Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бородинова Татьяна Владимировна

Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.

·       способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями

·       расширение кругозора учащихся;

·       способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

·       содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля

                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk._zapovedi.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры)

Тема урока: Заповеди

Тип урока: ОНЗ

Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.

  • способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями
  • расширение кругозора учащихся; 
  • способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
  • содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля

познакомить с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их  структурой и значениями

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап 1
МОТИВАЦИИ

 Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Слайд.

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро" 
– Доброе утро и солнцу , и птицам
– Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

 Закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

Настрой на урок

Проверка творческого Д.з.

- Почему наш урок я начала со слов «Доброе утро», «Добрые лица»?

-Почему не пожелала вам «Злого утра»?

Д.з. Дома вы составляли кластеры:

добрый человек

 или  злой человек

-Поднимите «Добрые» кластеры.

Слайд. Назовите качества доброго человека.

Слайд. Назовите качества злого человека. 

Слайд.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней

                                          - И помните: всё в ваших руках!

-На прошлом уроке говорили о добре и зле

Узнали, что добро – это путь к совершенству, к счастливой и праведной жизни.

Добрый – сердечный, сострадательный, мягкий,

Злой – недоброжелательный, проникнутый враждой, гневом

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что в мире есть свои законы, правила.

 

- Какие?

 - А что будет, если эти законы нарушатся?

   У людей  есть свои законы, свои правила жизни?  

      -  Какие законы  и правила жизни человека вы знаете?  

        -  Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

- Смена времен года, земля вращается вокруг солнца,  ...

-Правила для учащихся, правила этикета, законы страны.

Общий вывод:

Если нарушить законы , мир ждёт разрушение и катастрофа.

Этап  3
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

- А в православной культуре есть правила?, законы?

А где они прописаны?  Где их искать?

Слайд.

Кто может сказать, что изображено на слайде?

Из истории

Слайд.. Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и они подошли к горе Синай.

Слайд. И  сошёл Господь на  вершину гору Синай, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошёл Моисей на гору к Богу.

Слайд. Господь возвестил пророку: «Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом».

Слайд. Через три дня густое облако покрыло вершину горы.

Слайд. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась

Слайд. Просмотр видеофрагмента

Есть

В Библии

Великий пророк Моисей. Он держит в руках скрижали (каменные плиты) , на которых Бог написал людям, как им жить, чтобы исполнять Его волю и быть по-настоящему счастливыми. 10 заповедей составляют закон Божий Этот закон был дан Богом пророку Моисею на горе Синай в Египте.

                       

Определение темы урока

Тема урока

- О чём мы будем говорить на уроке?

Запись темы в тетрадь стр.20

Десять заповедей

Работа по теме???

Цель: раскрыть значение понятия «ЗАПОВЕДЬ»

1. Задание №1 в тетради стр.20 «Ассоциации»

Как понимаете слово «ЗАПОВЕДЬ»?

Напишите слова-ассоциации к слову «ЗАПОВЕДЬ»

2. Чтение с пометками

Чтение текста «Заповеди Божии» на печатных карточках.

(с.40)

3. Дополни предложения

Задание №2 в тетради стр. 20

Задание №1 в тетради стр.20

Заповеди – это главные правила для любого человека.)

Задание №2 стр.20

Физкультминутка

Слайд. Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. 

Тетрадь с.21 №3

Это задание пояснит нам , чем вызвано появление заповедей по отношению к Богу, а мы постораемся растолковать их.

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя
других богов, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира.

3. Почитай имя Божие.

4.Помни день седьмой.

Пояснить 4 зап.

Эвристическая беседа.

1. -Верить в Него, как в единственного Истинного Бога – Творца мира., нашего создателя. Бог есть Любовь.

2. Нельзя обожествлять сотворение рук человеческих. Для некоторых кумирами становятся игрушки, компьютеры…

3. Не произноси имени Господа в пустых разговорах

4. Шесть дней Бог творил, а седьмой – перестал творить «почил от всех дел Своих».

Слайд. Остальные заповеди касаются отношений людей между собой. 

-Мы остановимся на одной из них.

Заповедь пятая:

Почитай отца твоего и мать твою.

 -Как вы понимаете эту заповедь?

Работа с текстом (печатный материал).

 -Прочитай, что сказано в тексте об этой заповеди.

После прочтения, работа в парах по заполнению таблицы.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

От неуважения к родителям , ………….к старшим

Слушаться родителей, уважать и беречь их, ухаживать за ними в старости.

Прочитать на слайде.

Чтение печатного текста. Или

учебник, с.40

Рефлексия

1.Что было главным для тебя на уроке?

(Заповеди – правила, духовно-нравственные законы. (Не ведут к святости, а являются границей, ниже которой опускаться нельзя.)

2. Песня-притча Светланы Копыловой

«Следы на песке»

-Какое отношение содержание песни имеет к нашему уроку?

Мы должны стараться жить по заповедям.

    Надо почитать родителей.

Бог всегда помогает человеку, надо только стараться жить по заповедям.

Д.з.

Выбор.

1.Написать  маме письмо. (о том как вы любите её, а может хотите попросить прощение за какие-то поступки, дела…

2. Почему же исполнение такой доброй заповеди, как «Почитай отца своего и матерь твою», оказывается для многих таким тяжёлым делом? –сочинение рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Основы православной культуры. Тема урока: "Защита отечества"

Конспект урока  по ОРКС ОПК с презентацией...

Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.      ...

Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).

Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» УМК: А. Кураев  4класс.Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г. Те...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мац...