Конспект урока по курсу «Основы православия»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чибисова Ирина Александровна

Конспект урока по курсу "Основы православия"

Подготовила :Чибисова И.А

урок по ОРКСЭ на тему "Христианская семья"

4 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Основы православия»

Подготовила:Чибисова И.А

Учитель начальных классов

МБОУ КСОШ №1

Г.Котельники

 

урок по ОРКСЭ

«Христианская семья»

4 класс

Тема урока: Христианская семья 

Цели урока

  • образовательная:знакомство с семьёй как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи; 
  • воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям; 
  • развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи. 

Задачи: 

Раскрыть и соотнести базовые нравственные ценности в контексте христианской культуры:

Смысл жизни христиан-ценности жизни христианской семьи;

Актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи в России-благочестие, послушание, ответственность,

почитание родителей

  • развивать монологическую речь детей, их креативное мышление; 
  • раскрыть значение понятий: семья, венчание, семейные ценности; 
  • воспитывать любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями. 
  • Тип урока: комбинированный, рассчитан на 2 часа, за счет резервного времени
  • Основные понятия: Семья-малая церковь. Дар любви . Дела любви. Таинство брака.  Страх Божий. Благодарение. Послушание. Любовь к Богу. Освящение дома. Молебен.
  • Средства: учебное пособие учебник «Основы православной культуры» Л.Л.Шевченко 4 класс, урок № 21 «Христианская семья», иллюстрации №№59-63.
  • Дополнительный материал: презентация «Таинство брака»,
  • иллюстрация иконы Святого Павла и Февронии

План:

1.Проверка знаний.

2.Обьяснение нового материала по подтемам

3.Работа с понятиями.

4.Закрепление.

Виды деятельности 

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, участие в учебном диалоге, составление синквейна, по ходу занятия, учащиеся самостоятельно заполняют схемы основных понятий

Ход урока:
1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята.

«На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

Считается, что самые возвышенные строки о любви в Библии принадлежат апостолу Павлу. «Гимном любви» называют 13 главу из Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа :

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

2.Подготовка к изучению нового материала

Чтобы узнать тему урока ответьте на вопросы :

- Место, где жили Адам и Ева до грехопадения (Эдем)

- Назовите имя Матери Иисуса Христа (Мария).

- Как звали сына старшего Адама (Авель)

- Как называется время воздержания от скоромной пищи (Пост)

-Пророк, которому Бог дал 10 заповедей (Моисей)

- А теперь соберите слово из выделенных букв. (Семья.)

Правильно, тема нашего урока семья. И мы поговорим о христианской семье, её ценностях и традициях.

На прошлых занятиях мы с вами говорили, что в христианском понимании смысла жизни-это любовь к ближним. Самые первые ближние, которых мы встречаем – это родные в нашей семье.

- Что является опорой в жизни каждого человека? (СЕМЬЯ)

Когда люди создают семью? 

- Как называются люди, объединённые одной семьёй? (Родственники, родные).

- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

Сегодня мы узнаем, как же была устроена жизни христианская семья  

Христианская семья строилась на основе благочестия.

Как вы понимаете это слово? (Ответы).

Благая честь –добрая ответственность за ближнего-служение ближнему во имя любви. Вот что есть христианская семья.

Ответьте за что вас любят родители? (Ответы детей)

Послушайте стихотворение Валентина Берестова:

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты -внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Получается родители любят нас просто потому что мы их дети

Но всегда ли во всех семьях существует любовь, уважение к друг другу, забота? Для того чтобы человек мог научиться доставлять радость близким, ему был определен путь семейной жизни. В жертвенной любви и служении Богу и ближнему заключается смысл жизни христианской любви.

3.Вводится важный материал о Таинстве Брака.

Давайте попробуем ответить на вопрос, как рождается христианская семья.

Что ее объединяет и почему ее называют малой церковью?

Откройте учебник на стр.64. Читаем текст, обсуждаем. Учитель показывает презентацию на тему «Таинство брака»

 Напоминаем, по тексту урока 19 о Таинствах

Как соединяются люди? (Благодать Святого Духа. Соединяет Бог. не внешний обряд, а внутренний)

Рассказ учителя о семейных традициях в православной культуре (сопровождается слайдами)

Семейная жизнь – очень непростое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание.

Таинство брака (венчание). Считается, что союз, скрепленный венцами, не просто «брак». А вещь, которая сделана на совесть и прослужит долго, если только супруги сами будут внимательно хранить полученную в таинстве брака       

Обручение – обряд, предшествующий венчанию, во время которого надевают кольца жениху и невесте.

               Венчание – богослужение, во время которого совершается таинство брака,

ц церковный обряд бракосочетания.

После просмотра презентации учитель задает вопросы:

– Что символизирует венец над молодоженами? (Ответы)

Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. (задание на листе, работа с текстом учебника)

Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами.

