Урок ОРКСЭ "Священные здания иудаизма, христианские храмы"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
«Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы». |
Урок изучения нового материала |
Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_svyashchennye_sooruzheniya.docx | 41.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | «Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы». | |||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок изучения нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. | |||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
| |||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| ||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: | ПК, мультимедиа, раздаточный материал, учебник, презентация к уроку, по возможности интернет. | |||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Психологический настрой к учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация необходимых знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.
Проверка выполнения задания. -Какое ключевое слово получилось в кроссворде? -Что такое ритуал? - Как вы думаете, где верующие могут выполнять свои ритуалы? -Действительно, совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях. -А как вы думаете, эти сооружения одинаковы для всех религиозных культур? -Конечно, для каждой религиозной культуры есть своё особо почитаемое сооружение, куда человек идёт обратиться к богу. - Я предлагаю посмотреть как же выглядят эти здания. (слайд 2) -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Чтобы вы хотели узнать на уроке? - Какие задачи мы поставим на уроке?
| Ученик работает у доски Два ученика расставляют карточки со словами в таблице. Ученики разгадывают кроссворд. Ответы учащихся: -Ритуал -Выполнение действий в определенном порядке. -Высказывания детей. Определение темы и задач урока. | |||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
-Мы попытаемся с вами сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий. -Священные сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуалах. -Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. -Как вы понимаете слово жертва? - У древних евреев для этих целей использовался переносной шатер, который назывался скинией (слайд 3). - Многие древние сооружения сохранились до наших дней. -Абу-Симбел— скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.) (слайд 4) -Парфенон — один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный богине Афине. (слайд 5) -Пантео́н — «храм всех богов» в Риме построенный в 126 году н. э. (слайд 6) -Стоунхендж называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. (слайд 7) Примерно в 130 километрах от Лондона есть очень странное место — куча огромных камней, аккуратно расставленных по кругу посреди чистого поля. Их возраст не поддается точной оценке даже средствами современной науки — то ли три тысячи лет, то ли все пять. Зачем наши предки, вдруг стали вырубать из скал огромные глыбы и тащить их за сотни километров? Древняя обсерватория, посадочная площадка для инопланетян или культовое сооружение друидов — жрецам, совершавшим здесь религиозные обряды— все это Стоунхендж. -Когда древние иудеи поверили в Единого бога, они построили знаменитый Иерусалимский храм. (слайд 8) - Произошло это в середине 10 века до н.э. Этот храм стал центром религиозной жизни еврейского народа. В храме находились священные предметы. Но захватчики напали на Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. (Слайд 9) - Эта стена считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому сохранившаяся стена называется Стеной плача. - Иудеи считают, что Храм Единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях . Как называются эти здания вы узнаете отгадав ребус. (слайд 10,11) -Так как еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме, Синагога не является храмом - это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев. Синагога переводится как «дом собраний». -Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда должно быть оборудовано соответствующим образом, подчинено определённым правилам.(слайд 12) -У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В синагоге обязательно должен быть шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Этот шкаф занавешен специальным покрывалом, а стена, у которой он стоит , всегда направлена в сторону Иерусалима, где стоял Храм ( на восток). В любом месте земного шара верующие молятся, обратясь лицом к нему. - В центре зала располагается возвышение с которого читается Тора, на нём установлен стол, куда кладут свиток во время чтения. - Внутри Синагоги всегда должен быть светильник с семью фитилями, который называется Менора. (слайд 13) -На стенах синагоги не принято вешать ни портретов знаменитых людей, ни картин художников, никаких других изображений. Для мужчин и женщин есть раздельные помещения . По правилам так же необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе. -Что вам запомнилось из рассказа? Что удивило? Какие еще есть правила посещения синагоги, вы узнаете, прочитав статью учебника на стр.41. -Итак, что же вы нового узнали из учебника?(слайд 14) | Ответы учащихся: -Предмет, который приносят в дар богу. Отгадывание ребуса Ответ: синагога Ответы учащихся Чтение статьи учебника, подготовка сообщения о правилах посещения синагоги. | |||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление | ||||||||||||||||||||||||||||||
-Мы с вами познакомились со священным сооружением иудаизма. Как оно называется? -Что означает слово синагога? - Какие священные предметы находятся в синагоге? - Почему фасад синагоги всегда обращен на восток? - Почему синагога не считается у иудеев храмом? -Что такое менора? | Участие в диалоге | |||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
-Кто из вас знает, как называются священные здания православия? -Вспомните ,какие храмы мы с вами посещали во время экскурсий? (слайд 15) -Собор- это главный храм города. В нашем городе таких храмов много. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. -Зачем люди посещают храмы? -Все ваши ответы абсолютно правильные. Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений. Это место молитвы и совершения богослужения. -Первые христиане собирались на молитвы в катакомбах. Так называются подземные гробницы, они состояли из коридоров и камер для погребения. А позднее появились храмы. (слайд 16) -Слово храм означает «здание», «дом». Часто храм называют церковью. На Руси всегда было много храмов. Издавна храмы строили в самых красивых местах. (слайд17 ) -На месте будущего поселения, города в первую очередь строилась церковь. Около церкви наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от нее устраивалась и торговая площадь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходили все или почти все жители села или города. В храме совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. -Чем храм отличается от обычных строение? Давайте рассмотрим устройство храма. (слайд 18) (Прим. В качестве наглядности можно использовать слайды или интерактивное пособие «Устройство храма» (http://xpam-xpicta.ru/igra/game/index.htm) Вход в храм начинается с паперти. (слайд 19) Это крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. На паперти бедные просят милостыню. Это западная часть храма. Далее мы попадаем в притвор. (слайд 20) Здесь раньше молились кающиеся грешники и оглашенные, т.