Конспект урока(модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
На уроке ученики учатся осознавать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе; соотносить понятия «стыд» и «совесть».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest.docx | 85.46 КБ |
mudretsy.docx | 191.22 КБ |
tekst_k_video.docx | 12.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока(модуль Основы светской этики)
4 класс
Тема: «Совесть»
Цель и задачи урока:
Помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»
Предметные результаты:усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Познавательные УУД:понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметныерезультаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование:
(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал,Ф.Шопен. Ноктюрн №20,Мечта.
Ход урока.
1.Актуализация опорных знаний.
У:Начинаем урок светской этики.
-На прошлых уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни.
- Представим себе, что у нас есть все:мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы:
-каким должен быть человек, чтобы сохранить все это?
-что самое главное в человеке?
Сегодня мы постараемся найти на ответ.
2.Выводим тему урока.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Конечно, разум – первый мне ответил. (на доску прикрепляю РАЗУМ)
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути, (на доску прикрепляю ВОЛЯ)
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
У: Ребята, как вы думаете, что самое главное в человеке?
Ответы детей: добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
Дети отвечают. Учитель продолжает.
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (на доску прикрепляю СОВЕСТЬ)
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
Что такое разум?
У: (Разум есть существенная способность человека мыслить, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок).Слайд 1
Что такое воля?
У:Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.Слайд 2
-А как на ваш взгляд – какое качество в человеке вы считаете самым главным?
Слайд 3
Озвучьте тему урока. Какова будет тема урока? (Совесть) Слайд 4
З.Работа со словом «СОВЕСТЬ».
- Прочитайте эпиграф урока. (Слайд 4)
Самое главное украшение человека – чистая совесть.( на доске)
Марк Туллий Цицерон (Древнеримский оратор и философ)Слайд 5
А можем ли мы сказать, что совесть украшает человека? (Да)
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
Работа со словарями.
1.Обратимся к словарям Владимира Ивановича Даля, школьному толковому словарю русского языка, Сергея Ивановича Ожегова, энциклопедический словарь,учебному словарю русского языка Вадим Викторовича Репина
В.И.Даль. «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития».
Школьный толковый словарь русского языка- «Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».
Д.Н Ушаков. «Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение».
С.И.Ожегов «Совесть -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
Энциклопедический словарь –«Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом ,сознание нравственной ответственностиза своё поведение ».
В.В. Репкин. Учебный словарь русского языка-«Совесть- чувство ответственностиперед самим собой за свои поступки».
-Каждая группа зачитывает свое определение «совесть».
- Что общего у всех этих определений?
У:Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.
- Учитель: - Заглянем в историю слова «совесть». Слайд 6
Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
- Подберите однокоренные слова к слову совесть. (Совестливый, добросовестный)
Что значит:
Совестливый – поступающий по совести;
добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма.
Афоризмы:
( КАЖДОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ПРИКРЕПЛЯЮ НА ЛИСТОЧКЕ ДУБА)
- « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» .Паскаль Блез (французкий математик, механик, физик, литератор и физик)
- «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» . Иммануил Кант (немецкий философ)
- «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» . Поль Гольбах ( французский философ, писатель, энциклопедист)
- «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» .Дени Дидро (французский писатель, философ просветитель)
- «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за
нами кто-то следит. Генри Луис Менкен (французский журналист)
Физминутка (Шопен «МЕЧТА»)
Давайте отдохнем.
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Вас обвивает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой.
Откройте глаза,
Посмотрите по сторонам и улыбнитесь своим товарищам .
Пошлите друг другу добрые мысли, дарите радость и будьте сами источником света, добра и любви.
- Мы продолжаем с вами работать.
Работа с притчами.
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
1 группа.
Прочитайте притчу.Притча о старике
Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.
За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.
Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.
Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.
Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.
Ответьте на вопросы:
-Почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость?
-Действительно, стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым
Бывает так, когда и взрослые поступают не по совести.
(Можно ответить пословицей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается. )
- Что такое стыд? Попробуйте дать определение.
У: Вот какое определение слову стыд даёт
Стыд – чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянья и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью.В.И. Даль
У: Итак:Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили. Слайд 7
2 группа
Совесть без муки
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Беседа по притче.
- Как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть.
-В чем смысл притчи?
- Чему нас учит эта притча ?
3 группа.
Ответьте на вопрос:
- Ребята, почему молодой человек 50 лет не имел покоя в душе?
