Урок ОРКС модуль ОПК "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Федченко Жасмина Станиславовна

Урок ОРКС модуль ОПК "Христианская семья" разработан для уащихся 4 класса с применением здоровьесеберегающих технологий, взаимодействия с  семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semya.docx68.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ж.С. Федченко МКОУ «Шайковская СОШ №1»            ОРКСЭ (модуль ОПК)Христианская семья

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шайковская средняя общеобразовательная школа №1»

Кировского района

Калужской области

Урок по ОРКСЭ ( модуль ОПК)

в 4 классе по теме

«Христианская семья»

Подготовил и провел:

учитель начальных классов

Ж.С. Федченко

2014

Цели:

 формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения      обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения  к  семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности;

познакомиться со смыслом обряда «Венчания», особенностями семейных традиций в православии;

развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства,  связанные   с темой урока;

 обогащать словарный запас детей.  

Задачи урока:

1. Создать на уроке условия для восприятия семейного  жизненного уклада  как одного из основополагающих условий существования сильного  государства, понимания важности сохранения добрых отношений  с  близкими, умения видеть беды другого человека и стараться помочь.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Оборудование: рисунки солнца, дерева  кроссвордом, дома с накладными табличками, ромашки, фотографии , презентация «Венчание».

1.Оргмомент.

Солнце на небе проснулось,

Нам ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем. (Рисунок солнца вывешивается в углу доски) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает  справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее настроение.

2. Проверка домашнего задания.

Разгадайте кроссворд ( вывешивается дерево с кроссвордом).

  1. Мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (РЕЛИГИЯ)
  2. Как звали мать Иисуса Христа (Мария)
  3. Что послужило младенцу Иисусу вместо колыбели (ЯСЛИ)
  4. Книга книг, рассказывающая о том, как родился Иисус Христос, жил и чему учил людей. (БИБЛИЯ)
  5. Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти призван церковью  покровителем верующих (СВЯТОЙ)
  6. Детство Иисуса Христа прошло в городе Назарет, поэтому его называли Иисус  (НАЗАРЯНИН)
  7. Один из символов праздника Пасхи (ЯЙЦО).

Красным цветом у вас выделено слово, называющее тему нашего урока. Кто догадался, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? ( 7 Я).

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Итак, тема сегодняшнего урока: ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ.

3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

 А где живет семья? ( В ДОМЕ).

А что главное в доме? (Ответы детей)

А дом, заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
                Когда строят дом?

Дети:  Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.
Учитель: Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом?
Дети. ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ.
Учитель: А изначально дом - жилище, изба. В древнерусском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение».

 Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)
Учитель: Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо.

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРКАС ДОМА, В КОТОРЫЙ БУДУТ ВСКЛАДЫВАТЬСЯ БРЕВНА С НАПДПИСЯМИ). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

??? Какую же цель мы поставим перед собой на уроке? (КАКИЕ ЦЕННОСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В КАЖДОМ ДОМЕ, ЧТОБЫ СЕМЬЯ БЫЛА СЧАСТЛИВОЙ?)

 З А Г А Д К И.

Ребята, а кто будет жить в нашем доме? Давайте вы отгадаете: (ФОТО ПРЕЗЕНТАЦИИ).

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.
А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся. Сколько бурь претерпевает семья  в нашем нестабильном, изменяющемся мире. Но какие бы процессы не происходили в стране, семья останется самой надежной основой нашей жизни. И все большее количество людей и учреждений осознают важность укрепления её статуса. Она как стартовая площадка заводит человека в большой мир.

ВЫВОД: Что же такое семья? Давайте прочитаем определение семьи в словаре.

А теперь в учебнике. Как вы понимаете смысл этих слов? Почему семья сравнивается с ковчегов? ( ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ).

