ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".
Ссылка на презентацию (архив):
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры".
Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".
Автор: Шаевич Маргарита Вячеславовна, учитель начальных классов.
Место работы: ГБОУ «Школа №1613».
Базовый учебник: Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс: учебное пособие для общеобразовательных. учреждений / А.В.Кураев - : Просвещение, 2010 – 95с.
Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями и храмами, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни; расширение представлений о вкладе православного искусства в мировую сокровищницу.
Задачи:
- дать учащимся первоначальные представления о православных храмах и монастырях;
- способствовать развитию эстетических чувств учащихся на основе знакомства с отечественной православной культурой;
- способствовать формированию осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- способствовать формированию и развитию основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа.
В соответствии с ФГОС НОО в контексте усвоения предметного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур» на описываемом уроке должны формироваться (в большей степени) следующие виды универсальных учебных действий (УУД):
- Личностные УУД: интерес к себе и окружающему миру; эмоциональное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
- Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
- Познавательные УУД:
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (как в диалоге, так и монологически).
логические универсальные действия:
- анализ (с выделением существенных и несущественных признаков);
- синтез;
- сравнение;
- классификация объектов.
- Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы; допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной.
Формы и виды деятельности: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.
Основные термины и понятия: храм, святыня, монастырь, монах, призвание, послушание.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Актуализация (8 мин.)
1. Закрепление изученного на прошлом уроке («Библия. Иконы» по стр. 24, 32-34 учебника-тетради).
Фронтальный опрос.
– Какую религиозную культуру мы сейчас изучаем?
– О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?
– Какую главную книгу христиан вы знаете?
– Из каких частей она состоит?
– Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка?
– Какого великого русского иконописца вы знаете?
– Кому посвящались иконы?
2. Подготовка детей к восприятию нового. Беседа.
– Для чего иконописцы пишут иконы?
- Что делают верующие перед иконой?
– Где молятся православные христиане?
2. Изучение нового материала (25 мин.)
2.1) Да, можно молиться и дома, но считается, что …– Храм – это место, где верующие молятся, то есть говорят с Богом или святыми перед иконами, а священнослужители совершают богослужения. По-другому можно сказать, что храм – это Дом Божий. В Библии сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», то есть, по мнению верующих, совместная молитва имеет особую значимость. Вот как говорил о храме великий русский поэт Н.А. Некрасов в стихотворении « ТИШИНА»
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил -
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...
Каждая деталь храма имеет глубокий символический смысл.
– На что похожи купола с крестами на них, как вы думаете?
– Золотой купол с крестом символизирует небесный свод или пламя горящей свечи, которое связывает небо и землю
Форма храмов чаще всего бывает в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля (ковчега)
По цвету купола можно определить, кому посвящен этот храм
Так как золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года, кроме Пасхи.
Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Храмы с зелёными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зелёный – цвет Святого Духа.
Храмы по своему наружному устройству отличаются от обычных зданий.
Наружные особенности храма – это купола, главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. С древнейших времен христиане предпочитали строить храмы на местах возвышенных: в равнинной части России такой храм был издали, виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия в их жизни
Русская земля всегда славилась красотой своих храмов
Одной из главных деталей интерьера храма является иконостас – стена из икон, которая отделяет алтарь от главного помещения храма. Иконы расположены ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. В центре иконостаса находятся ведущие в алтарь Царские врата, которые открываются во время литургии (главнейшего богослужения, во время которого совершается таинство Евхаристии) – через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название – «Царские врата».
Алтарь – основная святыня храма (туда не позволяется входить непосвященным), символически изображает «селение Божие». Алтарь всегда находится на восточной стороне храма . Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» . Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу.
В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол; по форме он представляет собой стол, изготовленный из камня или дерева, он служит для совершения на нем Евхаристии. Кто помнит, что это за таинство? Престол является наиболее священным местом алтаря; прикасаться к нему могут только священнослужители.
Православные храмы очень красивы. Полюбуемся интерьерами наших знаменитых храмов. Замечательны внутреннее убранство храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, внутренняя роспись купола храма Христа Спасителя (в самом центре изображена Святая троица), роспись стен храма Василия Блаженного .
2.2)Послушайте отрывок из стихотворения Священника Андрея Логвинова
«ВОТ БЫ МНЕ НА ПОКАЯНИЕ…»
Вот бы мне на покаянье
Утренней румяной ранью
Съездить в белый монастырь.
Как бы все преобразилось!
Сразу в сердце обновилось
-Ребята, кто из вас знает, что такое монастырь?
- Вот как говорили о монастыре Святые старцы.
Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.
(Входит Странник).
Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы показать те места, где побывал. Помогите мне в моем рассказе, закончите предложения:
В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится … (монах).
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу … (обеты).
Молодцы, дети, а теперь посмотрите в каких монастырях я побывал.
(Странник называет монастыри, места, где они находятся - Свято-Троицкая
Александро-Невская Лавра (Санкт-Петербург), Рождество- Богородичный Коневский монастырь (о-в Коневец на Ладоге), Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь (недалеко от г. Лодейное Поле), Свято - Юрьев монастырь (Великий Новгород), Свято-Успенский Псково - Печерский монастырь.
-Однако мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит).
Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
Расскажите. Когда появились монастыри. Кто живет в монастырях? Кто такие монахи?
(Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).
- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?
(Ответы учащихся).
- Да, ребята, монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы и мантии. В руках неспешно перебирают четки, произнося «про себя» молитву.
- Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи. Что такое призвание?
(Ответы учащихся).
- Призвание – это ваш смысл жизни.
Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.
Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
(Ответы учащихся).
- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
- Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание?
- Итак, какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?
(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).
- Какие черты характера воспитываются в монастыре?
(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).
- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.
3. Обобщение.
Мы сегодня узнали новые слова, перечислите их.(Монах, настоятель, игумен, обет, святыня, призвание. послушание)
Дайте определение каждого слова, запишите слова в словарики.
- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.
(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)
(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:
В монастыре запрещается:
- громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
- говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
- носить шорты на территории монастыря;
- лицам женского пола находиться без головного убора.)
4. Итог урока (9 мин.) Рефлексия – осознание и обсуждение увиденного и услышанного – фронтальная беседа.
– О чем вы узнали сегодня на уроке? (кратко)
– Какая картина, текст или звуки из презентации всплывают сейчас у вас в памяти?
– Какая разница между храмом и монастырем?
– Кто такие монахи?
– А в жизни вы переживали что-то подобное? Когда?
5. Домашнее задание.
Творческое задание – разработать макет путеводителя для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки (форма представления – рисунок с текстовой информацией на листе А4 или файл в программе Рhotoshop).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"
Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....

Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...

Урок ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья.
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семья", модуль: Основы мировых религий....
Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс. "Храм".
Урок ОРКСЭ, Программа "Школа России". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема: Храм. С применением технологии деятельностного метода....

4 класс ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур» Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Данный материал знакомит с этимологией и смыслом слова "милосердие", учит понимать христианское значение слова "ближний", формирует знания о том, как разные религии уча...