Урок с презентацией по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Совесть"
презентация к уроку (4 класс) по теме

Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Ученики получают навыки самостоятельной познавательной деятельности, способность включиться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_ose.docx22.33 КБ
Office presentation icon sovest.ppt1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Урок по ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

Тема урока «Совесть»

                                                                                     Подготовила учитель начальных классов

                                                              Соловьева Елена Ринатовна

Новомосковск 2013

Цель. Познакомить учащихся с представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.

Задачи. Формировать представление о понятиях «совесть», «стыд».

              Развивать навык работы с текстом, умение анализировать нравственные проблемы, развивать творческие способности.

              Воспитывать способность правильно оценивать себя и поведение других людей.

Ход урока

                 Деятельность учителя

           Деятельность учащихся

 

                                                  I этап. Подготовительный

                            (подготовка к активной познавательной деятельности)

Задачи этапа:

1.Мобилизация детей к активной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Формулирование темы урока.

Мобилизующая часть урока

-Поговорим?

- О разном и о прочем,

  О том, что хорошо,

  И хорошо не очень.

  Поговорим?

-О том, что знаешь ты,

  И то, что мне известно.

  Поговорим?

-Нам будет интересно!

Разминка «Поговорим?»

-О чем?

-Поговорим.

-Поговорим.

Актуализация опорных знаний

-На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их.

-Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на Земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?

-Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

(учащиеся перечисляют)

Самостоятельное формулирование темы

( читаю стихотворение)

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

-Что главное, скажите, в человеке?

-Конечно, РАЗУМ, - первый мне ответил.

( прикрепляю карточку со словом «разум»)

С ним каждый путь и правилен и светел.

-Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил:- ВОЛЯ на пути,

(прикрепляю карточку со словом «воля»)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

-Да нет, не то, - заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил…

 ( пауза)

-Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

-Давайте сравним с ответом мудреца:

-Да нет, не то, - заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

-Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека- СОВЕСТЬ!

(прикрепляю карточку со словом «совесть»)

-Какова же тема нашего урока? (слайды 1,2)

Коллективная  работа: записывают на доске самые главные ( по их мнению) качества; читают, анализируют, сравнивают, находят совпадения; стираем с одинаковыми значениями, оставляя одно качество, объединяем слова- синонимы. Таким образом остается 5-6 качеств, из которых выбираем одно.

- «Совесть»

                                        II этап. Усвоение нового

Задачи этапа:

1.Организация работы в группах.

2.Обобщение знаний.

1.1-Как вы думаете, что такое совесть?

-Давайте послушаем друг друга ( проверка заданий групп; по ходу высказываний групп показываю слайды 3,4)

-Для 2 группы слайд 5

-Для 3 группы слайды 6,7

-Давайте еще раз вчитаемся в толкование слова В.И.Даля (обращается внимание на сочетание « тайник души»)

Тайник- хранилище, тайное убежище, душа- внутренний мир человека.

-Как в нас отзывается каждый поступок?

1.2.-Мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство: хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу разливается тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека бросает в жар, он краснеет. Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней надо прислушиваться. Часто человек заболевает от того, что что-то сделал не по совести, и тогда его мучает бессонница.

У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесенные раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, о том, что человек поступил не по совести.

-Давайте послушаем рассказ и найдем в нем подтверждение этим словам.

               Возмездие (Б.Ганаго)

      Данька считал, что ему всё можно. Запрещали ругаться - ругался, говорили кошек не мучить - камни в них кидал, малышей не обижать - замки их из песка растаптывал.

- Ох, и воздастся тебе, Данька! - предсказывали ему соседки-старушки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность.

Жил Данька рядом с кладбищем. Там многие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Скамейки кое-где.

     Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечности приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала - некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто...

Заметил Данька, что по вечерам к кладбищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разлетались.

Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа - потёмки. Только задумал он опять недоброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок подстреливать. Ему всегда всё сходило, а тут птицы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся.

Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему - прохожим жутковато становилось.

Пришло время уехать Даньке в другой город. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим.

Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Надеялся, что и это ему сойдёт.

Переехал. Годы миновали. Повзрослел. Сам своё гнездо свил - женился. Прошлое, казалось, ушло в небытие. Только ребёнок у него почему-то немым родился. Почему? Долго переживал молодой папаша, но смысла в происшедшем не увидел.

Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики совесть лечат?

-Чтобы накачать мышцы, нужна тренировка, чтобы научиться бегло читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести? Что значит понятие «голос совести»?

Вывод: нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.

1.3.Игра «Найди пару»

-Я даю вам предложения, а вы должны найти вариант замены ( слайд 8)

(делятся на три группы)

1 группа получает задание составить кластер «СОВЕСТЬ»(что заставляет делать/не делать совесть)

2 группа: выписывают все слова, которые живут в слове «совесть», например, совет, весть, сеть, свет, есть, вето и т.д.