е. те, кто собирается принять Крещение. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Над притвором обычно строится колокольня или звонница. -Что такое колокольня? Иногда колокольня или звонница строится рядом с церковью. (слайд 21) - Сравните, чем колокольня отличается от звонницы? -Для чего строилась колокольня? (Они сообщают о скором начале службы и возвещают об особенно важных моментах богослужения. Колокола звонят при таких событиях как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре. -Вы слышали звон колоколов? Давайте послушаем колокольный звон Петропавловского собора. -Какие чувства вызвал у вас перезвон? - Далее проходим через притвор и оказываемся в самой большой части. Это центральная (средняя) часть храма, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. (слайд 22) -Вспомните, чего много в храме? -Как вы понимаете значение слова икона. Также используются росписи стен. Они называются фресками. -Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму . -В центральной части у икон можно поставить свечи о здравии близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – канунник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, т.е. за умерших. (слайд 23 ) -С восточной стороны находится необычная стена. Это иконостас. (слайд 24) -Какое слово спряталось в этом слове? Это целая стена из икон. -Посмотрите, в иконостасе установлены двери посчитайте, сколько их. Средние - самые большие - называются Царские врата (ворота).Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери, которая называется еще и Пресвятой Девой. -По сторонам от главных ворот расположены южные и северные врата. -Напротив царских врат есть полукруглый выступ – амвон. Так называется площадка перед алтарем. На этой площадке диакон обычно произносит проповеди. Здесь же произносятся поучения. -Напротив царских ворот перед амвоном стоит аналой – это высокий стол с наклонной поверхностью, на который кладутся Евангелие (для чтения), крест и икона, соответствующая церковному событию данного дня по православному календарю (слайд 25) -За иконостасом, в самой восточной части храма размещается главнейшая часть храма — это алтарь. (слайд 26) Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца. Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Женский пол совсем не входит в алтарь. Священник обычно молится именно там. -В центре алтаря находится самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. На нем совершается Евхаристия. Вспомните, что это такое? -Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест. (слайд 27 ) -Итак, мы с вами познакомились с устройством храма. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах или индивидуально. На столах у вас лежат листочки, на которых нарисована схема внутреннего устройства храма. Пользуясь словами для справки, заполните эту схему. -Пользуясь учебником, проверьте правильность выполнения задания. Оцените свою работу. У кого все правильно? Молодцы. -Ребята, вы знаете как себя вести в храме? От кого вы узнали о правилах поведения? Какие правила вы знаете?
| -Христианский храм -Николо-Богоявленский морской собор, Собор Святых Петра́ и Павла, Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор) - Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. - В храме много икон. -Храм отличается от обыкновенных зданий внешним видом. Вместо обычной крыши-золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты. -Высокая башня с колоколами. Сравнение колокольни и звонницы. Вывод: колокольня- это башня, а звонница – прямоугольное сооружение с проемами для колоколов. Прослушивание колокольного звона. - Свечей. Икон. - Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. - В иконостасе три двери. - Евхаристия – это освящение хлеба и вина Самостоятельная работа. Учащиеся в парах или индивидуально (по желанию) воспроизводят по памяти информацию, заполняют схему устройства храма. Проверяют и оценивают свою работу | |||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
-Сегодня мы говорили о священных сооружениях иудаизма и христианства, на следующем уроке вы узнаете о таких сооружениях ислама и буддизма. -Для чего люди начали создавать священные сооружения? -Могли ли они обойтись без них? Как называется священное сооружение в православии? -А в иудаизме подобное сооружение как называется? -По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь? -Почему синагога не считается у иудеев храмом? -Каковы правила обустройства синагоги? -Что такое икона? Кто изображается на иконах? - Можем ли мы в одном городе видеть священные сооружения разных религий? -Почему так бывает? А в нашем городе есть здания разных религий? -В нашем городе есть священные сооружения разных религиозных культур. Мы живём в светском государстве и обладая таким качеством как толерантность, будем уважать представителей разных религий. Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеофильм о нашем городе. (слайд 28) -Дома вы должны были нарисовать, сделать аппликацию или макет священного сооружения Санкт-Петербурга и подготовить рассказ о нем. -Какие задачи мы поставили в начале урока? -Достигли мы поставленной цели? -За что вы бы себя похвалили? -Что вам больше всего запомнилось? -О чём бы вы хотели рассказать родителям после сегодняшнего урока? -Спасибо за урок. | Участие в диалоге На территории современной России кроме христиан издавна живут и мусульмане, и иудеи и буддисты. |
Список литературы:
Беглов А.Л. Основы мировых религиозных культур — М: Просвещение, 2014
Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь. —Биробиджан, 2010
Религии мира: Энциклопедия школьника. — М.: Омега- Пресс, 2007
Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. —М.: Аванта+, 2007
Интернет сайты:
2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников)
dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь)
http://xpam-xpicta.ru/igra/game/index.htm (интерактивное пособие «Устройство храма»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ОДНКНР на тему "Христианское учение о спасении"
Урок "Христианское учение о спасении" разработан по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль основы православной культуры) .Автор учебника Л. Л. Шевченко...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"
Данный урок является 3 по счету в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок является культурологическ...
Конспект урока по ОРКСЭ ,тема : « Христианская семья»
Конспект урока по ОРКСЭ...
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианские храмы".
Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Учащиеся знакомятся с христианскими храмами, внешним видом и устройством православного храма, с различием православного храма и католическ...
Урок ОРКС модуль ОПК "Христианская семья"
Урок ОРКС модуль ОПК "Христианская семья" разработан для уащихся 4 класса с применением здоровьесеберегающих технологий, взаимодействия с семьей....
Конспект урока: "Образ здания".
конспект урока...