Конспект урока ОРКСЭ ДРУЖБА
план-конспект урока (4 класс) по теме

тупикина наталья владимировна

Данный урок был проведен для учителей начальных классов, с целью определения значимости введения нового предмета в 4 класее. Родителями нашего класса был выбран модуль "Основы светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse.doc51 КБ
Файл prezentaciya_uroka_po_orkse.pptx624.46 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

                                           Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

                                                          МОДУЛЬ «Основы светской этики»

                                                                               Урок №14

                                                                       Тема урока: Дружба.

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Тупикина Наталья Владимировна

ГБОУ СКОШИ №31 ВАО

 

Москва 2012

Цель урока: научить детей дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.

Задачи : подвести учащихся к пониманию  основных  категорий морали: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность; формировать умения работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.

Предметные результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей:  честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.

Метапредметные результаты:

 

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, аудиозапись, атрибуты для соревнований.

Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность,  порядочность, взаимная симпатия.

Ход урока.

Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Настоящий друг», М. Пляцковский, аудиозапись)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,-

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я. Зовут меня Наталья Владимировна.

Тема, цель, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

Подберите слова, связанные с дружбой?

Доверие

Радость

Уважение

Желание

Борьба

Активность

Из первых букв названных слов получилось слово…?

Тема нашего урока «Дружба»  (слайд 2)

           Откройте тетради, запишите число, урок №14. Тема урока - Дружба.

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

Дружба. Это важное слово. Что такое дружба?    (слайд3).

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

Так говорил Д. Аддисон.

Дружба кончается тем, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.

Подготовка к изучению нового

Ребята, умеете ли вы дружить? Или у вас нет друзей?

 Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строится на основе взаимопомощи и взаимоуважения.

Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: « Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите уму стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг лучше новых двух». Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! « Человек без друзей как птица, без крыльев», - гласит народная мудрость.

А каждый ли человек умеет быть другом?

Кого выбрать себе в друзья?
4. Изучение нового.

Сегодня мы открываем клуб «Знатоки»

Распределитесь на две команды: одни» зеленые» - надевают зеленые шапочки, другие «синие»- надевают синие шапочки. За правильные ответы команда получает по одной части разрезанной открытки. Та команда, которая первой соберет всю открытку, считается победителем. Всем вручаются медали.

Вопросы к игре: (слайд 4)

- Какие вопросы оказались самыми трудными для вас?

- Ребята, интересно было играть вместе?

И мне очень понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно, вместе отвечали на вопросы, не ссорились, уступали друг другу, старались понять друг друга. Так поступают настоящие друзья.

Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов.

Одинаковы ли слова друг, приятель, товарищ?

Где мы можем узнать определение этих понятий? (учебник, словарь) (слайд 5,6)

5. Самостоятельная работа

У нас 3 группы:

Первая группа ищет, что такое друг, вторая – что такое приятель, третья  группа - товарищ.  Работаем  со словарями Ожегова. Ищем определения.

Напишите кого вы считаете своим другом. Может ли быть другом какое-то животное?

Каким качествами обладает друг?

Итак:

Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ-человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

Вспомните золотое правило этики.

- Какой вывод можно сделать?

С этической точки зрения можно сказать, что надежнее дружить с хорошим , добродетельным человеком, на которого можно положиться. У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг-один.

Первичное закрепление.

Перед вами слова. Разделите их на две группы. Какие слова вошли в первую и вторую группы? (слайд 7 )

Обсуждение.

- Что мешает дружбе и даже ведет к ее потере?

- что помогает сохранить дружбу?

Цветок  дружбы.

Ребята переворачивают лепестки цветка по очереди и зачитывают правила дружбы.

Игровой момент «Собери пословицу» (слайд 8)

Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретете настоящих друзей.

Физминутка 

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись!

Закрепление.

В современном искусстве детскими писателями, поэтами и композиторами создано много произведений о дружбе.

Стих (читает ребенок)

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я как без рук,

Если откровенно.

Мы гуляем во дворе,

Весело играем.

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой секрет

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький дружок,

Что еще затеешь?

Ты пока еще щенок,

А дружить умеешь.