Ну что ж, начнем строить наш дом. Д Р У Ж Б А

 Сегодня к нам пришла семья Олеси, чтобы рассказать о своих отношениях в семье и помочь нам заложить первое бревно. (РАССКАЗ Заруцких о семье ). Фотографии вывешены на доске. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

После слов Олеси ВОПРОС детям. О какой ценности говорила Олеся? ДРУЖБА

Мама читает стихотворение.

Вот наша дружная семья. От счастья кругом голова.

Лица светятся улыбкой, словно звездочки горят.

Там, где дружная семья, спорятся отлично все дела.

Там. где дружная семья, удач тропинка пролегла.(крепим первое бревно).

Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен клад, коли в семье лад. Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Игра « Собери пословицу» есть начало, надо добавить продолжение и объяснить (работа в группах) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

        1.Когда семья вместе, / и душа на месте.

        2.Дом красив не углами, / а пирогами

        3.Каков батюшка,/ таковы у него и детки.

                                 Объясните смысл.

ВЫВОД: Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.

Л Ю Б О В Ь  (Первая группа)

Чтобы приладить следующее бревно, мы откроем учебники  на стр. 86 и прочитаем первый абзац. Итак, о какой ценности мы с вами прочитали? Любовь.

Издавна на Руси     православные люди, решившие создать семью, венчались  в церкви.   Венчание будущих супругов  совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Существовали и свои приметы и обычаи.

ФИЗКУЛЬТМИНРУТКА. Молодые люди (жених и его друзья) собирались вечером перед венчанием и  мерялись силой.

                                              А для молодой невесты хорошей приметой было перед венчанием перепрыгнуть через веревку – значит она оставит все невзгоды позади.

Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией.

Венчание будущих супругов  совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Далее страница учебника 86. . В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.

Закрепление: давайте сплетем такой венок. Какие добродетели вы знаете?  МУЗЫКА. Запишите их. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

  Венок_3

Т Р А Д И Ц И И

Следующее бревно у нас закладывает семья Антона Мешкова.  А какие традиции есть в вашей семье? (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Семейная реликвия – это очень дорогая вещь, не в смысле денег, а дорогая вещь, как память, оставленная по наследству родными людьми. И воспоминания, навеянные семейными реликвиями, наполняют теплом наши сердца.

Я хочу рассказать о реликвии нашей семьи, которая досталась нам от наших далеких предков и передается из поколения в поколение. Реликвией может быть любая вещь – от простой фотографии до драгоценного камня. Хранение семейной реликвии – это замечательная традиция, которая есть и в нашей семье.

Бабушка много рассказывала мне о моем прадеде. Звали его Соловьев Владимир Павлович. Он прошел Великую Отечественную войну от Смоленска через всю Белоруссию в составе 330 мотострелковой дивизии и вернулся домой после Победы в 1946 году. За свою воинскую доблесть он был награжден множеством медалей и даже Орденом Отечественной Войны, которые наша семья бережно хранит. Но самая главная и важная для нас реликвия – это гипсовый бюст моего прадеда, который в годы службы изготовили и подарили ему его однополчане.

Я не увидел этого замечательного человека живым, но мои мама и бабушка много о нем мне рассказывали. Я горжусь, что являюсь правнуком такого человека, горжусь его стойкостью и храбростью. Ни ранения в годы войны, ни страшные холодные и голодные послевоенные годы не сломили его. Еще долго он продолжал  самоотверженно работать  в мирное время. И глядя на гипсовый бюст, я мысленно разговариваю со своим прадедом, прошу у него совета. И кажется, что взгляд его меняется: то становится серьезным и строгим, то мягким и нежным.

В моем случае семейная реликвия – это олицетворение достойного человека и тот образец для подражания мужчины, к которому я буду стремиться всю мою дальнейшую жизнь!

Вот такая семейная реликвия хранится в нашей семье уже третье поколение. Когда я вырасту, то постараюсь быть достойным этого человека, и буду так же бережно хранить и передавать своим детям и внукам семейную традицию – гипсовый бюст человека, подарившего нам мирное небо над головой.

