Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Смирнова Мария Николаевна

 Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах.

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»

Цели урока: создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.
Задачи урока:
подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;
формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_nravstvennyy_obrazets_boatyrya.docx36.87 КБ
Файл konspekt_uroka.docx214.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе

 модуль «Основы светской этики»

Тема: «Богатырь и рыцарь, как нравственные идеалы»

Выполнила: учитель начальных классов Гречухина Мария Николаевна

ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района Санкт-Петрбурга

2014 год

Санкт-Петербург

 Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4 класс

Тип урока: Изучение нового

.

Технологическая карта урока

Тема

 «Нравственный образец богатыря»

Цели

Образовательные:

Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;
Формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности
Закрепить умение работать со словарём;

Продолжить знакомство с литературными жанрами;

Учиться понимать произведения художников, музыку.

Воспитательные: 

Воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.

Дать детям представление о   нравственном образе богатыря;

Пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником,

Воспитывать мужество, справедливость, доброту;

Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства.

Развивающие:

Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников;

Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные: 

Знания: Сформируют понятие о нравственных идеалах.

Умения: научатся понимать художественные, музыкальные произведения.

Навыки: составление устных рассказов

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: Формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

Основные понятия

Нравственные идеалы

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, ИЗО

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК «Основы светской этики» (учебник, диск, книга для учителя)

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет тематические рамки.

Слайд 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Отвечают на вопрос учителя: О ком идет речь в стихотворении?

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Читает стихотворение:

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Слайд 3. Изображение витязя- богатыря

Воплощен в былинах старых,

Вот стоит он, как живой, —

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах — узорный щит...

На пиру он гость веселый,

В битвах — молнией летит!

О ком идёт речь в

стихотворении?

Как догадались?

Какие слова помогли вам узнать богатыря?

- Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время.

- Прочитайте пословицу: «Славна богатырями земля русская».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Кто такие богатыри? Ваши предположения.

Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

Знать кто такой богатырь.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).Уметь находить лексическое значение слова в словаре.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового

 (5мин)

Цели:

- Проблемная ситуация

- Открытие новых знаний. Информационная часть урока.  

Рассматривают картины великих художников, изображавших богатырей.

Расшифровывают имена богатырей.

Находят ответы на вопросы в словарях.

Работают в группах.

Организует работу по презентации

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Рассматривание картины                   В. Васнецова «Витязь на распутье».  Слайд 4

- Что вы здесь видите?

- Что вы видите кроме этого?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думает этот человек?

- Что чувствует этот человек?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью.

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны.

- Какую дорогу выбрал богатырь? Почему? (варианты ответов детей)

- Вернёмся к этому вопросу в конце урока.

а) Вспомним имена некоторых богатырей.    Слайд 5, 6, 7

Расшифруйте их:  

БОДНЫЯР   КИНИЧТИ

ШАЛЕА ПОЧИВОП

ИЯЛЬ РУМОЦЕМ

- Откуда  вы узнали про богатырей?

- Что такое былина?

- Найдите ответ в словаре.

Знать и различать богатырей  

Уметь составлять устный рассказ.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление  нового (5 мин)

Цель:

-Научить распознавать богатырей по их образам, описывать их, различать.

- Организовать работу в группах  над созданием образа Ильи Муромца

Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри».  (слайд

 

Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе.

Работа в группах

Вывод «Создание нравственного образа Ильи Муромца»

Характеристика образа Добрыни Никитича по опорному тексту и вопросам учителя  

(слайд 8)

Характеристика Алёши Поповича.    (слайд 9)

Чтение отрывка на опорной карточке, ответы на вопросы учителя.

Организует работу над описанием образов богатырей

Рассказ о Святогоре.  

 А)- Главные герои былин – богатыри.

- О богатырях славных, витязях земли Русской, написано немало былин и сказок. (Обращает внимание ребят на выставку книг - былин.) 

Б)- Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам.

  - Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

- Посмотрите на картину В.М.Васнецова. Слайд 8

- Что вы здесь видите?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этих людях?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думают богатыри?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

- Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?

- Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.

- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

- Что можно сказать  о природ

Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

В)  Характеристика  Ильи Муромца.            слайд 7

- А кто из богатырей главный?

- Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный)

- Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь  Илья Муромец не сразу богатырём стал.

Физкультминутка.  слайд 9

Для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”.

Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю. Повторите движения, напоминающие действия богатырей.

1 группа

- Прочитайте текст и придумайте к нему вопросы.

 « Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы. Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского».

Примерные вопросы :

- Что за беда с ним приключилась?

-  Кто его от той беды избавил?

- Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести».

 2 группа 

 «Прямо ехать – убитому быть!

 Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быт

Все судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам по себе говорит:

«Это Бог с тобой, что – судьбой;

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство не надобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть!»

Примерные вопросы:

- Какую дорогу выбрал  Илья Муромец?

- Как он рассуждал выбирая этот путь?

- Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу?

 3 группа

На светошную сторону

Наезжал Илья Муромец:

Перезвоны колокольные,

Перепевы богомольные.

