Проект урока ОРКСЭ "Добро и зло" 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Урок ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 класс.

Учитель начальных классов – Антонова Т.А.

Урок 7. (1 из 2-х)

Тема: «Добро и зло»

Цель урока:

создать условия для формирования у учащихся представлений о добре и зле, нравственных качеств  (доброта, отзывчивость и др.)

Задачи:

  • Создать ситуацию для дискуссии о добре; зле;
  • Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о добре,  зле;
  • Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Твори добро»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

  • Беседа;
  • Самостоятельная работа со словарем;
  • Творческая работа в группах;
  • Работа в парах;
  • Мозговой штурм;
  • Визуальное восприятие;
  • Устные высказывания на тему;
  • Подготовка к творческим заданиям

Основные термины и понятия: добро, зло,  доброта, отзывчивость, взаимопощь


Ход урока

Организационный момент
Давайте посмотрим  друг на друга, улыбнёмся, подарим  друг другу частичку своего тепла,   пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

Актуализация

  1. Вспомните, о чем говорили на предыдущем уроке. Что такое мораль, в чем ее особенности? (мораль определяет общество, она нигде не записана, нарушение норм морали ведет к осуждению обществом, угрызению совести).
    На какое слово в определении обращаем особое внимание (регулирующее поведение и поступки)
    А нужно ли регулировать?
  2. Рассмотрите карточки, что общего в них (жизненные ситуации, люди совершают поступки), отличного?

Фрагмент мультфильма или чтение учителем текста

  1. О каких двух понятиях идет речь? (добро и зло).
  2. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
    Тема: Добро и зло.  Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. Какие ассоциации возникают у вас при словах  добро, зло?

 Целеполагание

  1. Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
    Попробуйте догадаться, какие слова пропущены в этом древнекитайском изречении:
     
    «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Объясните почему. Какое слово повторяется дважды? Почему?
  2. Что бы вы хотели узнать?

Разобраться, что такое Д и З, почему люди ценят добро и осуждают зло и т.д

Открытие нового знания

  1. Рассмотрите текст в рамочке на с.12.  Как  по-другому можно его назвать? (план). Какое умение развиваем, работая по плану? (умение планировать). Зачем нам это умение?
  2. Прочитаем 1 пункт плана, порассуждаем, что же такое добро? Откуда можно получить информацию? (словарь, жизненный опыт свой и др. людей, каким образом мы получаем информацию из опыта др., через пословицы, сказки, притчи)
    Работа со словарем         Вывод запишем на лист

Сказка

Вывод: В сказках добро побеждает зло, а герои, делающие добро всегда награждены.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Поэтому и со сказками мы знакомимся с раннего детства. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости и боролись со злом.

3 группа- работа с пословицами  (в парах)        

Вывод:  Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о нравственных(моральных) ценностях того или иного народа.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.


Работа с однокоренными словами                  

Вывод: Человека обладающего такими качествами можно назвать добрым.
Не случайно в середине, сердце  цветка слово добро, почему? Люди, обладающие такими качествами,  несут в своем сердце добро.

Как называется качество человека, который стремится делать добро?  (доброта)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Ожегов).
Лев Толстой говорил: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
Почему?
Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым.
Есть множество высказываний по этому поводу.
 «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро» (Л. Н. Толстой)
Как понимаете? (делай добро искренне и бескорыстно)
Обратимся к учебнику                 Запишем добро - нравственная ценность, образец поступков
И золотое правило:  делай добро искренне и бескорыстно
Физминутка 
Утро доброе настало,
Солнышко давно уж встало.
Ну и ты давай вставай,
Чудо глазки открывай.
Посмотри вокруг как классно!
Всё ликует, всё прекрасно,
Будет утро добрым ясно.
И дарить добро согласно. 

  1. А что такое зло? Ваше мнение.
    В словаре Ожегова  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми,  побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»  
    Как можно назвать поступки, противоречащие нормам морали? (иначе побуждает совершать аморальные поступки)
    Обратимся к учебнику стр.13 
    Запишем (то что разрушает личность и отношения между людьми)
    Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.   И человеку постоянно приходится делать выбор - выбор между добром и злом.  Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
    «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В.О.Ключевский.
    Что имел в виду автор этого высказывания? (мало совершать добрые поступки, надо еще уметь не совершать аморальные поступки)
    Видео         Послушайте, что говорит об этом народная мудрость.
    В чем заключается основная мысль притчи? (зло оставляет шрамы)
    Чему учит притча? (не допускай зла, предотвращай его).
     А что говорит нам об этом учебник? (с.13. Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро)
    Запишем золотые правила, которые нам пригодятся на следующем уроке, где мы уже в конкретных ситуациях будем рассуждать о добре и зле.

Рефлексия

О каких понятиях мы сегодня рассуждали? Заставил ли вас наш урок  задуматься? Что для себя узнали нового, поняли?
И закончить мне б хотелось  притчей

В одном городе жил мастер и было у него много учеников. Вот один ученик задумался «А есть ли вопрос,  на который мастер не знает ответа?» Пошел на луг,  поймал самую красивую бабочку и спрятал в ладони. Ученик думал «Спрошу мастера, какая у меня в руках бабочка? Если он ответит живая, то я сомкну ладони, и мастер поймет, что ошибся. Если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и мастер увидит живую бабочку». Так и сделал. Пришел и спросил мастера «Какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?»
Что ответил мастер?

        А у вас какая бабочка -  живая или мертвая?  К чему вы хотели бы стремиться, добру или злу? Раскрасьте ее в тот цвет, который бы помог нам это понять.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....

Проект урока математики в 4 классе

Тема: Деление на числа, оканчивающиеся нулямиЦели:образовательные:   повторить   и   обобщить   знания   детей   по   теме...

Проект урока музыки в 4 классе "Как появилась песня"

Цели и задачи урока:1. Познакомить детей с жанрами народной песни2. Показать, что народные песни связаны с жизненными образами3. Воспитать интерес и любовь к народной музыке и народному творчеству4. Р...

Проект урока русского языка 1 класс "Правописание ЦИ - ЦЫ"

Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулирова...

Проект урока математики с УУД "Классы чисел. Сетка классов"

Проект урока математики  с УУД по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова  "Классы чисел. Сетка классов"...

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» (авт. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс , часть 2, урок 15)

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа»  Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...