Проект урока ОРКСЭ "Добро и зло" 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Курс ОРКСЭ
Модуль: «Светская этика».
4 класс.
Учитель начальных классов – Антонова Т.А.
Урок 7. (1 из 2-х)
Тема: «Добро и зло»
Цель урока:
создать условия для формирования у учащихся представлений о добре и зле, нравственных качеств (доброта, отзывчивость и др.)
Задачи:
- Создать ситуацию для дискуссии о добре; зле;
- Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о добре, зле;
- Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.
Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Твори добро»
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Виды деятельности на уроке:
- Беседа;
- Самостоятельная работа со словарем;
- Творческая работа в группах;
- Работа в парах;
- Мозговой штурм;
- Визуальное восприятие;
- Устные высказывания на тему;
- Подготовка к творческим заданиям
Основные термины и понятия: добро, зло, доброта, отзывчивость, взаимопощь
Ход урока
Организационный момент
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим друг другу частичку своего тепла, пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.
Актуализация
- Вспомните, о чем говорили на предыдущем уроке. Что такое мораль, в чем ее особенности? (мораль определяет общество, она нигде не записана, нарушение норм морали ведет к осуждению обществом, угрызению совести).
На какое слово в определении обращаем особое внимание (регулирующее поведение и поступки)
А нужно ли регулировать? - Рассмотрите карточки, что общего в них (жизненные ситуации, люди совершают поступки), отличного?
Фрагмент мультфильма или чтение учителем текста
- О каких двух понятиях идет речь? (добро и зло).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Тема: Добро и зло. Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. Какие ассоциации возникают у вас при словах добро, зло?
Целеполагание
- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Попробуйте догадаться, какие слова пропущены в этом древнекитайском изречении:
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Объясните почему. Какое слово повторяется дважды? Почему? - Что бы вы хотели узнать?
Разобраться, что такое Д и З, почему люди ценят добро и осуждают зло и т.д
Открытие нового знания
- Рассмотрите текст в рамочке на с.12. Как по-другому можно его назвать? (план). Какое умение развиваем, работая по плану? (умение планировать). Зачем нам это умение?
- Прочитаем 1 пункт плана, порассуждаем, что же такое добро? Откуда можно получить информацию? (словарь, жизненный опыт свой и др. людей, каким образом мы получаем информацию из опыта др., через пословицы, сказки, притчи)
Работа со словарем Вывод запишем на лист
Сказка
Вывод: В сказках добро побеждает зло, а герои, делающие добро всегда награждены.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Поэтому и со сказками мы знакомимся с раннего детства. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости и боролись со злом.
3 группа- работа с пословицами (в парах)
Вывод: Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о нравственных(моральных) ценностях того или иного народа.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Работа с однокоренными словами
Вывод: Человека обладающего такими качествами можно назвать добрым.
Не случайно в середине, сердце цветка слово добро, почему? Люди, обладающие такими качествами, несут в своем сердце добро.
Как называется качество человека, который стремится делать добро? (доброта)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Ожегов).
Лев Толстой говорил: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
Почему?
Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым.
Есть множество высказываний по этому поводу.
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро» (Л. Н. Толстой)
Как понимаете? (делай добро искренне и бескорыстно)
Обратимся к учебнику Запишем добро - нравственная ценность, образец поступков
И золотое правило: делай добро искренне и бескорыстно
Физминутка
Утро доброе настало,
Солнышко давно уж встало.
Ну и ты давай вставай,
Чудо глазки открывай.
Посмотри вокруг как классно!
Всё ликует, всё прекрасно,
Будет утро добрым ясно.
И дарить добро согласно.
- А что такое зло? Ваше мнение.
В словаре Ожегова «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»
Как можно назвать поступки, противоречащие нормам морали? (иначе побуждает совершать аморальные поступки)
Обратимся к учебнику стр.13
Запишем (то что разрушает личность и отношения между людьми)
Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного. И человеку постоянно приходится делать выбор - выбор между добром и злом. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В.О.Ключевский.
Что имел в виду автор этого высказывания? (мало совершать добрые поступки, надо еще уметь не совершать аморальные поступки)
Видео Послушайте, что говорит об этом народная мудрость.
В чем заключается основная мысль притчи? (зло оставляет шрамы)
Чему учит притча? (не допускай зла, предотвращай его).
А что говорит нам об этом учебник? (с.13. Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро)
Запишем золотые правила, которые нам пригодятся на следующем уроке, где мы уже в конкретных ситуациях будем рассуждать о добре и зле.
Рефлексия
О каких понятиях мы сегодня рассуждали? Заставил ли вас наш урок задуматься? Что для себя узнали нового, поняли?
И закончить мне б хотелось притчей
В одном городе жил мастер и было у него много учеников. Вот один ученик задумался «А есть ли вопрос, на который мастер не знает ответа?» Пошел на луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал в ладони. Ученик думал «Спрошу мастера, какая у меня в руках бабочка? Если он ответит живая, то я сомкну ладони, и мастер поймет, что ошибся. Если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и мастер увидит живую бабочку». Так и сделал. Пришел и спросил мастера «Какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?»
Что ответил мастер?
А у вас какая бабочка - живая или мертвая? К чему вы хотели бы стремиться, добру или злу? Раскрасьте ее в тот цвет, который бы помог нам это понять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"
Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....
Проект урока математики в 4 классе
Тема: Деление на числа, оканчивающиеся нулямиЦели:образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме...
Проект урока музыки в 4 классе "Как появилась песня"
Цели и задачи урока:1. Познакомить детей с жанрами народной песни2. Показать, что народные песни связаны с жизненными образами3. Воспитать интерес и любовь к народной музыке и народному творчеству4. Р...
Проект урока русского языка 1 класс "Правописание ЦИ - ЦЫ"
Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулирова...
Проект урока математики с УУД "Классы чисел. Сетка классов"
Проект урока математики с УУД по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова "Классы чисел. Сетка классов"...
Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» (авт. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс , часть 2, урок 15)
Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...