ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для осмысления этих понятий и выяснить, какими же качествами должен обладать милосердный и сострадательный человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_12.rabota_s_pritchey.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Милосердие и сострадание» (урок № 12).
Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для осмысления этих понятий и выяснить, какими же качествами должен обладать милосердный и сострадательный человек.
Притча о добром самарянине.
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Учитель: Чтобы стать прекрасным воплощением жизни, мы должны пойти по пути приобретения качеств Создателя. И одно из этих качеств – милосердие.
Какого человека можно назвать милосердным?
Ученики: Человека доброго, с милым сердцем, готового помочь.
Учитель: Правильно, милосердный человек готов помочь ближнему. А кто для вас ближний?
Ученики: Ближние - это мама, папа, бабушка, дедушка.
Учитель: Вот такой же вопрос: «А кто мой ближний?», - задал Спасителю один человек. Иисус Христос ответил на этот вопрос притчей. Иисус Христос, когда учил людей, часто использовал притчи. (Притча – это особая манера разговора Иисуса Христа с народом. Притча – это земная история с небесным смыслом.)
Рассказывая притчу о самарянине, Иисус Христос уводит слушателей на одинокую дорогу, ведущую из Иерусалима в Иерихон. Эта дорога имела дурную славу, т.к. была опасной. Она извивалась между скалами, проходила мимо ущелий и спускалась в Иорданскую долину. Это было просто идеальное место для грабителей и разбойников. Не зря еще в пятом веке эту дорогу называли «красной, или кровавой». Возвращаться домой по этой дороге надо до заката солнца. Иисус Христос описывает в притче действительную ситуацию на дороге.
(Библейский текст читает учитель)
«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым». Что вы можете сказать о состоянии пострадавшего?
Ученик: Ему было больно, и он хотел пить.
Ученица: Я была в Израиле, там очень жарко. Жгучее солнце могло убить раненого человека.
Учитель: (продолжает читать Евангелие) «По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, ...». (Делает паузу.) Кто знает, кто такой священник?
Ученики: Священник проводит богослужения в храме.
Учитель: Правильно, слово «священник» (евр. коген) означает священнодействующий. Он совершает священное служение. Чему он учит?
Ученики: Доброте и милосердию.
Учитель: Как вы думаете, что сделает священник, увидев этого несчастного?
Ученики: Он ему поможет, даст воды, перетащит его в прохладное место.
Учитель: «...и, увидев его, прошел мимо».
(В классе тишина, на лицах – недоумение.)
Ученики: Возможно, священник подумал, что этот человек мёртв. Он испугался.
Учитель: Священник, конечно, помнил, что «всякий, прикоснувшийся к мертвому человеку, будет нечист семь дней». Прикоснувшись к мертвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме. Можем ли мы сказать, что у священника «милостивoе сердце»?
Ученики: Нет, он бессердечный. У него « каменное сердце».
Учитель: Как вы думаете, угоден ли Богу его поступок?
Ученики: Конечно, нет. Обряд для него важнее милосердия. Служба в храме для него важнее страданий человека.
Ученик: Но ведь он любит Бога и хочет служить Ему в храме, потому и прошел мимо.
Учитель: Сочувствие и сострадание, любовь и милосердие, если они истинны, должны проявляться в делах. В конце концов, судить нас будут не по нашему вероисповеданию, а по жизни, которую мы ведем.
«Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и …»(Пауза. Левиты – помощники священника. Они не проводили богослужения. Они смотрели за одеждой, сосудами, светильниками, носили дрова и воду. Они же приготовляли животных для жертвы.) Левит не был связан запретом на прикосновение к телу мертвого человека. Как он поступит?
Ученики: Поможет!
Учитель: Дочитываю стих Евангелия: «…посмотрел и прошел мимо».
Почему и этот человек ушел, не оказав помощь?
Ученики: Может быть, левит подумал, что это разбойник притворился раненым? А другие набросятся на человека, склонившегося для оказания помощи? Возможно, левит не захотел рисковать собой.
