Конспект урока по ОРКиСЭ "Православие"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Урок даёт представление о православной культуре
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavie_otkr._urok.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ № 49
Учитель: Павлова Юлия Сергеевна
Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики
Класс: 4 «А»
Технологическая карта урока
Тема: Православие Тип: открытие нового знания Цель: дать представление о православной культуре Задачи: - дать представление о принятии Русью христианства, о православном храме и православных праздниках - формировать умения работать с толковыми словарями - развивать речь, внимание - формировать умения работать в группах - способствовать нравственному воспитанию учащихся
| ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: - знать историю принятия христианства на Руси - знакомиться с устройством православного храма изнутри, обобщать сведения о правилах поведения в нём, о причинах посещения храма - знать традиции проведения праздника Пасхи - уметь давать определения некоторым терминам | Метапредметные: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить - работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы - уметь работать с информацией | Личностные: - проявлять интерес к истории жизни своих предков - воспитывать уважение к культуре своего народа - формировать православные ценности |
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык. | ||
Ресурсы урока: Е. И. Николаева, Е. Н. Петрова «Я в мире людей» (учебник), карточки с заданиями, мультимедийная презентация |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Организационный момент. Эмоциональный настрой (слайд № 1) - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Глазками пожелайте гостям и друг другу доброго в душе. | |
Актуализация знаний. Введение в тему. - Какое слово объединяет эти слова и словосочетания? (слайд № 2) - Каким одним словом можно заменить слова и словосочетания, данные справа? - Какое словосочетание получилось? (слайд № 3) Беседа: - Кто в своих проповедях говорил о любви к ближнему? - Как называют людей, принимающих учение Иисуса Христа? - Какие два направления христианства вы знаете? - Сегодня мы будем говорить более подробно о православии (тема урока – на доске) - Как понимаете слово «православие»? Значение этого слова вам помогут узнать его корни. Сколько корней у этого слова? Назовите их. Итак, что такое православие? (слайд № 4) - Что значит «славить Бога»? Как сказать по-другому? Создание проблемной ситуации, включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов - Всегда ли русские люди были православными? - Вспомните, каким было верование Древней Руси. - Что значит язычество? - Как вы думаете, почему Древняя Русь отказалась от язычества и приняла православное христианство? - Итак, первая задача нашего урока: узнать, как христианство пришло на Русь. | Учащиеся называют слова, подходящие по смыслу. - выражение своих мыслей Фронтальный опрос. Учащиеся формулируют ответы. |
Объяснение нового материала. Организация познавательной деятельности. - Раньше восточнославянские народы жили отдельными племенами. Но к концу IX в. на карте Восточной Европы появилось государство Киевская Русь. (слайд № 5) - Главой Руси был великий князь киевский, его помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – княжеские дружинники. Князья пытались объединить людей нового государства. Но им никак не удавалось это сделать. (слайд № 6) - Именно князь Владимир понял, что вера в одного, единого Бога соберёт вместе людей и поможет ощутить себя единым народом. (слайд № 7) - Но перед ним встал вопрос: какую веру принять? Ведь на то время в разных странах исповедовались разные религии: ислам, иудаизм и две ветви христианства: православное и католическое. Проблемный вопрос: - Предположите, почему князь Владимир выбрал именно православное христианство. - Решил Владимир отправить послов в разные страны, чтобы посмотреть, у кого какая вера. Прошло время, вернулись послы. Давайте узнаем, что же было дальше. - Почему же Владимир отказался от язычества и выбрал православное христианство? - От какого народа пришло к нам православие? - Решил князь Владимир стать православным христианином. Вначале он принял крещение сам. - Как вы понимаете слово «крещение»? - Итак, прочитайте точную формулировку слова «крещение» (слайд № 8) - Перед вами картина Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира». (слайд № 9) - Чья фигура занимает центральное место на картине? - Где сидит князь? - Кто ещё изображён на картине? - После того, как князь принял крещение, он приказал креститься киевлянам. (слайд № 10) - Год крещения Руси – 988-й. (слайд № 11) - Крещение – важное событие в русской истории. Как же изменилась Русь после крещения? Об этом вы прочитаете в учебнике на с. 93. - Что такое иконопись, фреска, мозаика? Дома вы должны были написать значения этих слов. - Новая вера наполняла жизнь людей смыслом. Люди стали стремиться к добру. - Что такое