Конспект урока, посвященный Дружбе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Аникина Ольга Игоревна

Конспект урока, посвященный Дружбе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenia_k_uroku_druzhba_4_klass.docx12.98 КБ
Файл druzhba_urok_4_klass.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задание №1(1 группа)

 Найдите в словаре понятие  слова

Друг -__________________________________

________________________________________

________________________________________________________

Задание №1(2 группа) 

Найдите в словаре понятие слова

Приятель -_________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Задание№1( 3 группа) 

Найдите в словаре понятие слова

Товарищ -__________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Приложение 2

  1. Друг за друга держаться-

ничего не бояться.

  1. Недруг поддакивает,

а друг спорит.

  1. Друга ищи,

а найдёшь – береги.

  1. Кто любит лгать,

того нельзя в друзья брать.

  1. Не тот друг кто мёдом мажет,

а тот, кто правду скажет.

  1. Новых друзей наживай,

а старых не забывай.

  1. Птицы сильны крыльями,

а люди дружбой.

  1. Человек без дружбы,

что дерево без корня.

  1. Какую дружбу заведёшь-

такую и жизнь проживёшь.

  1. Гору разрушает ветер,                                                                                  

а людскую дружбу – слова.                                      

                                                                                               

                                                                                                                                     

Собери пословицу

(разрезать и перемешать)

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                           



Предварительный просмотр:

Урок по теме "Дружба"

Модуль "Основы светской этики"

(4 класс)

     Цель урока: сформировать у учащихся представление о дружбе и настоящем друге, показать нравственную ценность этих понятий и раскрыть значение в жизни каждого человека.

     Задачи: 

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»;
  • познакомить с истинным толкованием слова «дружба», «друг», «приятель», «товарищ»;
  • учить слушать, понимать и помогать друг другу;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам;
  • анализировать свои поступки и поступки окружающих.

      Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ.

        Дружба – это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении.

        Друг – это тот, кто связан с кем-то дружбой.

        Приятель – близкий, знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.

        Товарищ – это человек, близкий по общности взглядов, деятельности, условий жизни.

      Оборудование:

  • мультимедийный комплекс
  • ватман
  • листы А 4
  • фломастеры цветов: синий, зеленый, желтый, красный
  • толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

     Учитель обращается к классу со словами: «Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок мы начнем с притчи о настоящей дружбе».

   Притча о настоящей дружбе

      В одной далёкой стране жили два друга.

      Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

      Любые решения они принимали сообща.

      Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

      Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

      И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.

- Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

      С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

      Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".

      Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

      Страшный эксперимент длился целый месяц.

     Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

      А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил их к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.

      Учитель: «Как вы считаете, о чем эта притча?»

      Учащиеся: «Это притча о настоящих друзьях».

      Учитель: «Как ,на ваш взгляд, можно озаглавить притчу?»

      Учащиеся: «О настоящей дружбе».

       Учитель: «Чему учит нас эта притча?»

        Учащиеся: «Друзья познаются не только в радости, но и в горе».

        Учитель: «Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?»

         Учащиеся: «О настоящей дружбе, о верных друзьях, о признаках дружбы».

3. Изучение новой темы

(слайд №1) Тема сегодняшнего урока "Дружба"

     Учитель говорит: «Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой - отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Могут быть отношения, которые возникают от близкого проживания. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть дружеские отношения - отношения между друзьями. Приведите примеры дружеских отношений».

(ученики могут сами приводить примеры) 

(слайд №2) «Монолог о дружбе»

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?

     Учитель: « А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?»

(высказывания детей)

      Учитель: «Откройте учебник на стр. 32, найдите понятие дружба».

(зачитывают)

(слайд №3) По словарю В.И.Даля "Дружба - это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении"

(слайд №4) 

Учитель: «Давайте попробуем выделить основные признаки дружбы».