Учитель: Можно ли его назвать милосердным?
Ученики: Конечно, нет.
Учитель: А какое у него сердце?
Ученики: Да, у него трусливое сердце.
Учитель: Уже много часов лежал человек на дороге. Он совсем изнемог от боли, жажды и жары. Он потерял всякую надежду на помощь. Но вдруг на дороге появился еще один человек. Он ехал на ослике, и это был самарянин, чужестранец в этой местности. У евреев – а пострадавший был евреем – были враждебные отношения с самарянами. Евреи считали самарян язычниками, и поэтому презирали их, говорили им обидные слова.
Читаем Евангелие далее: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, …». Пауза. Что сделает самарянин?
Ученики: Позлорадствует, скажет, так тебе и надо.
Учитель: Давайте прочитаем, что случилось на самом деле. «...и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Священник и левит видели своими глазами беспомощного человека и все-таки не помогли ему. Их сердце осталось холодным и равнодушным, они отвернулись от него. Есть люди, которые, участвуя во всех религиозных ритуалах, остаются далекими от истинной духовной жизни. Они привыкли считать религию чем-то, имеющим отношение лишь к молитвам и службам в церкви, а не жизненным путем, которого надо придерживаться в любое время и в любом месте. Самарянин тоже видел, но сердцем – сердцем, в котором была любовь к Богу. Положение потерпевшего тронуло его сердце, а сердце, исполненное божественной любви, повелело его рукам. Когда самарянин подъехал к лежащему человеку, он не задумывался над тем, кто лежит перед ним – еврей или самарянин. Он просто слез с осла, напоил несчастного, промыл и перевязал ему раны. Затем очень осторожно, чтобы не причинить боли, посадил на осла и повез его в город в гостиницу.
Учитель: Далее Иисус Христос задает вопрос, который я переадресовываю вам: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»
Ученики отвечают: Самарянин.
Учитель: Правильно. А знаете, какими словами Иисус Христос заканчивает притчу? «И ты поступай так же». Это Он говорит для нас. А я опять спрашиваю: «Так кто же ближний для вас?»
Ученики: Ближний – это тот, кто в тебе сейчас нуждается, кому нужна помощь.
Учитель: Ближним может быть незнакомый человек. Исполнили ли священник и левит заповедь Бога: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
Ученики : Нет, они не помогли беспомощному человеку, остались равнодушными к нему.
Учитель: Вы поняли духовный смысл притчи?
Ученики : Надо научиться увидеть ближнего, который нуждается в моей любви и помощи. Чтобы хорошо видеть, нужно внимание и чуткое сердце. Это и есть милосердие.
Учитель: Всегда можно найти много причин и отговорок, чтобы оставить человека лежать на обочине и пройти мимо. В таких случаях, чтобы оправдать себя, люди говорят: «Ведь все равно всем не поможешь». Будем внимательны к людям на обочине.
Милосердие – это любовь в действии. Наполнить свою душу милосердием и поделиться своим милосердием с душами других людей – христиан и иноверцев.
Милосердие – это огромная сила, связывающая и объединяющая людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»
Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание" - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....
ОРКСЭ основы православной культуры "Православная молитва"
На уроке дети познакомятся с понятием "молитва", с видами молитв, проанализируют молитву "Отче наш"....
КТП ОРКСЭ "Основы светской этикт" 4 класс по учебнику «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной
КТП по ОРКСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" А.И.Шемшуриной...
Тесты к учебному курсу "Основы православной культуры"по учебнику Кураева А.В. 4 класс
Тесты к учебному курсу "Основы православной культуры"по учебнику Кураева А.В. 4 класс...
Разработка урока ОРКСЭ по модулю православная культура на тему: Добро и зло (работа с притчей)
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?» Задачи: Обра...
Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»
Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. ...
Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"
Методическая разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православн...
- Мне нравится (1)