Проект урока русского языка 1 класс "Правописание ЦИ - ЦЫ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулировали правило. Эти знания станут результатом исследовательской работы учащихся под руководством учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование правописания ЦИ-ЦЫ в словах и создание модели правила. | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Учитель: Куликова Ирина Геннадьевна
Школа: № 124 г.Н.Новгород
Класс: 1А
Предмет: русский язык
Программа: развивающее обучение по программе Д.Б.Эльконина –
В.В.Давыдова
Тема урока: «Правописание ЦИ –ЦЫ»
Задача урока: открыть способ обозначения звука [Ы] после Ц
Цели:
Образовательные: в ходе исследовательской работы приобрести знания о правописании ЦИ-ЦЫ в словах русского языка
Развивающие: в ходе исследовательской деятельности ребята узнают, что в середине слова пишется ЦИ, в конце слова пишется ЦЫ, узнают, что из этого способа есть слова исключения, которые надо запомнить;
Воспитательные: должны понять, что полученные знания делают их грамотнее; воспитывать в ребятах дух сотрудничества, сплоченности.
Ход урока
I этап. Мотивационно-ориентировочный
1.Вхождение в контакт.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтобы грамотными быть,
Много надо нам учить.
2. Создание ситуации успеха.
- Открыли тетради.
- Выполняем задание по чистописанию. Во время проверки я заранее записала задания в тетради.
- Что мы проходили на прошлом уроке русского языка? (Мы учились писать слова с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. )
- Давайте проверим, как мы умеем применять правила во время письма. На доске звуковые схемы слов. Записать эти слова буквами, через запятую.
[ Щ’УКА ], [Ч’АС],[ [ПРУЖИНА],[УШИ],[ УЧ’УС’],[Ч’АЩ’А].
- Сделаем взаимопроверку. Если найдете ошибку, то ее не исправляем, а ставим палочку на полях, чтобы ребята сами ее нашли и исправили. Что будем оценивать? (Правильность)
- Поднимите руки, кто справился с работой? Молодцы!
II. Исполнительный.
1.Ситуация разрыва знаний
- Раз мы с вами так хорошо справляемся с заданиями, то просьбу Знайки вы точно выполните. Он уехал по делам и попросил нас проверить сочинение Незнайки о том, как он провел выходной. Я распечатала его, чтобы каждый из вас попробовал применить свои знания. (На партах ребят лежит текст сочинения. Дети работают на этом листочке.)
В воскресенье я был в цырке. Там были жывотные. Медведь выступал на мотоцыкле. Его нарядили в цыгана. Потом выступали жонглеры – удальцы. Но мне понравились воздушные акробаты. Они кружылись на канатах и были похожы на два облака. Все были молодцы! |
- Проверяем, что получилось.
(Во время проверки должен возникнуть спор о правописании слов с [ЦЫ]. У ребят уже есть представление о том, что в русском языке имеет место написание слов с ЦИ и ЦЫ.)
- Что стало причиной нашего спора? (Мы не знаем когда [ЦЫ] пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)
- Кто может сделать на доске модель нашего незнания. (На доске появляется запись ЦИ ? ЦЫ)
2. Постановка учебной задачи.
- Причина серьезная. Получается, мы не справились с просьбой Знайки и не помогли ему. А он так на нас надеялся. Что будем делать? (Надо узнать когда [ЦЫ] пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)
- А когда мы этим займемся? (Давайте сейчас на уроке.)
- Вы все согласны? (Да)
3. Планирование исследования.
- Для нас это новые знания? (Да) (Если ребята скажут, что они уже встречались с такими словами и написание некоторых из них знают, то надо выяснить достаточно ли этих знаний.)
- Как можно получать новые знания? (Из учебника, спросить у взрослого, открыть самим )
- Какой способ выберем? ( Выбираем последний, хотя остальными быстрее и проще, но это будет не наше открытие, и такие знания мы можем быстро забыть)
- Что нужно исследовать, чтобы найти способ обозначения звука [Ы].
(Подвожу детей к тому, что на уроке русского языка мы работаем со словами, поэтому и исследовать нужно слова)
- Нам потребуются любые слова? (Нет, только те, где есть сочетание [ЦЫ])
- Где можно их взять? (В книгах, попросить написать взрослого человека. )
- Предположим, мы нашли такие слова, выписали их. Что будем делать дальше? (Надо разделить их на столбики с ЦИ и ЦЫ. Сравнить. Сделать выводы.)
- Мы спланировали нашу работу? (Да)
-Давайте еще раз повторим план работы. Я буду записывать его на доске
Найти и выписать слова с [ЦЫ] в 2 столбика
ЦЫ ЦИ
Сравнить
Вывод. (Словами или схемой)
- Как будем работать? (В группах.)