Окружали Илью Муромца

В башлыках люди черные –

Зазывают Илью Муромца,

Уговаривают витязя

Бросить русский православный закон.

За измену перемётную

Всё сулят сулу  великую,

И почёт, и уважение,

И вельможное служение.

Говорит Илья Муромец:

«А не надо мне посулов золотых!

На вельможное служение

Не сменяю я свой русский закон!»

Примерные вопросы :

- К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне?

- Что значит сулить сулу?

-  Какой героический поступок совершает Илья?

 Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри.  Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

- О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»

Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.  

Алеша Попович.

- Чем он отличается от остальных?

- Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал.

Прочитайте отрывок:

 Тут князь Владимир начал Алёшеньку чествовать, пожаловал город, одёжу драгоценную. Поднялся Алёша Попович и говорит:

- Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..»

-Какие слова не понятны? Давайте попробуем объяснить их.

- Алёша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего?

- Кому же служили богатыри: князю или народу русскому?  (русскому народу)

- А теперь ребята я вам расскажу про богатыря, которого звали СВЯТОГОР. Слайд 10

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

- Каких богатырей вы ещё знаете?

- Что их объединяет? 

Уметь работать в коллективе.

Уметь работать над картиной

Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.

Уметь отражать тему

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Контролирующее задание (15 мин)

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

-организовать выполнение взаимопроверки, самооценки.

Самостоятельная работа учащихся.    

Взаимопроверка

Работа с учебником

(стр. 50 – 51)

Чтение 3 абзаца.

Чтение 4 и 5 абзацев

 

Чтение 6 и 7 абзацев.       

 

        

Работа с пословицами.  

Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский»

Слушание: А. П. Бородин. Вторая симфония (фрагмент I части)

Обобщение  

 Мозговой штурм.      

Работа в парах

Синквейн.  Работа в группах.      

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует  проверку умения работать с информацией.

Организует взаимопроверку.

- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи.  На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.

Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный,  сильный, жадный, щедрый, справедливый. 

(Проверка на слайде) Слайд 11

С кем приходилось сражаться богатырям? (ответы детей)

- Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

- Как вы поняли последнее предложение?

- Что значит «правила честного поединка»  - Какое слово здесь самое важное?

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

В чём заключались «правила честного поединка»?

- Послушайте отрывки из былин. Подумайте, о каком правиле честного поединка идёт в отрывке речь?

«Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.» (Сила применялась для защиты слабых)

 «Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

 Закричал злодей-разбойник по-звериному-

 Так все травушки-муравы уплеталися,

 Да й лазоревы цветочки осыпалися,

 Темны лесушки к земле все приклонилися …

…Ай тут старыя казак да Илья Муромец

 Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

 Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

 А он стрелочку каленую накладывал

 Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

 Ему выбил право око со косицею

 Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

 Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,Мимо гнездышка повез да соловьиного.»  (Сила применялась только против сильных.)

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

- Что вы ещё узнали про богатырей?

- Какая победа прославляла богатырей?  

- Прочитайте пословицы.

- Как вы их понимаете?

- Какие из них можно отнести к богатырям?

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Не родом богатырь славен, а подвигом»

«Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«В русском сердце честь да любовь»

«Бой отвагу любит»  слайд 12

- Прочитайте название картины.

- Кто такой Александр Невский?

- Почему эту картину поместили в учебнике?

- Докажите, что его тоже можно назвать богатырём?

- Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.   слайд 13, 14

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какой она показалась вам по настроению?

- О каких событиях идет речь? Почему вы так решили?

- Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.)

- Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра.

- Как бы вы назвали это произведение? Поищите название в себе. Как вы чувствуете?

- Почему произведение одно, а названия у вас получились разные? Отчего так? Правильно, потому что мы все разные.

- Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор. Эту симфонию он назвал “Богатырская”.

 - А кого ещё можно  назвать богатырями?  Почему?

- Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов.

Это Россия спасла Западную Европу от   монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад.

Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт.

Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.

Это солдаты Советской армии водрузили  в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.  

И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

- Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы  дополнить предложения.  Работайте парами быстро, дружно.

Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота».

1 вариант

Богатырь обладает невиданной   …… , безграничной    ………, особым  умением (метко стрелять из лука,  ………………… )   .

2вариант

Богатырь  ………,   …………,    …………  человек,       преданный ………,  служащий   ……….

Заслушивание получившихся выводов.

(слайд 21, 22, 23)

- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

 - Кто они?

- Кого называют героем? Обратимся к словарю.

- ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51.

Прочитайте подписи к ним.

- Почему именно их разместили в учебнике?

- Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника?

- Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри. Слайды 15, 16, 17, 18, 19

Синквейн  Слайд 20

Богатырь

доблестный, храбрый

сражается, защищает, спасает

Богатырь – отважный и честный человек.

мужество

Уметь  работать с информацией.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

10.Домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя.

Мальчик читает стихотворение:

Жил Илюша-богатырь,

Славной он Руси служил.

От татар и от хазар

Родину он защищал.

Очень мощный был Илья:

Победил он Соловья.

Тот умел свистеть сурово.

Так что дверь сносил дубову.

