конспект
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 9 ОРКСЭ «Свобода и моральный выбор человека»
Цели :
1. Образовательные:
Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»
2. Развивающая:
Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся, уметь мотивировать свою точку зрения.
3. Воспитательная:
Способствовать воспитанию у учащихся осознания себя как личности.
Задачи:
Личностные: сформировать понимание значения свободы, морально ответственного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к самому себе;
метапредметные: осознание обучающимися связи свободы и морального выбора человека;
предметные: сформировать навыки смыслового чтения текста, способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся
Тип урока: комбинированный.
Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, анализ, отбор информации.
Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
Оборудование:
учебник, текст притчи, мультимедийная установка
План занятия:
1. Орг. момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы учащимся.
3. Работа над новым материалом.
4. Работа с притчей «Все в твоих руках».
5. Чтение статьи из пособия для учащихся.
6. Работа с жизненными примерами.
7. Итог – тестовое задание
8. Рефлексия.
I. Эмоциональный настрой на урок (Слайд 1)
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
-каким должен быть добродетельный человек? (слайд 2)
III. Работа над новым материалом (слайд 3)
- Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода?
(4 слайд)
Проверка и дополнение
+ ЖИЗНЬ, ВЫБОР, ПРОСТОР, НЕБО, СЧАСТЬЕ, КАНИКУЛЫ, ВЕТЕР и др. (слайд 5)
У: Давайте посмотрим, какие определения слову «Свобода» существуют на сегодняшний день. (слайд 6
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Обсуждение (слайд 7)
- Что значит быть свободным?
- Для чего нужна свобода?
- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
У: Посмотрим на изображения и скажем , кто из представленных пар чувствует себя свободным. ( слайд 9)
IV. Работа с притчей.
Восточная притча (слайд 10)
(11 слайд) Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?
(12 слайд) Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой путь выбрали бы вы, ребята? (слайд 13)
(14 слайд) Вывод. Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
V. (15 слайд) Чтение статьи на странице 22-23
- Найти ответы на вопросы.
- Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
-Как должен поступать добродетельный человек?
-Что такое моральный конфликт?
VI. Мой выбор (слайд 16)
Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.
Обсуждение ответов. (слайды 17 – 19)
(20 слайд)Вопросы по сказкам : 1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?
2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
VII. (21 слайд) Итог – тестовое задание
1. Что такое свобода?
а) Это способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.
б) это делать то, что хочется.
в) гулять одному по улице.
- Что такое моральный выбор?
а) Это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится.
б)выбор в пользу всеобщей морали.
в) это выбор того, чего больше хочется.
3. Что влияет на выбор?
а) стойкость характера.
б)окружающие люди.
4. Всегда ли у человека есть выбор?
а) да.
б) нет
5. Вы - свободные люди?
а)Да.
в) Не знаю.
VIII. Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Все ли было понятно? Если «да», то поднимите цветного голубка, если «нет» - не закрашенного.
Домашнее задание
Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.
В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?
Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации
морального выбора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...