(Дети разбиваются на группы)
- Так как времени у нас не очень много, то я уже подобрала несколько рассказов из книг, отрывки из стихов и сама написала вам несколько слов.
(Я предлагаю детям для работы тот материал, который приготовила заранее)
1 группе - подборку стихов
(материал печатается крупным шрифтом на отдельном листке и выдается группе)
2 группе – напечатанные на листке рассказы из Букваря В.В.Репкина Часть 2 «Как Цып проклюнулся», «Мишки-борцы».
3, 4 группе – набор слов с правописанием ЦИ-ЦЫ
Ребята начинают работу.
МИШКИ-БОРЦЫ
В цирке выступали мишки-борцы.
Они не царапали друг друга, не кусали.
Они вели себя спортивно, честно. Молодцы, мишки! В конце концов, два медвежонка побороли медведя-папу. Клоун угостил храбрецов леденцами. А взрослому медведю дал сахару.
КАК ЦЫП ПРОКЛЮНУЛСЯ
В конце концов Цып сообразил:
- Что-то тут темновато!
И проклюнулся: ударил клювом по скорлупе и пробил оконце. Тогда Цып привстал на цыпочки и увидел солнце.
А под ним двор, взрослых птиц и незнакомого птенца.
- Привет, Цып! – сказал незнакомец. – Выходи на улицу: подеремся, попетушимся.
- Цыц! – сказала мама-курица. И вдруг заметила:
- Вы поглядите! Они все на одно лицо!
- Ничего страшного, - ответил цыплёнок по имени ЦыЦ. – Мы же близнецы. Верно, братец Цып?
- Верно, верно! – обрадовался Цып. – Нам никогда не будет скучно.
И они побежали к другим цыплятам.
Цифры, удальцы, мотоцикл, цирк, цыпленок, цыган, цитрус, огурцы, молодцы, цыпки, циркуль, борцы, цинк, скворцы, певцы.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ВЫВОД: После Ц пишем букву И ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
После Ц пишем букву Ы ______________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Мы проворные сестрицы- Отцы поднимают младенцев, - Птицы, птицы, как живёте? На прогулке | Возвратились три гусёнка, Вот один иль единица, А вот это цифра два. Выгибает двойка шею, А за двойкой – посмотри - - Что за станция такая - |
(1 и 2 группе дополнительно дается бланк для заполнения итогов рассуждения)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
ВЫВОД: После Ц пишем букву И ________________________________
_____________________________________________________________
После Ц пишем букву Ы _______________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Моделирование способа
(Свои работы группы вывешивают на доску. Затем выходит ответственный и рассказывает, какой вывод сделали из своих наблюдений, как это записали. Выясняется, что есть слова исключения.)
В результате делаем общий вывод:
После Ц пишем букву Ы в конце слова.
После Ц пишем букву И в середине слова.
Буква Ы после Ц пишется в середине слова в словах
исключениях.
В результате сравнения, выводов формулируем правило и создаем модель этого правила.)
[ЦЫ]
ЦИ………. ………..ЦЫ
(цирк) (огурцы)
ЦЫ………
цыган
цыпочки
цыпленок
цыц
цып
Эту модель ребята затем переписывают себе в тетрадь открытий.
III. Рефлексивно-оценочный этап
- Что за важное открытие мы с вами сегодня сделали? (Произносят правило)
- Сейчас мы можем выполнить просьбу Знайки? (Да)
- Давайте возьмем рассказ Незнайки и еще раз внимательно его проверим.
- Что у нас получилось? (Дети читают и объясняют)
- Мы с вами молодцы. Правило открыли, сочинение проверили. А Незнайка от этого стал умнее? (Нет)
- Мы можем ему помочь? (Да)
- Как это можно сделать? (Рассказать ему это правило и научить его им пользоваться)
- Давайте мы договоримся. Сначала вы этому способу обозначения звука Ы после Ц попробуйте научить дома своих родных. Потом научим Незнайку.
А завтра узнаем что у вас получилось.
- А это правило нам надо только для того, чтобы Незнайку научить? (Чтобы самим быть грамотными)
- Вам было интересно сегодня?
- Что больше всего запомнилось?
- Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за сотрудничество.
( На следующем уроке в ходе исследовательской работы модель преобразуется. Выясняем, что этот способ работает для ударного гласного звука Ы после Ц. В остальных случаях это другое правило. Идет преобразование модели и отработка способа. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка
Представлена таблица с проектом урока русскогоязыка во 2-ом классе по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений"...
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»
Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....
Проект урока русского языка в 4 классе (по ФГОС) Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2. Тема урока: Сочинение по репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Сочинение по репродукции И.Грабаря "Февральска лазурь"...
Проект урока русского языка русский язык 2 класс
Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...
Проект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица» (по курсу «Русский язык», автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Представлен проект урока русского языка с использованием электронного приложения к уроку.....