Методическая разработка урока в 4 классе по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

методическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе будет полезна учителям начальной школы или преподавателям курса ОДКНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Мерлинская школа

 Краснинского района Смоленской области

                     

Конкурс

профессионального мастерства педагогических работников образовательных  учреждений  муниципального образования

«Краснинский район» Смоленской области

«Духовно-нравственное воспитание в условиях современных вызовов»

Номинация: методическая разработка урока.

Урок «Любовь и уважение к Отечеству»

Работу выполнила

Мендурова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

2023 г.

Методическая разработка

урока в 4 классе по курсу ОРКСЭ

(модуль «Основы православной культуры»)

Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»

Цель: создать условия для формирования у обучающихся  чувства  любви и уважения к Отечеству

Задачи.

Образовательная. Выявить имеющиеся знания у обучающихся о стране, в которой они живут,  и  расширить их. Уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;

Воспитательная. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине, чувство гордости за традиции, обычаи;

Воспитывать  желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова.

Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

Развивающая:

 Развивать творческие способности учащихся, интерес и желание больше узнать о родном крае;  устную речь учеников, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать;  способствовать развитию коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

Планируемые результаты  урока

Предметные:

- формирование знания о понятиях любовь, Отечество, патриотизм;

- формировать умения рассуждать на тему любви, патриотизма с привлечением личного опыта.

- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, ставить пометы на полях, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные.

- извлекать  информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы  в другую (модель);

-пользоваться словарями;

-строить рассуждения;

Коммуникативные.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть - готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Технологии:  сотрудничества, здоровьесбережения, личностно – ориентированный  и деятельностный подход, а также прием кластера.

При актуализации знаний обучающихся применяется видеоролик.

Работа в парах и в группах позволяет развивать универсальные учебные действия. Урок предполагает создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями, развивают исследовательские навыки. Во время закрепления изученного материала используется игра, которая совмещает познавательную и двигательную активность детей.

Тип урока:

по основной дидактической цели: изучение нового материала;

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Оборудование:

учебник: Кураев А.В. Основы православной культуры 4-5кл., М. Просвещение;

мультимедийный проектор для просмотра  видеоролика «С чего начинается Родина?» https://yandex.ru/video/preview/10253404109177507893

толковые словари;

листы формата А4 и маркеры для кластера.

ХОД   УРОКА

  1. Организационный момент.

        Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:  Ни минуты не теряем и урок наш начинаем.

                 Если будем мы активны, будем думать, рассуждать,

                 Много сможем мы узнать.

     2.  Введение в тему рока. Формулирование темы.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова А. С. Пушкина

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Учитель: Сейчас вы будете смотреть видеоролик. В нем прозвучит вопрос. Подумайте, как вы ответите на него.

(Просмотр видеоролика «С чего начинается Родина?»)

Учитель: Какой вопрос прозвучал в этом видеоролике?

Учащиеся: С чего начинается Родина?

Учитель: Как вы считаете, с чего же она начинается?

Учащиеся высказывают свое мнение, основываясь на просмотренный материал.

Учитель: По вашему мнению, что же такое «Родина».

Учащиеся: Родина – это место, где мы родились, где мы живем. Родина нас объединяет.

Учитель: Подберите синоним к слову «Родина».

Учащиеся: Отечество. Отчизна.

Учитель: Да, слова Родина и Отечество имеют близкое  значение. В художественной литературе и в устном народном творчестве Родину часто называют матерью, матушкой, мамой. Как вы думаете, почему?

Учащиеся:  Родина  заботится о нас, как мама: кормит, дарит красоту, одевает, бережет.

Учитель: А как мы должны относиться к Родине?

Учащиеся: Любить, уважать, беречь Родину.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, постарайтесь отразить в ней те чувства, которые воспевают поэты и композиторы, посвящая свои произведения  Отечеству.

Учащиеся: Любовь и уважение к Родине, к Отечеству.

3.  Изучение нового материала.

Учитель: Откройте ваши учебники на с.94 и прочитайте тему нашего урока. Соотнесите ее с нашим предположением. (Тема сформулирована правильно).

Работа с учебником.

1. Работа в парах.

Учитель: Прочитайте  3 абзацы на с. 94 и ответьте на вопрос: Что нас всех объединяет?

Учащиеся: История, моральные нормы, традиции наших предков.

Учитель: Какое завещание оставил нам выдающийся писатель, актер и режиссер В. М. Шукшин?

Учащиеся: …Помни это. Будь человеком!

Учитель: Прочитайте 4 абзац на с. 94 и ответьте на вопрос: Из чего складывались духовные традиции России?

Учащиеся: Из традиций народов, живущих в нашей стране.

