Конспект урока "Радуга дружбы" по социокультурному курсу "Истоки"
план-конспект занятия (1 класс)
Конспект урока в 1 классе "Радуга дружбы" социокультурного курса "Истоки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_kursu_istoki_raduga_druzhby.docx | 380.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по социокультурному курсу «Истоки» в 1 классе
Тема: Радуга дружбы
Цель:
Формирование у детей понятий о дружбе и правилах дружбы.
Задачи:
-способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки через игры и игровые задания;
- способствовать формированию нравственных качеств обучающихся: умения дружить, беречь дружбу и общаться в коллективе;
-показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
- содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, доброжелательности и уважения друг к другу.
УУД:
личностные: определять и высказывать под руководством учителя правила поведения;
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;
познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); договариваться о правилах общения и поведения и выполнять их; учиться выполнять различные роли в группе.
Ход урока
Занятие проводится совместно с родителями
I. Присоединение
- Здравствуйте, дорогие дети и родители! Я очень рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку и вместе отправимся в путь - дорогу. В добрый путь!
II. Актуализация
- Давайте отправимся в путь на сказочном корабле и полюбуемся красотой окружающего нас мира, прекрасными картинами природы.
Звучит фонограмма записи «Шум моря». Учитель читает:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
- Что же мы можем увидеть, услышать, почувствовать, стоя на открытой палубе нашего корабля?
1.Ресурсный круг
(Каждый ребёнок передаёт друг другу колокольчик и говорит, что он видит, слышит, чувствует)
Я вижу… слышу… чувствую…
(Вижу: солнце, небо, деревья, цветы, море реку….
Слышу: шум ветра, крики птиц, шепот волн,…
Чувствую: тепло, радость,…)
- Иногда в жизни случаются чудеса. Однажды можно увидеть, как
разговаривает Солнышко с Дождём. И сейчас мы это услышим!
Инсценировка (заранее подготовленные дети)
«Повстречалось Солнышко с Дождём и спросило:
- Ну, куда идём?
Дождь ответил:
- Землю поливать, всех друзей водою угощать!
Солнышко сказало:
- Замечательно, дай Земле водицы обязательно!
Я за то вручу тебе подарок
Из семи чудесных ярких арок».
- Вы догадались, что это за подарок?
- Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои краски тоже, правда?
Слышишь, говорит красный:
Я – мак, Я – огонь, Я – рябина!
Вслед за ним откликается оранжевый:
Я – морковь, Я – апельсин, Я – заря!
Желтый тоже не молчит:
Я – пух утенка, Я – пшеница, Я – солнце!
И зеленый шелестит:
Я – трава, Я – сады, Я – леса!
И синий не отстает:
Я – колокольчик, Я – чернила, Я – море!
И фиолетовый шепчет:
Я – слива, Я – сирень, Я – георгин!
Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши.
Глядите! – говорит красный.
Радуга – это я!
И я! – добавляет оранжевый.
И я! – улыбается желтый.
И я! – ликует зеленый.
И я! – восклицает голубой.
И я! – веселится синий.
И я! – смеется фиолетовый.
И все рады: в радуге над горизонтом – и маки, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. В ней – все!
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
III. Активные формы обучения
- Работа с Азбукой Истоков (с. 24-25, Истоки и Радуга)
- Давайте подумаем, дети, а где же исток этого разноцветного мира? (Отвечают на вопрос, высказывают предположения)
-Как вы понимаете слово ИСТОК?
-Где исток реки, дерева, человека?
На доске опорная карточка и иллюстрации.
ИСТОК |
Учитель читает текст учебника с.24 (1-3 абзацы).
Вопросы по тексту:
-Что является началом реки? (родник)
-Что является началом дерева? (корни)
-Что является началом человека? (истоки)
- В чем живительная сила истоков? (В любви к родной земле, к родному слову, родителям, родному очагу).
Учитель читает текст Азбуки стр. 24 (4-6 абзацы).
-В чем живительная сила истоков? (Живительная сила Истоков в любви к родной земле, родному слову, родному очагу).
IV.Основной этап
-Ой, наш корабль пристал к берегу. Вдруг пошел дождик. Ловим разноцветные капельки.
(Дети берут с парты по одной капельке).
- Но солнце продолжает ярко светить.
Учитель читает загадку:
Солнце с нами всё играет,
Семь цветных полос включает. (Радуга)
-Самым ярким образом Истоков является РАДУГА.
-Как вы понимаете, что такое радуга?
-В словаре Ожегова значение этого слова следующее:
Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется путем преломления солнечных лучей в дождевых каплях (словарь Ожегова).
-Как вы понимаете эти слова?
-Значит, чтобы появилась радуга, нужны... (Дождь и солнце).
Учитель продолжает читать текст Азбуки стр. 24 (7-8 абзацы).
Вопросы по тексту:
-В какое время года можно увидеть радугу? (В любое время года).