4 группа
Совесть.
Жил-был человек, хорошо себе жил, благополучно жил, вопросами высокими не рушил себя. А тут какой-то прохожий возьми и скажи ему: «Совесть ты потерял!» - «Совесть? А что такое совесть? Я совести не знаю…» И огорчился человек: «Всё у меня есть, а совести нет, потерял я её… А какая она – эта самая совесть? Какой вид имеет?» Печалился, печалился да и пошёл по свету совесть свою искать. Бродил, бродил, раз видит – человек на дороге лежит, грязный, израненный, окровавленный – смотреть страшно… Все мимо него спешат – подойти боятся. А искатель этот остановился – как человека на смерть оставить? Поднял его, раны его омыл, на себе понёс… Так он и нашёл свою совесть, грязную, окровавленную, измученную…
-Ребята, почему совесть человека оказалась грязной?
5 группа
ПОКАЯНИЕ
Упал человек в глубокую пропасть.
Лежит израненный, погибает…
Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в нее чуть не свалились.
Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!
Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…
Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…
Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!
– Как это тебе удалось? – удивились все.
Но покаянию некогда было отвечать.
Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…
-Ребята, почему именно покаянию удалось спасти человека?
Обсуждение в группах.
- Каждая группа читает вслух притчу и отвечает на вопрос к притче.
- Какое качество объединяет эти притчи? (Совесть)
- Что же такое совесть?
- Что значит поступать по совести? (честно и справедливо)
- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).
Игра «Найди пару». Работа в паре.
Работа с пословицами.
Нужно собрать пословицы у каждой группы лежат начало и окончания пословиц. Вам нужно составить из этих частей пословицы о совести)
1) Вода все отмывает, кроме нечистой совести
2) Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста.
3) От человека утаишь, а от совести нет.
4) Совесть без зубов, а грызет.
5) У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
Проверка по эталону (слайд).
-Чему учат нас эти пословицы?
V. Творческое применение знаний.
Составление символа совести.
Учитель. Ребята, я предлагаю изобразить символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.
(Дети приклеивают солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)
На ладошках пишут те качества, которыми должен обладать совестливый человек.
Выставка символов на доске.
1. Портрет совестливого человека(если останется времени)Слайд 8
Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
- Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
- Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
- Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
- Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
- Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
- Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
- Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
- Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
- Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
VІ. Рефлексия.
Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.
Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.
Памятка.
Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).
- Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
- Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
- Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
- Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
- Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
- Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
- Не берите чужого без разрешения.
- Не желайте никому зла
- Не допускайте грубости
- Во всём помогайте ближним
- Будьте добрым человеком
-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?
VІІ. Итог занятия.
7. Итог урока
– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?
Дети высказывают свои мысли: У меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…
«Синквейн»
- Совесть
- Вечная, мудрая
- Спрашивает, учит, мучит
- Главный судья
- Слушай её
Закончим наш урок пословицей: Худые дела до добра не доведут.
Живите и поступайте так,чтобы вас никогда не мучала совесть. Всем спасибо за работу.
VІІІ. Домашнее задание.
-Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»
Доп. материал к уроку:
Кроссворд.
- Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
- Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
- Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
- Недоброе чувство, мысль или дело.
- Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
- Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
- Состояние полной, высшей радости.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вложив в совесть человека,
Творец поручил ей два дела:
Совесть- голос ,который говорит то, что не надо делать то, что ты уже сделал .
-Перед выбором совесть
подсказывает, как должен поступить человек.
-После ошибки совесть срабатывает как тревога: « Так нельзя! Исправься!»
-У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесённых ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя долгие годы совесть может напомнить о былой неправде.
_-Может случиться так, что радость полученная от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубины твоей памяти что-то ,о чём не хотелось бы помнить.
-Поэтому самое главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слушать и поступать по её подсказкам, исправлять свои прошлые ошибки.
- Некоторые, стараются просто забыть свои ошибки. Забыть о боли, которую нанёс своей маме или другу. Забыть о том, что ты обманул кого-то…
-Получается,будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день, с новыми развлечениями и приключениями.
- На самом деле, если совесть стала досаждать нашей памяти, уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется—раскаяние.
Раскаяние ( или покаяние) –это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...
Конспект и презентация к уроку по светской этике на тему "Совесть"
В ходе урока дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд». Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, ...
разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина
Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...
Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».
Предмет - основы светской этики Класс - 4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"...
Урок с презентацией по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Совесть"
Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Учени...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...