Учитель: Люди каких религий живут в нашей стране?

Учащиеся: Иудаизм, ислам, христианство, буддизм.

Учитель: Посмотрите на доску. (Карта национальностей) Как много людей разных национальностей населяет нашу страну? Назовите их.

Учитель: Благодаря какому чувству людям удается жить в мире и согласии в нашей стране?

Учащиеся: Любовь, уважение.

Учитель: Любовь и уважение к кому?

Учащиеся: Друг к другу, к стране, к Отечеству.

2. Работа в группах.

Учитель: Разделитесь на группы по рядам. Каждая группа, пользуясь материалами учебника, словарями Ожегова и Даля, должна будет представить определение понятий: «любовь», «уважение», «Отечество». Представить свою работу нужно в виде кластера. На работу дается 10 минут.

(Каждая группа представляет свой материал, который вывешивается на доску).

бескорыстная любовь                                      к семье

 основа жизни                         любовь              к Родине  

способность любить других                           к друзьям

                                           

         признание достоинств             признать точку зрения другого

                                       уважение

  почтительное отношение           вежливые отношения

наша Земля       наш край     государство      страна отцов    

            дом            Отечество      семья

Учитель: Какое еще понятие встретилось вам вовремя работы?

Учащиеся: Патриотизм.

Учитель: Как вы понимаете значение слова «патриотизм»?  Зачитайте, как об этом сказано в статье учебника (с. 95)

Учитель: Кого можно считать патриотом?

Учащиеся: Человека, который любит свою семью, свой народ, свою страну и трудится для ее блага.

3.Работа в группах продолжается. Каждая группа будет работать над своим заданием:

Объясните, как вы понимаете выражение:

1 гр. – трудиться на благо Родины.

2 гр. – нести ответственность перед Родиной.

3 гр. – ими гордится наша Родина.

Время на обсуждение 5 мин.

Слушаются ответы групп.

4. Закрепление изученного материала.

  1. Проводится в виде игры «Дружная страна».

Учащиеся выходят к доске и встают в круг,

(Взялись за руки). Я, ты, он, она – вместе целая страна.

(Поднимают руки вверх, держась за руки). Вместе дружная семья.

(Сходятся в середину). В слове «мы» сто тысяч «я». (Расходятся)

Над тобою солнце светит, льется с высоты. (Поднимают руки вверх, показывая на солнце).

Все на свете, все на свете сможем я и ты.

(Кладут руки себе на грудь и показывают на другого).

Учитель: А что ты можешь сделать для Родины?

Учащиеся высказывают свои мнения: хорошо учиться, помогать маме, защищать слабых, посажу дерево…

Каждый говорящий кладет свою руку на вытянутую руку предыдущего говорившего ученика.   В конце игры повторяются первые три строчки).

2. Работа в тетради.

Подбери и запиши рядом с соответствующими буквами слова, которые ассоциируются у тебя со словами «служение» и «патриотизм»

С…………………….          П………………………

Л…………………….          А………………………

У…………………….         Т………………………

Ж……………………         Р……………………….

Е……………………         И………………………

Н……………………        О………………………

И……………………        Т……………………..

Е……………………..       И................................

                                          З………………………

                                          М……………………..

Учитель: Составь собственные определения этих слов и запиши их.

Служение – это …………………

Патриотизм – это ……………….

(Проверка выполненного задания: дети зачитывают составленные слова и определения).

Учитель: От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Все это мы называем патриотизмом.

5. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашему уроку.

Интересно

Творчество

Обучились

Главное

Учитель: Что вам показалось интересным на сегодняшнем уроке?

- В чем проявилось ваше творчество?

- Чему вы обучились на уроке?

- А что было для вас главным?

Учащиеся: Главное то, что все мы разные, но живем в одной стране. Мы должны любить,  уважать свое Отечество и заботиться о нем.

V. Домашнее задание.

Задание по выбору:

  1. Найти информацию и подготовить сообщение о людях, прославивших нашу страну или родной край.
  2. Подготовить рисунок на тему «Славлю мое Отечество».

Урок завершается песней «Служить России»

Методический комментарий

Урок «Любовь и уважение к Отечеству»  будет полезен педагогам начальных классов. Он предназначен для обучающихся 4 классов изучающих предмет Основы религиозных культур и светской зтики, модуль «Основы православной культуры»

      В  разработке урока  представлены цели и задачи. Его можно использовать как самостоятельный урок   в изучении предмета ОРКСЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»

Конспект урока Цели урока:  - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  ико...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...

Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).

Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» УМК: А. Кураев  4класс.Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г. Те...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры).Тема: "Любовь"

Создана и использована презентация к песне С. Копыловой "Калека". Учебник "Основы православной культуры, 4 класс/Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова; под ред...