конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависимо от его возраста. Что такое дружба и кто может считаться настоящим другом, каждый понимает по своему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kursu_orkse.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу ОРКСЭ.
Модуль «Светская этика».
Тема: Дружба.
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества
Задачи: показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
-развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
-развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
-воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формы и виды учебной деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации.
Оборудование: мультимедиа , художественная литература, фотовыставка, индивидуальные листочки для самооценки.
Планируемые результаты: понимание ценности дружбы и дружеских отношений , развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Ход урока.
1.Организационный момент
«Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости - это дружба.»
Ф. Ларошфуко
2.Введение в новую тему.
Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете, стихотворение, которое подготовила Павлова Аленка.(Слайд №1)
ДАЙ БОГ…
Дела, дела… Забот круговорот,
И душу непрестанно что-то гложет…
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто просто так, по-дружески, поможет.
Болезнь без приглашения придет,
Несчастье тоже - в дверь стучать не станет…
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто вытянет, поддержит, не оставит…
Грех сладок и прилипчив, словно мед:
Запачкался - и в жизни не отмыться…
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто не позволит грешному свершиться.
Проходят чередой за годом год,
Цветение садов сменяет вьюга…
Дай Бог, чтобы всегда был рядом тот,
Кого ты называешь просто другом
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
- Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.
3. Вводная часть.
Перед вами лежат два листа и два фломастера черный и красный. На одном нарисуйте маску здорового человека, на другом – больного.
Звучит песня “Улыбка”.
- В чем различие?
(Больного нарисовали черным, а здорового – красным. Красный, значит красивый. Он улыбается, глаза сияют, щеки горят).
- Главное отличие – это улыбка.(слайд №2)
Улыбка – признак не только физического, но и духовного здоровья. Вы, наверное, слышали “У меня душа болит”. У такого человека значит, что-то случилось: может, его обидели, может, он поссорился с другом…
А ведь улыбка – признак добра, любви, дружбы.
Не зря и в песне поется:
“Дружба начинается с улыбки”.
На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..»
- Продолжите предложение.
-Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?
- Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, уметь дружить, т.е. дружно жить. Так что же такое дружба? ( Мозговой штурм).
(Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным , разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным);заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками).(слайд №3)
- Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. В песне о дружбе поётся:
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Вот, что значит
Настоящий верный друг.(слайд№4)
- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре С.И. Ожегова (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
Работа с учебником.
- А теперь мы узнаем еще одно мнение о понятие дружба, прочитаем в учебнике на с.32, 2 абзац,
- Работа в группах.
Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба»
Дружба:
1.
2.
3.
Проверка.
Рассмотрите иллюстрацию на с. 32. Что вы можете по ней рассказать?
-« Шагни» сам в иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?
Чтение текста учебника страница 32- 33
- Продолжить читать текст и сделать пометки на полях:
«+» - знаю
«V» - новое
- О чем прочитали?
- Назвать черты дружбы? Запишем на доске.
- Что нового определили для себя из текста?
- Давайте поработаем с иллюстрациями на с. 33.
- С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья?
- Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?
- Можно ли сказать о детях, что они друзья? Почему?
-Послушайте, как о дружбе говорят поэты. ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба»)
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети! (слайд№5)
-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
- А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?
-Действительно, как сказал древний философ Цицерон « Без истинной дружбы жизнь - ничто»
- Давайте обратимся к народной мудрости.
- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях. Прочтите на странице учебника. Как понимаете?
- Какие знаете пословицы и поговорки? ( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)
-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?
- Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (хранить секреты и помогать друг другу). Настоящая дружба - это когда можешь рассказать человеку любые даже самые сокровенные тайны, и уверен, что кроме этого человека ни одна душа этого не узнает... и этот человек никогда не будет насмехаться над твоими ошибками...(слайд №7)
- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.
- Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту. Друг поймет, и друг простит.
Он поддержит, защитит.
Будет рядом он всегда,
Если вдруг придет беда,
Будет рядом он сидеть,
И в глаза твои глядеть.
Скажет слова простые,
Но зато родные.
- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно).
Игра, в которую я предлагаю сейчас сыграть, называется “Ромашка”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.
Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.
-Каждой команде выдается по ромашке, ребята пишут на лепестках, а затем зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: “Это здорово! ” и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос: “Какими качествами должен обладать настоящий друг? (слайд№8)
-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?
- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».
Рефлексия.
- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.
- Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.
- Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Возьмите эти листочки, скомкайте их, положите их в это ведро, а я их сейчас сожгу. Бумага сгорела и мы будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
- А от кого это зависит?
. Итог.
-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
Д. /задание: прочитать стр. 32 – 33, составить небольшой рассказ по рисункам на стр. 32 или написать небольшой рассказ о своем друге. Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока №1 по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики
Урок №1 по Основам светской этикитема "Россия - наша Родина"учебник издательства Просвещение...
Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса
Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика ,автор учебника " Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики" М.Т.Студеникин ,на 2013-2014 учебный г...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"
материал содержит конспект урока и призентацию...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Технологические карты к 4 урокам курса ОРКСЭ. Основы светской этики,4 класс.
В данном проекте даны технологические карты к 4 урокам курса" ОРКСЭ. Основы светской этики "(4 класс). Темы уроков:" Россия-наша Родина"," Добро и зло", "Стыд,вина,извинение","Совесть"....
Комментарии
Уроки по курсу ОРКСЭ