Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме !Стыд, вина, извинение". Прописанна деятельность учащихся и учителя, а также УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_1.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра человековедения и физической культуры
Курс «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Проектная работа
ТЕМА:
«Создание технологических карт уроков по модулю основы светской этики».
Слушатель курса:
Когутовская Людмила Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ"Пролетарская СОШ" Серпуховского района
Московской области.
Научный руководитель:
Онишина Валентина Волевна,
к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры
Москва 2013 г.
Технологическая карта урока
1. Общая часть | ||||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||||
Тема урока | Стыд, вина и извинение. | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Понимание стыда и вины как нравственного регулятора поведения. Понимание значения извинений и прощения. | П. Способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности. Овладеть знаниями, что такое стыд, вина, извинение. Умение осуществлять поиск информации по теме. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в малой группе.Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как человека, способного признавать вину и исправлять ее. Развитие ответственности за свое поведение и слова | ||||||
Цель урока | Формирование у учащихся представлений о стыде и вине как регуляторах поведения людей | |||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Стыд, ложный стыд, вина, извинение, прощение. | |||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, телевизор, | |||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Картина А. Решетникова "Опять двойка", картина Рембранта Возвращение блудного сына", Притча о блудном сыне"(мультфильм)Сайт "смысл жизни" | |||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
10мин | Проверка готовности к уроку. Психологический тренинг. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла. Проверка домашнего задания. -Вспомните «золотое правило» нравственности. («Не делай другим того, что сам считаешь злом».) -А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? На доске составляется схема:
Внимательно рассмотрите картину А. Ф. Решетникова "Опять двойка". -Кто является главным героем? -Какие чувства испытывает мальчик? Как вы думаете, почему? - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. -Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? -Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски. - А вам приходилось когда-нибудь испытывать стыд? В каких ситуациях? Как при этом вы себя чувствовали? - А переживали ли вы чувство вины? - Как человек при этом себя чувствует? - Легко ли извиниться или попросить прощение? - - Как вы понимаете, что такое стыд? Прочитаем, как определяют это слово авторы учебика -стр. 44. -Совпали ли ваши представления о понятии «стыд» с объяснением в учебнике? Найдите в учебнике ответы на вопросы: 1) Как можно вызвать стыд? 2) Что такое "ложный стыд"? | П. подведение под понятие Р. целеполагание К. построение понятных высказываний, умение вести диалог П. поиск информации | ||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
15мин | У знаменитого голландского художника Рембрандта есть картина «Возвращение блудного сына». В ее основе лежит библейский сюжет - «Притча о блудном сыне». ( дети смотрят мультфильм продолжительностью 7 мин.) -Какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный? - Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. -Чьи фигуры изображены в центре картины? -Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из лёгких? -Что говорит о его раскаянии? -Каким чувством проникнут отец? -Что выражают лица стоящих рядом? Учитель: - Выберите из данных слов антоним к слову стыд: огорчение, грусть, тяжесть на душе, вина. -Давайте узнаем об этом чувстве подробнее. - Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина. - В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? -Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем-то провинился? - Найдите в тексте учебника и добавьте свои слова-извинения. Извините, пожалуйста. Простите. Приношу свои извинения. Я был не прав, простите. Я не хотел вас обидеть, простите. Наряду с умением извиняться, важно уметь и прощать. Есть люди, которые легко прощают. А есть люди, которым прощать трудно, которым надо этому учиться. Это зависит от индивидуальных качеств человека. Как можно вежливо ответить, когда у вас просят прощения или извиняются? Хорошо. Принимаю Ваши извинения. Пожалуйста. Я не сержусь. Я не обиделся. Давайте забудем об этом. | Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные УУД: овладение логическими действиями | ||||||
Этап 3. Практикум | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
7мин. | Вернёмся к картине "Возвращение блудного сына" Представьте себя корреспондентом, берущим интервью. Какие вопросы вы задали бы героям картины? Обсудите в группах. | К. работа в малой группе | ||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||||||
8мин. | (Учащиеся обсуждают, затем представитель каждой группы зачитывает свои вопросы). Например: - «Отцу»: Что вы почувствовали, когда младший сын ушёл из дома? -Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося сына домой? -«Блудному сыну»: Что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью? Как изменится впоследствии ваше поведение? -«Старшему брату»: Каково ваше отношение к брату? -«Друзьям семьи»: Чего заслуживал блудный сын? Кто достоин восхищения в этой ситуации? -«Художнику»: Почему вы решили создать эту картину? Чем вас затронула эта история? и т. д. - Вернемся к репродукции картины Решетникова. Как вы думаете, попросит ли мальчик прощение у мамы? Какие слова при этом скажет? -Может ли эта история иметь продолжение? Попробуйте дома придумать продолжение этой истории. Используйте пословицы и поговорки. Можно выполнять задание с товарищем. | К. проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач Л. уважительное отношение к чужому мнению | ||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | ||||||
4 мин. | Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам: 1. Сегодня я узнал (а). 2. Было интересно… 3. Мне захотелось… 4. Осталось непонятным... | Групповая рефлексия | ||||||
Домашнее задание 1 мин. | Составить рассказ-продолжение истории о мальчике - герое картины "Опять двойка" Вспомнить литературные произведения, в которых герои испытывали чувство вины или стыда |
Приложение к уроку. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению "Вини-Пух и все-все-все..."
Технологическая карта урока с применением технологии критического мышления...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...
Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"
Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Стыд, вина и извинение» (4 класс)
Цель урока: Формирование у учащихся представлений о стыде и вине как регуляторах поведения людей.Задачи урокаДидактические:Формирование понимания стыда и вины как нравственного регулятора поведения.Фо...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»...