Конспект урока, посвященный Дружбе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока, посвященный Дружбе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenia_k_uroku_druzhba_4_klass.docx | 12.98 КБ |
druzhba_urok_4_klass.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Задание №1(1 группа)
Найдите в словаре понятие слова
Друг -__________________________________
________________________________________
________________________________________________________
Задание №1(2 группа)
Найдите в словаре понятие слова
Приятель -_________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Задание№1( 3 группа)
Найдите в словаре понятие слова
Товарищ -__________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Приложение 2
| ничего не бояться. |
| а друг спорит. |
| а найдёшь – береги. |
| того нельзя в друзья брать. |
| а тот, кто правду скажет. |
| а старых не забывай. |
| а люди дружбой. |
| что дерево без корня. |
| такую и жизнь проживёшь. |
| а людскую дружбу – слова.
|
Собери пословицу
(разрезать и перемешать)
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Дружба"
Модуль "Основы светской этики"
(4 класс)
Цель урока: сформировать у учащихся представление о дружбе и настоящем друге, показать нравственную ценность этих понятий и раскрыть значение в жизни каждого человека.
Задачи:
- помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»;
- познакомить с истинным толкованием слова «дружба», «друг», «приятель», «товарищ»;
- учить слушать, понимать и помогать друг другу;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам;
- анализировать свои поступки и поступки окружающих.
Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ.
Дружба – это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении.
Друг – это тот, кто связан с кем-то дружбой.
Приятель – близкий, знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.
Товарищ – это человек, близкий по общности взглядов, деятельности, условий жизни.
Оборудование:
- мультимедийный комплекс
- ватман
- листы А 4
- фломастеры цветов: синий, зеленый, желтый, красный
- толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы.
Учитель обращается к классу со словами: «Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок мы начнем с притчи о настоящей дружбе».
Притча о настоящей дружбе
В одной далёкой стране жили два друга.
Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.
Любые решения они принимали сообща.
Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.
- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.
- Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.
Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".
Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил их к себе.
- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
Учитель: «Как вы считаете, о чем эта притча?»
Учащиеся: «Это притча о настоящих друзьях».
Учитель: «Как ,на ваш взгляд, можно озаглавить притчу?»
Учащиеся: «О настоящей дружбе».
Учитель: «Чему учит нас эта притча?»
Учащиеся: «Друзья познаются не только в радости, но и в горе».
Учитель: «Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?»
Учащиеся: «О настоящей дружбе, о верных друзьях, о признаках дружбы».
3. Изучение новой темы
(слайд №1) Тема сегодняшнего урока "Дружба"
Учитель говорит: «Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой - отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Могут быть отношения, которые возникают от близкого проживания. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть дружеские отношения - отношения между друзьями. Приведите примеры дружеских отношений».
(ученики могут сами приводить примеры)
(слайд №2) «Монолог о дружбе»
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?
Учитель: « А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?»
(высказывания детей)
Учитель: «Откройте учебник на стр. 32, найдите понятие дружба».
(зачитывают)
(слайд №3) По словарю В.И.Даля "Дружба - это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении"
(слайд №4)
Учитель: «Давайте попробуем выделить основные признаки дружбы».
Отличительные черты дружбы:
- избирательность
- доверительность
- бескорыстность
- взаимная симпатия и общность интересов
Чтение ученицей стихотворения А.Барто "Требуется друг!"
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы
Говорит: «Молчала бы»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»
Учитель: «Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?»
(слайд №5)
Учитель: «Посмотрите на экран и дополните каждый по цепочке: "Друг - это тот, кто:
Я начну с себя "Друг - это тот, кто никогда не предаст"
(высказывания детей).
Очень часто в речи мы можем услышать слова «друг», «приятель», «товарищ?»
Учитель: «Чем отличаются слова "друг", "приятель", "товарищ"?» (друг один, а товарищей может быть много)
Учитель: «Психологи установили, что в ближайшем окружении человека может быть не более 5 друзей».
Работа в группах со словарём
- Задание 1 группе. Найдите понятие друг
- Задание 2 группе. Найдите понятие приятель
- Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ
Вывод: «Так в чем разница между этими понятиями?»
(ответы детей)
Учитель: «Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Какие вы знаете пословице о дружбе, друге? Их очень много».
(слайд №6) Нужно найти начало и конец пословицы (работа в паре)
Учитель: «Вот что говорил о друзьях древнекитайский мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.):" Бывают три полезных друга и три друга, приносящих вред. Полезны справедливый друг, чистосердечный друг и друг, который много знает. А вредны льстивый друг, двуличный друг и друг красноречивый"». (слайд 7)
Ситуационный практикум. (Работа в группах)
Ситуация 1.
Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?
Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?
Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?
Учитель делает вывод: «Дружба очень важна. Дружба бывает разная. Дружат взрослые, взрослый-ребенок, сверстники, но бывает и необычная дружба, могут дружить человек - животное, человек - игрушка, человек - воображаемый герой (личный дневник)».
4. Подведение итогов
(слайд №8)
Учитель: «Подумай, что тебе надо изменить в себе - в своем характере, привычках, увлечениях, - чтобы и с тобой людям захотелось дружить».
Учитель: «Какое правило мы запишем в наш кодекс доброты?»
(ответы детей)
Учитель: «Итак, как вы поняли, настоящий друг должен быть добрым, честным, справедливым, чутким, готовым прийти на помощь в любой момент. Настоящий друг познается в беде. Настоящая дружба со временем становится только крепче».
Учитель: «Давайте посмотрим, как появилась и развивается дружба в нашем классе. Девиз нашего «В» класса: "Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности" (Сократ)». (слайд 9 – 23)
Учитель: «Итак, каждый из нас может сказать другому "Спасибо за дружбу!"» (слайд 24)
Учитель: «Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ ДРУЖБА
Данный урок был проведен для учителей начальных классов, с целью определения значимости введения нового предмета в 4 класее. Родителями нашего класса был выбран модуль "Основы светской этики"...
Конспект урока, посвященный 20- летию принятия Конституции Российской Федерации
Материалк проведению 2 сентября 2013 года во 2 классепосвященный двадцатилетию принятия Конституции Российской Федерации...
Конспект урока "Школьная дружба"
В конспекте урока кубановедения для первоклассников "Школьная дружба" расставляются важные воспитательные акценты на основе жизненного опыта детей....
Конспект урока "Радуга дружбы" по социокультурному курсу "Истоки"
Конспект урока в 1 классе "Радуга дружбы" социокультурного курса "Истоки"....
Конспект урока + презентация Дружба и порядочность 4 класс
Цель: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», определить, какие качества человека важны в друге.Планируемые результаты:Предметные:Формирование уважительного отношения ...
Конспект урока. Тема "Дружба"
Конспект урока по теме "Дружба" 4 класс...
Конспект урока Планета дружбы
Урок направлен на развитие общения детей со сверстниками и формирование благоприятного психологического климата, дружеских взаимоотношений в коллективе. На уроке закрепляются знания понятий &laq...