- Что обозначают обручальное кольцо в христианском браке?

Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали.

Раньше одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо своим блеском символизировало солнце, свету которого уподоблялся муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь, как правило, и для жениха, и для невесты покупаются золотые кольца. 
Ну и, наконец, венчальные свечи и белые полотенца. Венчальные свечи держат в руках жених и невеста, как знамение любви, которую они отныне должны питать друг к другу, и которая должна быть пламенна и

 чиста. А белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, символизируют чистоту брака.

На доске выписаны в разной последовательности слова: венчание, кольцо, таинство, вечность, богатство, долгая жизнь, обряд, предшествующий венчанию

            Ученикам предлагается самостоятельно заполнить таблицу опираясь

           на слова              написанные на доске, для закрепления нового материала.

Работа с тестовыми заданиями.

Рождение христианской семьи

Таинство брака

обручение

Венцы в таинстве венчания символизируют

кольца

4.Физкультминутка

Подтема :Обязанности в семье. Послушание

Послушайте стихотворение:

Как появилось слово "семья"?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, скажи-ка любимая?

И Ева тихонько ответила:

- Я.

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

- Я.

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила:

- Я.

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я... Я... - Тихо молвила Ева,

- Я... Я...

Сказала она знаменитых семь "Я".

Вот так на земле появилась семья.

Когда создается семья, у каждого человека появляются свои обязанности.

Какие обязанности взяла на себя Ева? (Ответы)

Какие обязанности у родителей перед своими детьми?

(Родители заботятся о детях, учат и воспитывают.)

А какие обязанности есть у вас перед семьей? (Ответы).

Всегда ли дети радуют своих родителей?

Откройте стр. 65. Чтение текста «Дети Ноя». Анализ слова «хамство»

Работа по вопросам после текста.

Сопоставление нравственного понятия смысла понятий «послушание»-радостное выполнение воли родителей.  

А чему христиане учат своих детей?

Учитель читает заповедь 5

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет,
и да долголетен будеши на земли 
Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе
хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле»

В Пятой заповеди содержится не только призыв любить родителей, но и указание на основу любви к каждому человеку. Чтобы научиться любить всех, надо сперва полюбить тех, кто нам ближе всего. 

Грех неуважения родных родителей называется хамством. В библейском богословии оно берет свое начало из повествования о Ное и его сыне Хаме. Эта история говорит о том, что дети – не судьи своим родителям. Даже в тех ситуациях, когда отец или мать полностью неправы, ребенку не дана власть их судить. Когда Ной изрекал пророчества о своих сыновьях, он сказал, что старший сын Хама, его наследник Ханаан, будет в рабстве у потомков других братьев. То есть внук Ноя понес то зло, которое сотворил сын Ноя. Это не проклятие Ноя, вовсе нет. Все дело в том, что Хам, так поступивший со своим отцом, не способен нормально воспитать сына!

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

Есть заповеди, которые что-то устанавливают, что-то запрещают делать, а есть заповедь, содержащая некое обещание.

Что такое почитание родителей? (Ответы)

Прежде всего, это послушание, любовь и забота о них. Очевидно, что благословение родителей имеет огромное значение, потому что отношению родителей и детей уподобляются отношения Бога и Церкви, Бога и народа Божьего.

Родительское благословение имеет огромное значение и огромную силу. Практический опыт показывает, что непослушание родителям приводит ко многим бедам. Поэтому можно сделать вывод о том, что послушание родителям – это есть исполнение заповеди Божией. Послушание приводит к благу, а тот человек, который прислушивается к своим родителям, чаще бывает счастлив. 

Послушание – это умение слушаться и повиноваться. Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших и исполнять законы государства»

Учитель задает учащимся вопрос:

- Теперь мы можем ответить, что такое послушание?

Учитель задает проблемный вопрос:

- Чему оно учит?

В ходе беседы через наводящие вопросы, учащиеся выясняют, что послушание – это не просто безукоризненное выполнение каких-либо указаний, а выбор поступка по совести и предполагает служение.

Учитель делает вывод: Послушание – Это не бездумное выполнение чьих-то указаний, а выбор поступка, действия, по совести. Это труд по благословению. Это служение людям.

Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы слушаться? (Ответы)

             Чтобы слушаться родителей нужно смирение. И первые уроки смирения – это                                      именно родители.

 Смиришься перед родителями, и Бог не будет сопротивляться тебе, а будет во всем помогать – вот оно: долгая жизнь и благоденствие.

Ребята, как вы думаете, что еще делает семью крепкой и дружной? (Ответы)-  Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод*   Дисциплина

Чтение в разделе «Это интересно» О традиции освещения дома на стр.67

Прием «опережение». Смотрим илл.63 -Поднятие иконы в купеческом доме. Рассматриваем картину, обсуждаем. Что значит «поднимают»? (картина иллюстрирует православную традицию освещение дома), похожа ли она на икону на илл.62? (Не совсем. Обе иконы-Богородицы. Но расположение Христа и Богородицы разное).