Вот я вырасту немного

В армию пойду, друзья,

А потом, вот честно слово,

Стану умным, добрым, смелым -

Буду точно, как Илья.

Организует фиксирование содержания.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь.

- Вернёмся к картине В.Васнецова Витязь на распутье».  

Слайд 21

- Почему же богатырь выбирает дорогу, которая ведёт к смерти?

 - А вы можете стать богатырями?

1) Подобрать книги о богатырях для выставки.

2) Рассказать родителям, кто такие богатыри.

3) Узнать были ли богатыри в вашем роду.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 



Предварительный просмотр:


 Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах.

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»

Цели урока: создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.
Задачи урока: 
подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;
формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности
Оборудование: репродукции картин Васнецова, Врубеля, УМК "Основы светской этики              ( учебник , диск, книга для учителя)

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
Свой урок мы начинаем с экскурсии в музей. Посмотрим на репродукцию известной картины В.М. Васнецова "Богатыри" (1898 г.). Кто из вас возьмёт на себя роль экскурсовода и опишет её героев? (Это богатыри, похожие на былинных - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15871_14f360845b323280cdbd83f9a2a4444a.jpg.jpg


Подумайте, случайно ли мы начали урок с беседы о богатырях? О чем пойдёт речь на уроке. Учащиеся определяют цель урока - познакомится с образом богатыря как примером нравственного поведения человека).
3. Проверка домашнего задания.
Нравственность и нравственные идеалы - широкое понятие. Кто напомнит нам о том, что можно считать нравственным поступкам? Какое "золотое правило" нравственности вам известно? Входит в них и представление о совести. Эту тему мы обсуждали на прошлом уроке, проверим, чему вы научились, выполнив домашнее задание.
Вы отвечали на вопросы и обсуждали их дома:
Нужна ли людям совесть в наше время? Может быть легче жить без неё? Какие варианты ответов вы предложите?

4. "Открытие" новых знаний.
а) Беседа
Совесть заставляет нас размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Быть совестливым и высоконравственным. Именно такими были богатыри .
- Что вы о них знаете? Для кого и в чем они служили примером? (Ответы учащихся)
В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть такие строки:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
В чем же современные люди не похожи на богатырей? Какими моральными качествами обладали? (Ответы учащихся) Просмотр картин В.М.Васнецова"Витязь на распутье" и И.И. Шишкина "Лесные дали", М. Врубеля "Богатырь".

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15871_979696ff5f910f8202c7586fc8e26eac.jpg.jpg

М. Врубель "Богатырь"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15871_c90c05f7fd8478981a0b7c79350c14f8.jpg.jpg


В.М.Васнецов "Витязь на распутье"
Б) Работа в группах. Взаимопроверка.
Допишите предложения:
Богатыри-защитники Родины, они поднимали... (воинский дух), поддерживали ... (веру, силу, мужество и стойкость) русского народа. Служили ... ( примером) всем людям , а иногда ... ( укором ) князьям. Главным для богатырей является... (любовь к родной земле).
Выберите моральные качества, соответствующие богатырскому образу: невероятная сила, властность, благородство, храбрость, нетерпение, уважение к старшим, гордость, бескорыстное выполнение долга.
В) Физкультминутка.
Г) Чтение статьи учебника (выборочно) п.24
• Какие поступки совершали богатыри?
• Ради чего или кого совершали они эти поступки?
• Можно ли эти поступки назвать НРАВСТВЕННЫМИ?
• Какие качества богатырей, рыцарей и помогали совершать
НРАВСТВЕННЫЕ поступки?
Д) Выводы:
• Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую люди живут?
5. Составление диалога по теме урока. 
Кто они, современные богатыри?
Рассмотрите иллюстраций к п.24. Какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам о современных богатырях и рыцарях?
В одно время на земле жили рыцари, богатыри ?
Вспомните какие нравственные идеалы были в Древней Руси, в Средние века?
• Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слова «богатырь»и «рыцарь»?
• Какие идеальные качества сохранились в современных мужчинах? А какие нет?
6. Рефлексия.
Какие нравственные качества богатырей и рыцарей вы бы отнесли к современным людям?
7. Домашнее задание. 
Подобрать среди знакомых вам людей, которых можно назвать современными богатырями, рыцарями, записать в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока анлийского языка "Profession" и мультемедийная презентация) 2 класс

Класс 2Тема "Profession" Цель урока: Формирование лексического навыка Задачи: Практические: 1. отработать звук [æ]; 2. ввести и первично закрепить слова: A businessman, а policeman, а mechanic, а doct...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Школа пешехода" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Школа пешехода»Цели деятельности учителя: повторить правила дорожного движения; познакомить учащихся с новыми правилами перехода улиц и обозначениями до...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Периметр прямоугольника" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2Тема урока: «Периметр прямоугольника»Цели урока: познакомить с разными способами нахождения периметра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачиПла...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «В школе» и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2Тема урока: «В школе»Цели деятельности учителя: формировать представление о роли школы в жизни учащихся, обсудить правила поведения в школе.Планируемые результаты:·...