-С чем сравнивают радугу? (С аркой)
-Как назвал радугу Федор Иванович Тютчев?
-Что соединяет радуга? (Небо, землю и человека).
-На Руси радуга всегда выступала символом дружбы Неба и Земли.
-Знаете ли вы, дети, цвета радуги? Сколько их?
-Назовите.
-Все семь цветов радуги располагаются рядом друг с другом, как бы перетекая один в другой, и вместе составляют яркий образ. Это светлое и яркое чудо.
3.Работа в группах.
-Оживите (раскрасьте) свою капельку радуги в группах. (Каждая группа раскрашивает капельки одним цветом).
-Встаньте группы так, как идут цвета в радуге. Подготовьтесь закончить предложение одним словом: «Радуга дарит людям …
Каждая группа выходит к доске. Дети приклеивают свою капельку на заготовку (ватман) и говорят предложение: «Радуга дарит людям … (радость, красоту, мир, тепло, уют, веру, надежду, любовь и т.д.)
4.Беседа о радуге дружбы (продолжение).
- В давние-давние времена число семь пользовалось большим почетом.
- Назовите пословицы с названием этого числа.
Семь раз отмерь, один – отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
- А еще есть такие интересные выражения: семь чудес света, на седьмом небе.
- Существовала легенда, что высоко-высоко есть семь небес и на седьмом всех лучше и приятнее, там много чудес.
- Вы хотели бы там побывать?
- Кого бы вы взяли с собой?
- Кто такой друг и что такое дружба?
5.Работа в микрогруппах. «Радужный букет».
а) Подготовительный этап
Класс делится на группы по 5-7 человек ( по цветам капелек). Присутствующие родители распределяются в группы со своими детьми.
- Скажите, ребята, кого вы могли бы назвать своим другом и почему?
- Удается ли вам сохранять добрые, хорошие, дружеские отношения?
- Какие человеческие качества понадобятся для этого?
- Скажите, дети, вы хотите, чтобы наши одноклассники учились быть настоящими, надежными друзьями, с которыми потом можно разделить и радость, и горе, и тревогу, и печаль, услышать ласковое слово и получить поддержку и помощь?
- Давайте составим для своих друзей радужный букет.
- Совершите маленькое чудо – превратите свой одноцветный букет в радужный (родители – в роли наблюдателей). (Ребятам выдаются цветочки, у каждого – свой цвет лепестков у одного – все цветы голубые, у другого – желтые, у третьего – розовые и т.д.).Составляют букет. Варианты решения: дети обмениваются цветочками друг с другом или составляют общий букет в группе.
б) Основной этап.
Самостоятельная работа учащихся. Диалог учащихся с родителями. Делегирование.
в) Заключительный этап. Подведение итогов.
- Прошу родителей от каждой группы рассказать, как работали дети, и что им помогло составить радужный букет.
- Ребята, а какие чувства испытывали вы во время и после выполнения работы?
- Предлагаю поместить радужный букет на страницу Книги в виде аппликации.
6.Ресурсный круг «Доброе слово друзьям».
Посмотрите друг на друга, мысленно поблагодарите за совместный труд и подумайте, какие слова благодарности вы хотели бы подарить своим одноклассникам. (Учитель и учащиеся стоят в круге, родители образуют внешний круг).
Дарят слова благодарности одноклассникам.
- Какие чувства вызвали у вас добрые слова?
- Я тоже благодарю всех за участие в круге.
V.Рефлексия
-Ребята, на каждой полоске радуги незаконченное предложение. Закончите его, пожалуйста.
- Я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я почувствовал, что…
- Меня удивило…
7.Урок дал мне для жизни…
VI. Заключение
- Мне хочется пожелать вам в своей жизни обрести надежную опору – верных и преданных друзей. Пусть учится ваше маленькое сердечко быть добрым, пусть пробуждаются в нем самые искренние и доверительные чувства к близким, окружающим вас людям и прорастают нежные всходы дружбы в вашей душе. Пусть расцветает дружба как яркий букет, который вы подарили сегодня вашим друзьям.
- Пусть дружба украшает вашу жизнь! В добры путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс
Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" . Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...
конспект урока по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки")
Представлен конспект урока для обучающихся 3 классов по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки"). Также предложены задания для работы в паре, в группе, а также презентация к данному ...
Конспект занятия по программе воспитания на социокультурном опыте
В конспекте представлено занятие для 1 класса по теме: "Слово жить". Цель занятия: развитие духовно-нравственной основы личности учащихся....
Конспект урока в рамках социокультурного курса "Истоки" "Традиции честного слова"
Цель урока: ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия «у...
Конспект занятия "Труд-дело чести" по программе Социокультурные истоки во 2 классе
Занятие «Труд-дело чести» по программе «Воспитание на социокультурном опыте» проводится при изучении раздела 2 класса Истоков «Труд земной» и является обобщающим ме...
Конспект урока по курсу " Социокультурные истоки"
Конспект урока по курсу "Социокультурные истоки"...
Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся
Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...