Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_opk_uchenie_o_cheloveke.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
УМК: А. Кураев. Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г.
Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9)
Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела человека;
Задачи:
- уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека, научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- учить использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов; использовать различные способы поиска информации (справочник и др.)
- овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной формах;
Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей: творческая работа - изготовление праздничной пасхальной открытки (тема предыдущего урока «Пасха»).
Оборудование урока: учебник, выставка творческих работ учащихся, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки для работы индивидуально и в группах (см. приложение), видеоматериал «Притча о гвоздях».
План урока с хронометражем:
- Проверка домашнего задания. (5 минут)
- Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей урока.
А) просмотр видеоматериала (2 минуты);
Б) беседа о прочитанном (3 минуты).
- Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (3 минуты)
- Обсуждение темы урока с учащимися.
А) Комментированное чтение статьи учебника, беседа (18 минут);
Б) Самостоятельная работа. Рефлексия. (3 минуты);
В) Работа в группах (3 минуты).
5. Обобщение. Итог урока. (2 минуты).
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
Учитель: Перед вами выставка ваших творческих работ «Пасхальная открытка». Расскажите, что вы изобразили на этой открытке и почему? Кому бы вам хотелось её подарить? (Ответы детей: Я изобразила на открытке красивые расписные яйца и кулич, потому, что у христиан есть такой обычай, дарить друг другу яйцо и говорить: «Христос воскрес!» Яйцо- это символ вечной жизни. Моя бабушка печёт на Пасху очень вкусные куличи, мы собираемся всей семьёй и угощаем друзей. Я хотела бы подарить эту открытку моей бабушке, она часто болеет, и я хочу, чтобы она радовалась и не болела).
2. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Ребята, посмотрите восточную притчу «О гвоздях» и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке (просмотр видеоматериала)
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Учитель: Что велел делать мальчику отец? Почему? Что произошло с мальчиком потом? Какой урок усвоил мальчик? (Дети кратко пересказывают притчу, уточняют смысл)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (О хороших и дурных качествах человека, о том как бороться с гневом, что нельзя обижать человека, потому что остаётся рана в душе)
- Чем отличается рана на теле от раны в душе? (Рана на теле – это когда царапина, её видно, она поболит и перестанет, а рана в душе, это если кого-то обидят сильно, он переживает, становится грустный или даже злой, начинает ненавидеть человека или завидовать, или не может простить).
3. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Попробуйте составить кластер двух слов: «душа» и «тело». Как вы понимаете эти слова? (При затруднении можно предложить детям слова-помощники. Дети самостоятельно работают на карточке см. приложение)
- Расскажите, что у вас получилось? (Ответы детей: К понятию «тело человека» я отнёс рост, цвет глаз, волос, толщина, цвет кожи, форма носа и др. К понятию душа я отнёс мысли, чувства, я затрудняюсь ответить. Я не знаю, что такое душа. Я её никогда не видел).
- Вы хотите узнать, как христиане объясняют значение слова «душа»? (Да, нам интересно это узнать)
4. Обсуждение темы урока с учащимися.
А) комментированное чтение по абзацам статьи учебника, беседа;
Учитель: Во что верит христианин? (В Бога) Во что верит Бог? (Бог верит в человека) О каком росте идёт речь, который нельзя измерить в сантиметрах? (О росте души)
- Приведите свой пример, когда телу было плохо, а душе хорошо. (Например, я заболел, у меня поднялась температура, а мама сидела рядом и читала мне книгу. А я долго не могла научиться кататься на велосипеде, падала, у меня болели коленки, а я всё равно старалась, и у меня получилось. Было очень радостно.)
- А теперь наоборот, когда телу хорошо, а душе плохо. (Дети: Когда заболела мама. А мне на душе было плохо, когда я обидел бабушку. Поссорился с другом из-за игрушки…)
- От какого слова произошло слово «душа»? (Дышать)
- Можно ли душу увидеть и потрогать? (Нет, нельзя, но можно почувствовать)
- Что христиане называют внутренним миром человека? (Свободу, любовь, разум, творчество- это образ Бога в человеке.)