добро? - В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. - Прочитайте слова – качества человека, олицетворяющие добро. (слайд № 12) - Расположите эти слова в том порядке, в котором они значимы для вас. - Как вы думаете, что может произойти с человеком, который не обладает этими качествами, не стремится к добру, не выполняет Божьи заповеди? Будет ли при этом страдать его душа? - Душа и тело связаны между собой. И если болеет душа, то человек заболевает телом. А если человек выполняет Божьи законы, совершает добрые поступки, то душа его чиста и сам человек, соответственно, здоров. | - объяснение значения слова «предки» - выражение своих мыслей Инсценировка: Автор: Созвал князь бояр своих и старцев и сказал… Владимир: Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними. Говорите перед дружиною. 1 посол: Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон; сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. Владимир: Так посему и быть. - обобщение - выражение своих мыслей Учащиеся словесно описывают картину. Учащиеся работают с информацией (текстом учебника). - выражение своих мыслей У учащихся заранее приготовлены конверты, в которых лежат карточки со словами. Они раскладывают карточки в том порядке, в котором эти качества значимы для них. милосердие отзывчивость доброта любовь к ближнему верность терпение - выражение своих мыслей |
Физкультминутка. - Если мы будем совершать добрые дела и поступки, помогать другим людям, любить ближнего своего, то мы будем такими же сильными и здоровыми духом, как славные русские богатыри. Давайте покажем, какие они, эти богатыри. | Один из учащихся читает текст физкультминутки: «Богатырь – вот он каков: Он силён, он здоров, Он из лука стрелял, Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко-зорко наблюдал. Подрастём мы и, смотри, Станем, как богатыри.» |
Продолжение работы по теме урока. - Важной частью духовной жизни православного человека является посещение храма. Вторая задача нашего урока: узнать о православных храмах. Перед вами храм Воскресения Христова (слайд № 13) Давайте приоткроем двери этого храма и заглянем внутрь. Но сначала я предлагаю вам поработать с текстом учебника на с. 93-94. Работать будете в группах. Каждой группе я предлагаю задание. Учитель распределяет вопросы по группам. Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы: Задание (вопрос) первой группе: Как православный храм устроен изнутри? Задание (вопрос) второй группе: Как принято вести себя в храме? Задание (вопрос) третьей группе: Зачем люди приходят в храм? - А ещё православные посещают храм в православные праздники на праздничное богослужение. - Какие православные праздники вы знаете? | Учащиеся работают в группах, озвучивают результат работы. Отчёт 1-й группы сопровождается слайдами (слайды № 14 – 17) и комментированием учителя: - Притвор – это небольшое пространство между дверью и самим храмом. Входя внутрь храма, мы попадаем в общество, в котором живёт и действует живой Бог. Алтарь – самое святое место храма, где совершается главное богослужение Православной Церкви. Пространство храма от алтаря отделяет иконостас, на котором располагаются многочисленные иконы в определённом порядке. |
Презентация ученика - Угадайте, о каком православном празднике идёт речь. - Последняя задача нашего урока. – узнать о традициях празднования главного православного праздника - Пасха. Эту часть урока приготовила Алеся в виде презентации. | Индивидуальная работа. Загадку читает заранее подготовленный ученик: «Весть летит во все концы: Трубят Ангелы-гонцы, В небесах поют Христа: Он от тления восстал! То не выдумка, не сказка, Главный праздник – наша…!» Ученик проводит презентацию по теме «Пасха». |
Рефлексия деятельности. - На этом наш урок подошёл к концу. Что нового узнали на уроке? - Опишите свои чувства и ассоциации, связанные со словами «добро», «храм», «Пасха». Учитель предлагает задание «Закончи фразу» (слайд № 18) • Сегодня на уроке я узнал (а)… • Самым важным для меня на уроке было… • Мне было особенно интересно… - А как бы вы оценили свою работу на уроке? Этому солнышку не хватает лучиков. А ведь солнышко согревает нас своим теплом, излучает добро. Выберите лучик того цвета, который отражает вашу реакцию на этот урок и прикрепите его на доску. Учитель предлагает цвета на выбор: Зелёный цвет – «Мне было интересно» Оранжевый цвет – «Мне было интересно, но кое-что осталось непонятным» Серый цвет – «Мне было скучно» (слайд № 19) | Учащиеся производят самооценку своей деятельности. - составление синквейна по группам: - на тему «добро» - на тему «храм» - на тему «Пасха» Каждый учащийся выбирает соответствующий лучик и прикрепляет его на доску. |
Домашнее задание (слайд № 20) Узнать названия православных праздников, описать любой праздник. - Вы все хорошо поработали. Молодцы. (слайд № 21) | Учащиеся записывают домашнее задание. |
- Закончим наш урок стихотворением: «Давайте жить без горя и печали, Улыбкой озаряя всех друзей! Всем сердцем только нежность излучая, Давайте жить и радовать людей!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....