочке зачитывают свои рассуждения, например: нужно стремиться помогать друг другу, не отвечать злом на зло, читать книги, не ругаться, помогать маме, не жадничать, делиться и т. д.) ( Работа по карточкам № 4.)
Домашнее задание: найти в словаре или с помощью родителей значения следующих фразеологизмов: сильная душа, слабая душа, жить душа в душу, покривить душой, душа замирает, души в нём не чает, это мне по душе.
5. Обобщение. Итог урока
- Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.
Назовите их! - Выписываем на доске:
- Дар слова
- Память
- Воображение
- Вера в Бога
Желание и возможность сделаться лучше.
(Учитель берет детей за руки, и все вместе образуют ресурсный круг добра).
Учитель: Дети, вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра.
Дети выходят, берутся за руки и говорят, чем им запомнился урок.
Тезис дня: Для меня было открытием..
Учитель: Что вас больше всего удивило сегодня на уроке? Что бы хотелось рассказать дома? Мне захотелось.., этот урок заставил меня задуматься…, особенно интересно было…, что изменилось.., я понял, что……
6. Список использованной литературы:
- В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г.
- Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Уроки русской литературы: Учебное пособие. Альманах, № 3-4, 2003.
- Православная культура в школе //Духовные истоки воспитания. М., 2003.
- Шамаева С.Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы: Книга по Православию для учеников 5-6 кл. средней школы. Воронеж, 1996.
5. http://www.youtube.com/watch?v=mdjnSlTcv2Q Притча о гвоздях.
Приложение:
3.Подчеркни те качества человека, которые ты хотел бы иметь у себя.
Подчеркните то, с чем вы считаешь нужно бороться:
Смелость Трусость Верность Предательство
Правдивость Общительность Замкнутость Зависть
Скромность Доброта Великодушие Злорадство
Щедрость Жадность Милосердие Вежливость
Высокомерие Хамство Уважение Пренебрежение
Сострадание Отвага Бесстрашие Стойкость
Мужество Приветливость Равнодушие
4. Ты каждый день заботишься о своем теле – умываешься, делаешь зарядку, чистишь зубы, тепло одеваешься, если на улице мороз. А как на твой взгляд надо заботиться о своей душе? ( задание в парах).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Объясни значения фразеологизмов:
Сильная душа -____________________________________________________
Слабая душа - _____________________________________________________
Жить душа в душу_________________________________________________
Покривить душой - ________________________________________________
Душа замирает - ___________________________________________________
Души в нём не чает - ________________________________________________
Это мне по душе - __________________________________________________
6. Доброе дело настоящее, если делается по принципу
«Ты мне - я тебе» «Бескорыстно»
«Ради получения денег» «Незаметно для других»
«Чтобы гордиться собой» «Не ради себя, а ради Бога»
«Из любви к ближнему» «Потому что заставили»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", тема: "Дружба"
Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль Основы светской этики. Тема урока "Дружба". Урок по назначению учебный, культурно - воспитательный; по содержанию - нравственный. Урок...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на тему «Священные сооружения»
Цель:Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Задачи:- Познакомить детей с внутренним и внешним устройством священных ...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".
Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...
Методическое пособие по курсу ОРКСЭ ,модуль " Основы исламской культуры"
Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, о...
Обобщение по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы исламской культуры"
Обобщение учебного материала за год представлено в виде "Своей игры"...