С кого мы можем брать пример? (Ответы). Сам Иисус Христос является примером для подражания.

Послушайте стихотворение. В. Афанасьева

Смиренно жил отрок Христос в Назарете, 
И это сегодня так дивно для нас! 
Он рос в послушаньи , как многие дети; 
Безвестным, пока не настал Его час. 

Не рос Он бездумно, подобно растенью, 
А с детства труды добровольные нес, 
Иосифу - плотнику был подмастерье, 
А Матери верный Ее водонос. 

Ослу, что Его согревал в Вифлееме, 
Лежащего в яслях, дыханьем своим, 
Носил Он траву и, не ведая лени, 
Ухаживал в каменном стойле за ним. 

И часто в молении уединённом 
Его небосвод Галилеи видал... 
Смирялся Господь наш, живя по законам, 
Которые Сам человечеству дал.

Каким сыном был Иисус Христос? Почитал ли он отца и мать свою? Что означают слова «жил смиренно»? Какие труды с детства в помощь своим близким выполнял Отрок Христос,

Активное занятие. Работа в парах.

А теперь вам предстоит важное задание.

Из таблицы выберите те качества, которые мешают послушанию в левый столбик, а в правый то, что приобретаешь с послушанием.

Лень                

Преодолеваю лень

Плохое настроение

Гаснет раздражительность

Утомительно

Сделаю доброе дело

Поссорились с этим человеком

Доставлю радость

Вредный характер

Сохраню добрые обычаи

Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание? (Ответы)

Надо тренировать свою волю, сдерживать себя. Главное в послушании, чтобы он стало добровольным и осознанным. Поначалу далеко не все нам нравится, в чем нас заставляют слушаться, но нужно самому принуждать себя к дисциплине. Когда человек увидит от этого пользу для себя — и послушание будет ему не в тягость. Послушание родителям — это долг

детей. Ведь они учат нас только добру, которое требует от нас Господь. И наше послушание им есть послушание самому Богу.

5.Закрепление пройденного

Работа в парах.

Предложить составить синквейн со словом семья.  

Название темы____________________________

                        (одно существительное)

Описание______________________________

           (два прилагательных)

Действия _______________________________________

(три глагола)
Моё отношение_____________________________

                                        (фраза)

Чувство _______________________________________

                            (слово)

Пример синквейна     

Семья.

Дружная. Большая.

Радуется. Живёт. Богатеет.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Это семь «Я».

6.Заключительный этап

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового.

Давайте составим схему основных понятий по теме «христианская семья»

Христианская семья------------------------------малая домашняя церковь

                                          Основа

Любовь                                 Послушание             Терпение

Вера                                      Надежда                 Любовь

1.С чего начинается создание семьи? (Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому)

2. В православии семью очень часто называют «малой церковью».  Как вы думаете почему? (Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению)

- Потому что все люди в семье ходят в церковь

- Если все в семье верующие, её называют «малая церковь»

- Потому что в христианской семье существует иерархия.  Как в Церкви, главой семьи является Бог, ему подчиняется отец семейства, отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям. И между всеми царит любовь.

Какие главные ценности в христианской семье?  (Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность)

3.Почему в столбике послушание я записала слово надежда?

4.Какие качества необходимы людям для сохранения семьи, кроме любви?

И в конце нашего урока я хотела рассказать об одном удивительном празднике

Совсем недавно в России появился новый гражданский праздник - День семьи, любви и верности. Символом этого дня стала ромашка. Этот простой, но такой красивый, к тому же родной для нас цветок символизирует чистоту, любовь, тепло и уют. Праздник приходится на 8 июля, когда Православная Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Раньше в этот день совершали помолвки – один из обрядов, предшествующих свадьбе, во время которого родители давали окончательное согласие на брак своих детей. Так в одном празднике нашего народа соединились народные и церковные традиции.

Практическая работа

У каждого из вас на столе лежат ромашки

 закройте глаза и мысленно вспомните те традиции, которые присущи вашей семье. Запишите те праздники и традиции, которые вы отмечаете с семьей. (Дети создают свою ромашку.)

Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью

7.Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель: Спасибо, дети, за урок. Мне очень приятно было работать с вами и хочется, чтобы бы вы поделились своими впечатлениями.

Ресурсный круг. Дети становятся вкруг и поочередно делятся тем, что увидели, услышали и почувствовали на уроке

- Сегодня я узнал(-а), понял(-а), почувствовал(-а) …

- После сегоднешнего урока мне захотелось …

- Я хочу поделиться…

8. Домашнее задание

Приготовить пословицы о семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

Конспект  урока по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Человек и Бог в православии"

-    ознакомить  обучающихся  с  Библией  ( Священным  Писанием ) -  самой  читаемой  книгой  на  Земле;-    ознакомить...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  &laqu...