З А Б О Т А. ( Вторая группа).

Виталик  прочтет вам рассказ Льва Николаевича Толстого, который как бы иллюстрирует золотое правило этики. Давайте вспомним его. Рассказ называется «Старый дед и внучек». 
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. 
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец испросил:
-Что это ты делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. 


Учитель. Как вы думаете, ребята, что почувствовали при этом родители мальчика?

(Дети отвечают).

А как они, по-вашему, стали потом относиться к старому деду?

(Дети отвечают).

Учитель. А вот как закончил свой рассказ Лев Николаевич Толстой: «Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».  
Учитель. Это очень назидательная история, она нас многому учит. Ребята, так как мы должны относиться к старшим членам семьи? (Дети отвечают).

Д Е Т И. (Третья группа). Дети читают второй абзац. Вывод: ДЕТИ. (РЕЗЕРВ).


- Ребята, у вас на партах  для работы я приготовила – русскую народную пословицу. Но там только первая  часть народной мудрости, а вторую постарайтесь дополнить.

 «Семья без детей,      что цветок без запаха.»

-   К какой  же мысли привела  нас русская пословица?

 -   Правильно, ребята, ведь дети являются очень важной частичкой дружной семьи.

-   Рождение детей наполняет  жизнь семьи светом, радостью и смыслом.

Дети - это чудо света,
Я увидела сама и причислив чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость боль и грусть,
Наше будущее - дети:
Трудно с ними, ну и пусть.
В наших детях наша сила наша,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.

3. И Т О Г

Вот какой замечательный дом у нас получился. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
 С давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений.  Существует еще много   качеств, которые  помогают сохранить дружбу  и  хорошие взаимопонимания  между родителями  и детьми.

Нужно  уметь  заранее  замечать, что  может  причинить  боль  дорогому  человеку.  Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, и  воспитываются они именно в семье.

У вас на столе лежат цветы.  На лепестках напишите те качества, которые очень важны для сохранения мира и лада в семье. М У З Ы К А. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

Дети вывешивают свои цветы на доске. ??? А что это за цветок? РОМАШКА. Как вы думаете, почему именно на ромашке мы написали эти важные слова? (Символ праздника 8 июля –День семьи и брака).

 

Возьмите в руки красный, желтый и зеленый карандаши или фломастеры.

Оценим свою работу: зеленый – все удалось, я все понял, урок понравился.

                                      Желтый- были затруднения. Но я справился.

                                       Красный – было очень трудно. Я ничего не понял.

: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

 Какая хорошая эта семья!

ИЛИ

Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными. Мне хочется закончить урок словами:

        Берегите друг друга,

        Добротой согревайте.

        Берегите друг друга

        Обижать не давайте

        Берегите друг друга

        Суету позабудьте

        И в минуту досуга

        Рядом вместе побудьте.

          Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

           Домашнее задание: Приготовить сочинения, сообщения, рисунки о ваших семьях.

 

     

   

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКС модуль "Основы православной культуры"

Тема: ХрамЦель урока: формирование  у обучающихся первичных представлений о православном храме и его роли в жизни верующихЗадачи:Воспитательные:воспитание уважительного отношения к религиозным си...

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Свобода и моральный выбор"

В конспекте урока "Свобода и моральный выбор" содержание учебника дополнено рассказом Ю. Яковлева "Полосатая палка", стихотворением С. Михалкова "Находка" и анализом прочитанного....

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"

Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»...

"Подвиг". Урок ОРКС. Модуль православная культура. 4 класс.

Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении.  Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся ус...

Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"

Тема урока: « Этикет»Количество часов: 1 часЦели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человекаЗадачи:- познакомить с поняти...

Презентация к уроку ОРКСЕ. Модуль "Основы Православной культуры" по теме "Золотое правило этики"

Презентация к уроку по теме "Золотое правило этики".  Модуль "Основы православной культуры",  учебник  А.В. Кураева...