Конспект урока "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Курс ОРКСЭ "Основы светской этики" Тема занятия : "Справедливость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_orkse.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

2.МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Урок № 12

Тема урока: Справедливость.

Чеботарёва Юлия Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 30 г. Подольска

Цель урокасоздать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.

Задачи:

  • Познакомить учащихся  с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.
  • Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами
  • Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • учебник «Основы светской этики»;
  • рабочая тетрадь;
  • презентация к уроку.

Участникиучащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Учитель читает притчу: Монаха Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

(слайд )

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

- О чём  эта притча?

- Примерные ответы детей (о добре, справедливости и т.д)

(Слайд)

-Как вы думаете легко быть справедливым?

Примерные ответы детей.

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

-Ребята, сегодня к нам пришла необычная гостья.

Для того, чтобы она появилась, вам необходимо сказать о ней что-то хорошее. Давайте попробуем? 

Примерные ответы детей ( Хорошая, красивая, приветливая, добрая, весёлая, честная, доброжелательная, чудесная, волшебная и т.д.)

- Какие замечательные слова. А как вы думаете, какая сказочная героиня может соответствовать этим словам? Кто же это?

- Ответы детей (Золушка)

-Давайте вспомним её историю.

-Так что же произошло с Золушкой?

-Справедливо ли к ней относилась мачеха и сёстры? Почему вы так думаете?

-Кто помог Золушке попасть на бал?

-Чем закончилась сказка?

-Вы согласны с такой концовкой сказки? Почему, объясните свой ответ.

  1. Развитие умений – применение знания.

- О чём же мы будем с вами сегодня говорить?

-О справедливости

-Кто может объяснить, что такое же справедливость?

Дети пробуют дать определение.

-Трудная задача. Давайте попробуем найти ответ. Что же может нам помочь?

Ответы детей (словарь)

- Но ведь словарей много. Как же нам быть?

(Дети делятся на группы и каждая группа выбирает словарь)

-Первая группа поработает с энциклопедическим словарём.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

- Вторая группа попробует определить, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова.

От старославянского слова праведный, правда.

-правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон

-Третья группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Правду, что шило в мешке не утаишь.

Говоришь правду-правду и делай.

Без правды не житьё-вытьё.

В ком добра нет- в том и правды мало.

После того как каждая группа делится найденной информаций, дети приходят к выводу, чтосправедливость - это правда.

-А теперь давайте обратимся к учебнику, что там написано о справедливости. Прочитайте 1-й и 2-й абзацы.

-Запишите определение справедливости в рабочую тетрадь.

Дети записывают определение с учебника.

-Прочитайте текст в учебнике дальше с 3-го по 5-й абзацы.

Читают вслух.

Ребята, а как определить где справедливость, а где нет? По каким признакам мы это определяем?

Примерные ответы детей (посмотреть в учебнике)

Самостоятельная работа.

-Найдите ответ в учебнике и выпишите в рабочие тетради.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Читают, что написали.

-Как вы считаете быть сложно ли быть справедливым?

Примерные ответы детей.

-А давайте узнаем, что говорили знаменитые философы разных исторических эпох. Внимание на экран.

   На экране ФЕМИДА.

-Кто из вас знает кто это?

-Фемида-богиня правосудия.

-А почему у неё завязанные глаза?

-Что означают весы в её руке?

-Что обозначает меч?

-А вам хотелось бы быть справедливыми? Для этого вам следует выполнять  определённые правила. Обратимся к учебнику .

Читают по цепочке:

  • Избегать в своих действиях зла.
  • Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
  • Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
  • Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
  • Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
  • Не посягать на личность и достоинство человека
  • Исполнять обязанности перед другими и самим собой.

-Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.

  1. Закрепление  и обобщение пройденного на уроке материала.

-Золушка приготовила для вас интересное задание, выполнив его правильно, вы получите заслуженную награду, ошибётесь - не получите. Всё будет по справедливости.

Готовы? Внимание на экран.

Слайд

  • Противоположность справедливости (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ)
  • Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ) 
  • Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ) 
  • Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ)
  • Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ) 
  • Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ) 
  • За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ) 

-Что за награду вы получили?

-Благодарность.

-Справедливо?

-Но это ещё не всё.

Слайд  

Она просит помочь разобраться в некоторых ситуациях.

Ситуация 1.

-Сестра говорит:- Я старше тебя, значит, мне надо больше кубиков.  

 Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто  поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Рэкс»

Мама пришла с работы и спросила у сына:  

- Сынок, ты погулял с Рэксом?  

Сын ей отвечает:  

-Погуляй ты сама с Рэксом, а то мне надо уроки учить.

Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама.

Мальчик  обиделся и сказал маме:

-Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

-Оцените поступок мальчика.

Ситуация 3.

-Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»

Сергей сказал:

-Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

-Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

-Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят.

Слайд

На экране появляется слово МОЛОДЦЫ!

-Заслуженная награда.

Использованные материалы

  1. «Обучение для будущего» под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского, М., 2004 г.
  2. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.,Бонфи, 2002. - 239 с.
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с.
  4. Основы религиозных культур и светской этики \ книга для учителя под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., «Просвещение», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...