Конспект урока "Этикет"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Круглова Светлана Алексеевна

Конспект урока для 4 класса по предмету "Основа светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           МОУ СОШ №3 г. Богородицка

                        КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ

                                        «ЭТИКЕТ»

                     (модуль « Основы светской этики»)

Выполнила: учитель начальных классов

Круглова Светлана Алексеевна.

                                        

                                                2015 г.

Урок на тему «Этикет»

ЦЕЛЬ:  создание представления понятия об этикете

ЗАДАЧИ:

1. Дать представление об этикете.

2. Познакомить с правилами поведения за столом;

3. Научить правилам культурного поведения за столом,  пользования основными столовыми приборами.

4. Научить сервировать стол.

Оборудование: формулы  поведения за столом, посуда для сервировки стола, памятки вежливого человека.

                                     ПЛАН УРОКА.

1. Что такое этикет. Рассказ учителя.

2.  Знакомство с основными формулами поведения за столом.

2. Сообщение учащегося «Как правильно пользоваться столовыми приборами.

3. Тест

4. Тренинг.

5. Итог урока.

                                             ХОД УРОКА

Слайд 1.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

3. Беседа:

         Вы слышали когда–нибудь такое слово «Этикет»? А кто может объяснить что же это такое? Этикет-это правила отношения между людьми.

Слово «этикет» возникло во Франции от названия карточки-этикетки.

Слайд 2.

          На формирование этикета влияют многие обстоятельства-обычаи и традиции разных народов. Четырнадцатилетний Джордж Вашингтон, плененный светскими манерами своего светского окружения, написал сто десять «Правил приличного поведения». Среди них были такие советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах». Интересно в средневековье  принимали гостей. На почетном дворике хозяйка принимала гостей, помогала ему освободиться от тяжелых доспехов  и давала чистую одежду. Затем гостю предлагали охлажденные напитки, потчевали  яствами и питьем.

        В этикете много правил, а основа у всех правил одна-здравый смысл и уважение к другим людям. Правилам этикета люди должны учиться. Мы поговорим с вами о правилах поведения за столом.

4. Слово учителя. Порой мы не обращаем внимания на свое поведение за столом дома – кого стесняться! Но вот нас пригласили в гости – дело в общем-то житейское, однако… За праздничным столом мы вдруг замечаем, что сидим как-то мешковато, понятия не имеем, куда деть руки, что делать с салфеткой и как пользоваться ножом и вилкой. Хорошее настроение мгновенно улетучивается. Как же быть? Сегодня мы с вами и поговорим об этом, поучимся сервировать стол, познакомимся с основными формулами поведения за столом.

(формулы поведения за столом вывешены на доску и учащиеся знакомятся с ними)

Слайд № 3.

5.Сообщение подготовленного учащегося «Как правильно пользоваться столовыми приборами».


Столовыми приборами надо уметь правильно пользоваться каждому. Мастерства в этом, как и в любом другом деле, можно добиться только упорными тренировками.

  Нож держат, как мы знаем в правой руке, а вилку – в левой. Приборы так и сервируют. Ручку вилки и ножа нужно держать большим , указательным и средним пальцами, при этом ручка должна упираться в ладонь. Нож используется не только для разрезания пищи: кончиком ножа кладут гарнир на вилку. Приборы во время еды следует держать над тарелкой горизонтально. Когда нужно сделать перерыв в еде, нож и вилку кладут по обе стороны тарелки на ее края или складывают крест-накрест на тарелке, чтобы не запачкать  скатерть.

После окончания еды приборы кладут на правую сторону тарелки параллельно. Ложку лучше направлять в рот боковой частью, чтобы локтем не задеть соседа.

   Супы часто заставляют растеряться: как наклонять тарелку – от себя или к себе?  Вовсе не нужно ее наклонять, пусть небольшое количество жидкости останется в тарелке. Когда суп съеден, нужно оставить ложку в тарелке – нельзя ее класть на стол.

  Чашку следует держать за ушко. Чайная ложечка служит только для размешивания сахара, после чего ее нужно положить на блюдце. Не следует помогать себе ложечкой, если чай горячий. Лучше подождать, когда он остынет.

Слайд № 4.

6. Дети читают стихи о правилах поведения за столом:

Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Катя  за столом мечтала.

Вытирай салфеткой рот.
И, не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

7. Тест.

1 Можно ли отставлять мизинец, когда берешь чашку?

А) нет

Б) да

2. Можно ли пить из блюдечка чай?

А) нет

Б) да

3 Можно ли в гостях, сидя за столом, смотреть телевизор?

А) нет

Б) да

4 Можно ли хлеб брать вилкой?

А) нет

Б) да

5 Как можно отказаться от предлагаемого блюда?

А) сказать, что блюдо не нравится

Б) сослаться на плохое пищеварение

В) без  объяснения причин

6 Если вы нечаянно пролили жидкость, вы…

А) броситесь исправлять свою оплошность

Б) будете многословно извиняться

В) спокойно промокнете скатерть салфеткой, не выдавая своего волнения

7.Принято ли ухаживать за соседкой по столу

А) нет

Б) да

8.Тренинг. Учащимся  предлагается самим попытаться сервировать стол.

Слайд № 5.

9. Задание на дом. Сервировать стол к завтраку/обеду/ужину (с помощью родителей).

10. Итог урока.  С каким правилом этикета мы сегодня познакомились? Что особенно понравилось на уроке? Что нового узнали?

Слайд №1

«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь,если это сделает кто-нибудь другой»

            (А. П. Чехов «Дом с мезонином»)

Слайд № 2.

ЭТИКЕТ –

это   ПРАВИЛА

ХОРОШЕГО  ПОВЕДЕНИЯ.

Слайд №3.

Формулы поведения за столом

 1.Сев за стол, не наваливайся грудью на край стола.

2. Не клади локти  на стол – опираться на стол лучше кистями рук.

3. Уронив нож или вилку, не старайся поднять их, попроси другой прибор.

4. Сев за стол, разверни салфетку и положи на колени.

5. Во время трапезы будь внимательным к соседу или соседке.

6. Брать с собой «про запас»  конфеты, фрукты, пирожные нельзя, если только хозяева сами не предложат взять с собой угощение.

Слайд №4

Слайд №5.

Сервировка стола к завтраку

Рассмотрим для примера большой завтрак основным горячим блюдом (например, яичницей с беконом или кашей) — тарелка устанавливается по центру, вилка или ложка слева, нож справа. Справа по диагонали от основной тарелки — кофейная чашка с блюдцем и ложкой. Слева располагается тарелка для выпечки, хлеба, масла и конфитюра (рекомендуется подавать с отдельным ножом).

Сервировка стола к обеду.

Рассмотрим обед с густым супом и пастой (спагетти под различными соусами традиционно подаются в глубокой тарелке). Тарелка для сервировки второго блюда выполняет роль подстановочной. Слева — тарелочка для хлеба. Справа по диагонали — стакан для воды и винный бокал.

Сервировка стола к ужину.

Ужин с закуской и основным блюдом. Справа вверху вы видите три вида бокалов — для аперитива и винный (или любой другой) для напитка под основное блюдо; стакан для воды или сока. По обе стороны от тарелки лежат две пары приборов: начинают пользоваться крайней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...