3 группа: работают со словарями (Ожегов С.И., Даль В.И.), находят толкование слова «совесть».

Отвечая на это вопрос, учащиеся приводят в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и рассказывают, что они чувствовали.

-Ответы учащихся

-Ответы учащихся

Работа в группах

2.1.Вопросы без ответа вслух.

-Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

А.Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

Б.Было ли стыдно за свои поступки?

В.Всегда ли вы поступали по совести?

2.2.Вывод

-На что похожа наша жизнь?

-На книгу. Называется она: «Жизнь Маши» или  «Жизнь коли». Глава в книге -2013 год. Страница в книге- день. С утра- страница чистая, а потом мы сами пишем эту страницу добрыми или злыми делами, которые остаются там навсегда и никуда не исчезают из книги нашей жизни. Сделаем добро, и лист в книге нашей жизни будет хорошим. И наоборот.

-А если мы видим, что кто-то делает что-то плохое, надо ли ему подражать?

-А если он скажет, что все так делают?

-Нужно сказать ему: «Неправда. Плохое делают только злые люди».

-Ответы учащихся

-Ответы учащихся

                                                 III этап. Первичная проверка

Задача этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач

-Попрбуйте составить портрет совестливого человека (слайд 9)

Работа в группах

                                                 IV этап. Итоговая  рефлексия

1.Закрепление полученных знаний.

2.Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

1.-Знаете ли вы, что происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть?

-А, может быть, все происходит вот так?

(демонстрация опыта)

В фарфоровую чашку кладем лист белой бумаги, она похожа на светлые чистые чувства людей. Ложь, зависть, злоба – невидимые, но стоит поднести зажженную спичку (реакция человека на ту или иную ситуацию) , и она превращает все светлое, радостное, чистое в пепел. Вместо листа белой бумаги – гора пепла.

Злоба, зависть переполняют нас, и мы выплескиваем все наружу: кричим, срываем злость на слабых, оскорбляем.

ВЫБИРАЙТЕ САМИ, ЧТО ЛУЧШЕ:

Сказать правду – поступить по совести и сохранить чистоту души, или

Соврать (может быть, никто и никогда не узнает о лжи), но в вашей душе останется это…( показываю на гору пепла)

-Ответы

2.Рефлексия (слайд 10)

-Ответы детей

                                             V этап. Домашнее задание (слайд 11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 2 Урок по ОРКСЭ (ОСЭ) Тема урока: « Совесть » Учитель начальных классов Соловьева Елена Ринатовна г. Новомосковск, 2013 г.

Слайд 2

Тема: «Совесть» Цель: -воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям Задачи: - на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении. - формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения); - развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы

Слайд 3

заставляет размышлять о своих поступках критически оценивать свои поступки напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности игнорирует хитрые оправдания С О В Е С Т Ь заставляет говорить о себе правду

Слайд 4

мир с самим собой ты исправляешь ты понимаешь, что надо исправить поступок эта мысль преследует тебя ты размышляешь над тем, что совершил СОВЕСТЬ

Слайд 5

Совет, весть, сеть, есть, свет, вето и т.д . Совет -это то, что находится внутри нас и дает нам советы; Весть - подает нам весточку, правильно мы поступаем или нет; Сеть - ловит наши хорошие и плохие поступки; Вето- накладывает запрет на наши плохие поступки

Слайд 6

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру» В. Н. Даль

Слайд 7

«Совесть-чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». С.И.Ожегов

Слайд 8

Поступать вопреки своим убеждениям жить по совести Жить честно, справедливо делать на совесть Делать что-либо хорошо, добросовестно поступать против совести Жить спокойно, не испытывая угрызения совести поступать без зазрения совести Поступать без стыда, без стеснения поступок на его совести Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то жить со спокойной совестью

Слайд 9

Он все делает по совести, стыдится поступать… Это – человек… Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает Он не совершает поступков … Он не пройдет мимо … Совестливый человек, если и совершает какие- то несправедливые поступки, то …., и они вызывают у него… Совесть выражается в … Она побуждает человека следовать… Отвращает его от…

Слайд 10

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 11

Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект? Выбери одно из предложенных или придумай свой. Сообщение – презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев». Пластилиновая композиция «Народные пословицы о совести и стыде»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".

Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

ОРКСЭ Модуль "Светская этика" тема "Милосердие" презентация к уроку.

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская этика", тема урока "Милосердие". Материал содержит  презентацию...

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Презентация структурирует урок и активизирует познавательную деятельность учащихся....

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...