- Что ранит вашу душу? (Ссоры, зависть, ненависть, злость, обида…)
- Что нужно вашей душе? (Любовь, дружба, помощь, добрые слова…)
- Прочитайте выразительно стихи монахини из Ново-Девичьего монастыря. Как вы понимаете выражение «Круговая порука добра?» (Добро тебе вернётся, как ты поступаешь с людьми, так и они с тобой,)
- Отчего душа становится богаче? (Когда человек отдаёт что-то своё другому, делится чем-нибудь, у него душа становится богаче, это значит, ему радостно становится. Чем больше отдаю себя другим людям (помогаю, сострадаю, сорадуюсь), тем больше благ приобретает моя душа.)
- Вы когда-нибудь это чувствовали? (Да, когда подарил сестрёнке подарок на день рождения. А я братику отдал свои машинки. А я испекла торт на мамин день рождения и всех угощала…)
- Как вы думаете, что такое болезнь души? (Злоба, зависть, месть, лень, жадность…)
- Что христиане говорят, когда у них пропадёт вещь? (Бог дал – Бог взял.) -- Почему от этих слов им становится легче? (Они думают - может эта вещь кому-то нужнее.)
- Как вы понимаете пословицу «Душа обязана трудиться»? (Надо бороться со своими недостатками)
- Что для христиан страшнее всего? (Страшнее всего для христиан – потерять душу)
Б) Самостоятельная работа.
Учитель: Подумайте и решите сейчас для себя, какие качества души вы хотели бы иметь. Зачеркните то, с чем бы вы хотели бороться. (Дети самостоятельно работают на карточке)
В) Работа в малых группах.
Учитель: Вы каждый день заботитесь о своем теле – умываетесь, делаете зарядку, чистите зубы, тепло одеваетесь, если на улице мороз. А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? Обсудите это с товарищами и запишите ваши мысли. (После 2 минут обсуждения дети по цепочке зачитывают свои рассуждения, например: нужно стремиться помогать друг другу, не отвечать злом на зло, читать книги, не ругаться, помогать маме, не жадничать, делиться и т. д.)
5. Обобщение. Итог урока. Домашнее задание.
Учитель: Что вас больше всего удивило сегодня на уроке? Что бы хотелось рассказать дома?
Домашнее задание: найти в словаре или с помощью родителей значения следующих фразеологизмов: сильная душа, слабая душа, жить душа в душу, покривить душой, душа замирает, души в нём не чает, это мне по душе.
6. Список использованной литературы:
- В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г.
- Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Уроки русской литературы: Учебное пособие. Альманах, № 3-4, 2003.
- Православная культура в школе //Духовные истоки воспитания. М., 2003.
- Шамаева С.Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы: Книга по Православию для учеников 5-6 кл. средней школы. Воронеж, 1996.
5. http://www.youtube.com/watch?v=mdjnSlTcv2Q Притча о гвоздях.
Приложение.
Урок 9. Православное учение о человеке.
- Составь кластер слов:
Тело Душа
- Подчеркни те качества человека, которые ты хотел бы иметь у себя.
Зачеркни то, с чем ты считаешь нужно бороться:
Смелость Трусость Верность Предательство
Правдивость Общительность Замкнутость Зависть
Скромность Доброта Великодушие Злорадство
Щедрость Жадность Милосердие Вежливость
Высокомерие Хамство Уважение Пренебрежение
Сострадание Отвага Бесстрашие Стойкость
Мужество Приветливость Равнодушие
3. Ты каждый день заботишься о своем теле – умываешься, делаешь зарядку, чистишь зубы, тепло одеваешься, если на улице мороз. А как на твой взгляд надо заботиться о своей душе?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Объясни значения фразеологизмов:
Сильная душа -____________________________________________________
Слабая душа - _____________________________________________________
Жить душа в душу_________________________________________________
Покривить душой - ________________________________________________
Душа замирает - ___________________________________________________
Души в нём не чает - ________________________________________________
Это мне по душе - __________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".
Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"
Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....
Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".
Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...