Отличительные черты дружбы:

- избирательность

- доверительность

- бескорыстность

- взаимная симпатия и общность интересов

Чтение ученицей стихотворения А.Барто "Требуется друг!"

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.

Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы
Говорит: «Молчала бы»

Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»

      Учитель: «Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?»

(слайд №5) 

      Учитель: «Посмотрите на экран и дополните каждый по цепочке: "Друг - это тот, кто:

Я начну с себя "Друг - это тот, кто никогда не предаст"

(высказывания детей).

Очень часто в речи мы можем услышать слова «друг», «приятель», «товарищ?»

      Учитель: «Чем отличаются слова "друг", "приятель", "товарищ"?» (друг один, а товарищей может быть много)

       Учитель: «Психологи установили, что в ближайшем окружении человека может быть не более 5 друзей».

Работа в группах со словарём

(приложение 1) 

  • Задание 1 группе. Найдите понятие друг
  • Задание 2 группе. Найдите понятие приятель
  • Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ

Вывод: «Так в чем разница между этими понятиями?»

(ответы детей)

      Учитель: «Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Какие вы знаете пословице о дружбе, друге? Их очень много».

(слайд №6) Нужно найти начало и конец пословицы (работа в паре)

(приложение 2)

       Учитель: «Вот что говорил о друзьях древнекитайский мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.):" Бывают три полезных друга и три друга, приносящих вред. Полезны справедливый друг, чистосердечный друг и друг, который много знает. А вредны льстивый друг, двуличный друг и друг красноречивый"». (слайд 7)

Ситуационный практикум. (Работа в группах)

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

     Учитель делает вывод: «Дружба очень важна. Дружба бывает разная. Дружат взрослые, взрослый-ребенок, сверстники, но бывает и необычная дружба, могут дружить человек - животное, человек - игрушка, человек - воображаемый герой (личный дневник)».

4. Подведение итогов

 (слайд №8) 

      Учитель: «Подумай, что тебе надо изменить в себе - в своем характере, привычках, увлечениях, - чтобы и с тобой людям захотелось дружить».

      Учитель: «Какое правило мы запишем в наш кодекс доброты?»

       (ответы детей)

     Учитель: «Итак, как вы поняли, настоящий друг должен быть добрым, честным, справедливым, чутким, готовым прийти на помощь в любой момент. Настоящий друг познается в беде. Настоящая дружба со временем становится только крепче».

      Учитель: «Давайте посмотрим, как появилась и развивается дружба в нашем классе. Девиз нашего «В» класса: "Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности" (Сократ)». (слайд 9 – 23)

     Учитель: «Итак, каждый из нас может сказать другому "Спасибо за дружбу!"» (слайд 24)

    Учитель: «Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке!»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ ДРУЖБА

Данный урок был проведен для учителей начальных классов, с целью определения значимости введения нового предмета в 4 класее. Родителями нашего класса был выбран модуль "Основы светской этики"...

Конспект урока, посвященный 20- летию принятия Конституции Российской Федерации

Материалк проведению 2 сентября 2013 года во 2 классепосвященный двадцатилетию принятия Конституции Российской Федерации...

Конспект урока "Школьная дружба"

В конспекте урока кубановедения для первоклассников "Школьная дружба" расставляются важные воспитательные акценты на основе жизненного опыта детей....

Конспект урока "Радуга дружбы" по социокультурному курсу "Истоки"

Конспект урока в 1 классе "Радуга дружбы" социокультурного курса "Истоки"....

Конспект урока + презентация Дружба и порядочность 4 класс

Цель: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», определить,  какие качества человека важны в друге.Планируемые результаты:Предметные:Формирование уважительного отношения ...

Конспект урока. Тема "Дружба"

Конспект урока по теме "Дружба" 4 класс...

Конспект урока Планета дружбы

Урок  направлен на развитие общения детей со сверстниками и формирование благоприятного психологического климата, дружеских взаимоотношений в коллективе. На уроке закрепляются знания понятий &laq...