Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 3. Человек и Бог в православии
Ключевые понятия: спасибо, Творец
Цель урока. Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры
Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры
Ход урока
I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».
Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими.
1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».
Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.
2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.
На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.
3. Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.
4. Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись?
Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?
II. Работа с текстом учебника.
1.Чтение статьи учебника про себя.
Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!» (слайд № 4 – Бог – Кто или что?)
Краткое разъяснение детям, что Бог – не природа и не часть ее, не какое-то субстанциональное существо, а Личность.
Учитель ответил по-ученому:
- Мир культуры – это мир человеческих творений. (слайд № 5 – цветок) Однако и в былые века и сегодня есть немало людей (в том числе и выдающихся ученых), которые полагают, что и сам мир природы – это тоже творение. Правда, не человеческое, а Божественное. (слайд № 5 – надпись «Бог – Творец мира») Эти люди Творцом всего мира и человеческого рода считают Бога. Отношения человека и созданной им культуры они переносят на отношения мира и Бога. (слайд № 5 – модель Солнечной системы) Они говорят: представьте себе модель Солнечной системы. Это как бы глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначающего нашу Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания. Могла ли такая модель возникнуть сама собой, или у нее есть автор – мастер, который ее придумал и изготовил? Может эти прутики и шарики появились постепенно? Может, шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились? А центральный шарик решил еще и засветиться? (слайд № 5 – игрушка «Солнечная система») Но если даже для простой игрушки все же нужен творец, то, по убеждению религиозных людей, тем более Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира. (слайд № 6 – мир и человек)
(слайд № 6 – мир) Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. (слайд № 6 – скрижали) А человеку он дал законы добра и способность творить.
2. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий.
2.1. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:
2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:
Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?
Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?
Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?
Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?
Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?
III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).
Осмысление данного в дополнительной информации
К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».
К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю»?
Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами.
Происхождение слова Бог
В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.
Знаешь ли ты?
Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».
Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?
Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – .
Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?
Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы.
– Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить?
– Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.
Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:
Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может –то как он это делает?
Предварительный просмотр:
УРОК 3
Человек и Бог в православии.
БОГ
БОГ_________________________________________
Бог сотворил мир и человека
Миру Он дал Человеку Он дал
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
ТВОРИ ДОБРО!
Дорога Добра. Какая она?
Руки твои сильные
Ты защити слабого
Мысли твои верные
Ты научи глупого
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая
Дари ее тому
Кому больно одному
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"
На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...
Конспект урока православия по теме: "Таинство причастия"
Разработано на основе ФГОС...
Конспект урока по ОРКиСЭ "Православие"
Урок даёт представление о православной культуре...
Конспект урока по теме «Россия – наша Родина».Курс " Православие"
Конспект первого урока ОРКСЭ по теме " Россия-наша Родина".Курс "Православие"...
Конспект урока по ОРКСЭ "Православие. Икона"
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса...
Конспект урока по курсу «Основы православия»
Конспект урока по курсу "Основы православия"Подготовила :Чибисова И.Аурок по ОРКСЭ на тему "Христианская семья"4 класс...