Конспект урока "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Курс ОРКСЭ "Основы светской этики" Тема занятия : "Справедливость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_orkse.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс ОРКСЭ
2.МОДУЛЬ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Урок № 12
Тема урока: Справедливость.
Чеботарёва Юлия Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 30 г. Подольска
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.
- Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
- Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
- Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- учебник «Основы светской этики»;
- рабочая тетрадь;
- презентация к уроку.
Участники: учащиеся 4 класса.
Форма урока: комбинированный
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Учитель читает притчу: Монаха Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
(слайд )
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!
- О чём эта притча?
- Примерные ответы детей (о добре, справедливости и т.д)
(Слайд)
-Как вы думаете легко быть справедливым?
Примерные ответы детей.
- Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
-Ребята, сегодня к нам пришла необычная гостья.
Для того, чтобы она появилась, вам необходимо сказать о ней что-то хорошее. Давайте попробуем?
Примерные ответы детей ( Хорошая, красивая, приветливая, добрая, весёлая, честная, доброжелательная, чудесная, волшебная и т.д.)
- Какие замечательные слова. А как вы думаете, какая сказочная героиня может соответствовать этим словам? Кто же это?
- Ответы детей (Золушка)
-Давайте вспомним её историю.
-Так что же произошло с Золушкой?
-Справедливо ли к ней относилась мачеха и сёстры? Почему вы так думаете?
-Кто помог Золушке попасть на бал?
-Чем закончилась сказка?
-Вы согласны с такой концовкой сказки? Почему, объясните свой ответ.
- Развитие умений – применение знания.
- О чём же мы будем с вами сегодня говорить?
-О справедливости
-Кто может объяснить, что такое же справедливость?
Дети пробуют дать определение.
-Трудная задача. Давайте попробуем найти ответ. Что же может нам помочь?
Ответы детей (словарь)
- Но ведь словарей много. Как же нам быть?
(Дети делятся на группы и каждая группа выбирает словарь)
-Первая группа поработает с энциклопедическим словарём.
- Вторая группа попробует определить, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова.
От старославянского слова праведный, правда. -правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон |
-Третья группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.
После того как каждая группа делится найденной информаций, дети приходят к выводу, чтосправедливость - это правда.
-А теперь давайте обратимся к учебнику, что там написано о справедливости. Прочитайте 1-й и 2-й абзацы.
-Запишите определение справедливости в рабочую тетрадь.
Дети записывают определение с учебника.
-Прочитайте текст в учебнике дальше с 3-го по 5-й абзацы.
Читают вслух.
Ребята, а как определить где справедливость, а где нет? По каким признакам мы это определяем?
Примерные ответы детей (посмотреть в учебнике)
Самостоятельная работа.
-Найдите ответ в учебнике и выпишите в рабочие тетради.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Читают, что написали.
-Как вы считаете быть сложно ли быть справедливым?
Примерные ответы детей.
-А давайте узнаем, что говорили знаменитые философы разных исторических эпох. Внимание на экран.
На экране ФЕМИДА.
-Кто из вас знает кто это?
-Фемида-богиня правосудия.
-А почему у неё завязанные глаза?
-Что означают весы в её руке?
-Что обозначает меч?
-А вам хотелось бы быть справедливыми? Для этого вам следует выполнять определённые правила. Обратимся к учебнику .
Читают по цепочке:
- Избегать в своих действиях зла.
- Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
- Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
- Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
- Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
- Не посягать на личность и достоинство человека
- Исполнять обязанности перед другими и самим собой.
-Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.
- Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.
-Золушка приготовила для вас интересное задание, выполнив его правильно, вы получите заслуженную награду, ошибётесь - не получите. Всё будет по справедливости.
Готовы? Внимание на экран.
Слайд
- Противоположность справедливости (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ)
- Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ)
- Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ)
- Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ)
- Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
- Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ)
- За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ)
-Что за награду вы получили?
-Благодарность.
-Справедливо?
-Но это ещё не всё.
Слайд
Она просит помочь разобраться в некоторых ситуациях.
Ситуация 1.
-Сестра говорит:- Я старше тебя, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
-Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Рэкс»
Мама пришла с работы и спросила у сына:
- Сынок, ты погулял с Рэксом?
Сын ей отвечает:
-Погуляй ты сама с Рэксом, а то мне надо уроки учить.
–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама.
Мальчик обиделся и сказал маме:
-Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
-Оцените поступок мальчика.
Ситуация 3.
-Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»
Сергей сказал:
-Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
-Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
-Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
Слайд
На экране появляется слово МОЛОДЦЫ!
-Заслуженная награда.
Использованные материалы
- «Обучение для будущего» под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского, М., 2004 г.
- Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.,Бонфи, 2002. - 239 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с.
- Основы религиозных культур и светской этики \ книга для учителя под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., «Просвещение», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...