-Животные тоже могут быть верными и надежными друзьями. Расскажите о своих меньших друзьях.

 

Работа со сказками (работа в группах)

Все вы любите сказки. Во многих сказках дружба, сплоченность помогают одержать победу над злом. Вспомните и назовите их.

       4) создание проблемной ситуации 

- Как выяснить дружные ли вы ребята? Мы проведем соревнования, в которых вам понадобится помощь друг друга, поддержка.  (проведение командных подвижных игр).

Вывод. Слово «дружба» имеет много однокоренных слов: дружелюбный, дружеский, дружественный, дружить, дружный, дружок. Не забывайте о них и старайтесь по ним жить. Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и в учебе. Скажи своему другу: «Спасибо, что ты рядом».

Домашнее задание 

Создать для портфолио страничку «Созвездие друзей» (слайд 9)

Итог  (песня  «Если с другом вышел в путь…»).  (слайд 10)

Ребята, постарайтесь быть дружными. Никогда не подводите друга. На память я хочу вам подарить книги , ведь они тоже могут быть хорошими друзьями и помощниками.  И еще от меня вам за урок я говорю на всех языках мира СПАСИБО. 11.Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Тупикина Н.В., учитель начальных классов ГБОУ СКОШИ №31 г. Москва ВАО Урок по курсу ОРКСЭ « Дружба »

Слайд 2

Д оверие Р адость У важение Ж елание Б орьба А ктивность Тема нашего урока «Дружба»

Слайд 3

Определение понятия «дружба» (словарь Ожегова) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд 4

знатоки 1. Назовите друзей-музыкантов из мультфильма «Бременские музыканты» 2. Назовите друзей девочки Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города» 3. Если вам осталось немного идти, а ваш друг устал, у вас за плечами рюкзаки с вещами. Как вы поможете другу? 4. Вы устали в пути, вам тяжело. Как вы поступите? Имейте в виду, что вы не один, с вами идут друзья. 5. Привал, все устали, но вашему другу выпал жребий идти за водой и чистить картошку. Что вы сделаете? 6. вам понравился отдых и друг решил в этом месте оставить на березе свои инициалы, или его и ваши вместе. Как вы поступите?

Слайд 5

Друг – это тот, кто…» Продолжите предложение Друг, приятель. товарищ Чем отличаются эти слова?

Слайд 6

Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый. Друг - это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Товарищ-человек , близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни

Слайд 7

Мешает дружбе Вспыльчивость Глупость Зависимость Зависть Корыстолюбие Ложь Ненадежность Обман Предательство Хитрость Милосердие Свобода Доверие Бескорыстие Искренность Интерес Надежность Равноправие Симпатия Честность Помогает дружбе

Слайд 8

А теперь давайте поиграем в игру «Собери пословицы». Наши пословицы случайно рассыпались! И сейчас их нужно собрать. Давайте найдем начало каждой фразы. Нет друга – ищи, Скажи мне кто твой друг, Человек без друзей, Дружба крепка не лестью, Дружба как стекло: что дерево без корней. а нашел - береги. а правдой и честью. разобьешь - не сложишь. в беде. и я скажу, кто ты

Слайд 9

Домашнее задание: Создать для портфолио страничку «Созвездие друзей»

Слайд 10

КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ » Если с другом вышел в путь, Если с другом вышел в путь, Веселей дорога! Без друзей меня чуть-чуть, Без друзей меня чуть-чуть, А с друзьями много! Припев: Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной? Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной? Там где трудно одному, Там где трудно одному, Справлюсь вместе с вами. Где чего-то не пойму, Где чего-то не пойму, Разберём с друзьями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ на тему "Дружба".

Конспект содержит стихотворения, пословицы и проблемные ситуации по теме "Дружба"....

Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"

Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики»  Тема"Дружба"...

Конспект урока ОРКСЭ тема "Дружба"

Технологическая карта урока ОРКиСЭ по теме "Дружба"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Дружба"

Подробная технологическая карта урока по теме "дружба" в модуле "Светская этика"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Дружба"

Урок посвящен изучению пронятий "дружба", "товарищество". Разработка содержит технологическую карту урока, интерактивную презентацию....

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ + презентация "Дружба и порядочность" (4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...