Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Селямина Любовь Алексеевна

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

Проект урока по русскому языку

 во 2 классе

Тема:  «Алфавит»

                                                           

                                            Учитель: Селямина Любовь Алексеевна

2010 год

Психолого-педагогическая характеристика класса

Во втором классе МОУ Новомирской основной общеобразовательной школы учатся 11 человек. Из них 7 девочек и 4 мальчика. Все учащиеся одного возраста. Состояние здоровья – удовлетворительное, поэтому предлагаемая структура урока может быть применена для всех ребят одинаково. По развитию класс можно разделить на 3 группы.

I группа (4 ученика) – дети активны на уроке, быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, выделять главное, обобщать. Дети любознательны, развиты познавательные процессы, обладают стремлением пополнять свои знания, расширять кругозор. С удовольствием общаются с товарищами, оказывают посильную помощь.

II группа (5 учеников) – эти дети усваивают материал на программном уровне. Процесс торможения преобладает над процессом возбуждения. Иногда им требуется повторение нужного определения, правила, алгоритма выполнения задания. Они требуют постоянного внимания и контроля со стороны учителя. Часто малоактивны на уроке, но умеют отвечать на поставленные вопросы, рассказывать. Рассуждают и делают выводы с помощью учителя или одноклассников.

III группа (2 ученика) – эти дети, обладающие слабыми способностями (из приёмной семьи и из неблагополучной семьи). Они плохо читают, затрудняются рассказывать, рассуждать, делать выводы. Для наиболее прочного усвоения материала  с ними приходится много работать дополнительно. Со стороны родителей действенной помощи нет. У них слабо развита речь, небольшой словарный запас. Они редко готовы к ответу.

Тема урока: Алфавит.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма: Урок с элементами игры.

Время: 35 минут.

Цель урока: ознакомление с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; формирование умения использовать алфавит на практике.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. Ознакомить  с алфавитом (азбукой);
  2. формировать умения использовать алфавит на практике;
  3. повторить правописание слов с чередованиями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;
  4. закрепить навыки письма (посадка, положение тетради).
  1. Развивающие:
  1. способствовать развитию орфографической зоркости;
  2. развивать речь, логическое мышление;
  3. обогащать словарный запас учащихся;
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать интерес к предмету;
  2. воспитывать любовь к окружающему миру, к природе;

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык» 2 класс (Т.Г.Рамзаева «Дрофа»-2009 г.)
  2. ПК
  3. Карточки с изображением различных предметов.
  4. Плакат «Алфавит»
  5. Сказочный герой – обезьянка Чичи.
  6. Смайлики.

Структура урока:

1.   Организационный момент –                 1 мин.
2.   Сообщение темы урока –                      1 мин.
3.   Чистописание –                                          5 мин.
4.   Объяснение нового материала -           5 мин.
5.   Закрепление нового материала  -         7 мин.                      
6.   Физкультминутка –                                3 мин.
7.   Работа с учебником–                              6 мин.
8.   Повторение –                                          5 мин.
9.  Домашнее задание –                               1 мин.
10. Итог урока –                                           1 мин.

Ход урока

Теоретическое обоснование

1. Организационный момент 

       1)   Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

          Я желаю всем добра.

2) Сегодня нас ждёт много интересного.

2. Сообщение темы урока

Учитель: Отгадайте загадку:

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые,

Встанут  в ряд –

Сейчас заговорят.  (буквы)

Сегодня мы не представляем свою жизнь без букв, без письма и чтения. Как появились первые буквы, где их можно увидеть всех вместе , в каком порядке они расположены и почему – на эти вопросы и поможет ответить наш урок.

3. Чистописание

Ещё одна загадка:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можно и нарисовать, называюсь я … (тетрадь)

-Какой звук мы слышим в начале слова-отгадки? Какая буква обозначает его на письме?

-Сегодня на уроке работаем над строчной и заглавной буквами Тт.

Проговариваем алгоритм написания, называя элементы.

 (прописываем целую строку)

Работа над словарным словом «тетрадь»

  1. Кол-во букв
  2. Кол-во звуков (почему не совпадает?)
  3. Кол-во слогов
  4. Как можно перенести
  5. Ударение

(Прописать 3 раза на строке, запомнить!)

 4. Объяснение нового материала.

-Вы бываете в библиотеке? А книги там расположены в каком-то порядке или просто стоят на любом месте? А для чего это нужно?

А где ещё можно наблюдать похожий порядок? (фамилии в журнале, слова в словаре, расписание на вокзалах, …)

Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определённом порядке. И дали этому расположению название – АЛФАВИТ. Это слово составлено из первых двух греческих букв: «альфа» и «бета». Азбука – русское слово. («аз», «буки»).

Рассказ учителя:   История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знаком - условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова слог? Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было записать любое слово, мысль, рассказ. Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: аз, буки, чтобы получилась азбука название всех букв вместе, расставленных по порядку. В сущности, слово азбука можно считать переводом слова алфавит, которое произошло от первых двух букв греческой азбуки альфы и беты. Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда данным. Каждый народ приспосабливал ее к твоему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Одни приходилось изобретать, от других отказываться либо переделывать их. Постепенно буквы меняли и свой внешний облик. Они ложились на бок, поворачивались справа налево и слева направо, даже вставали на голову. Начиная свою жизнь рисунком иероглифом, многие из них изменялись так, что уловить связь между ними может только специалист. Непростой путь проделали все наши буквы. О каждой из них можно рассказать целую историю. Сначала было только 22 буквы, и все согласные, ими удавалось записать всю человеческую речь. Но когда буквы попали к грекам, они придумали и ввели гласные. Этот греческий алфавит и стал основой всей европейской письменности. Сейчас во всем мире десять алфавитов, и служат они сотням языков. Однако не всем. Существуют и ныне иероглифы знаки, изображающие не звук, а целое слово или его часть. Русский алфавит произошёл от славянского, созданного на основе греческого в 863 году двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием.

 (Взято из:  Образовательный портал №1 «УЧЁБА» http://www.ucheba.ru/referats/19351.html)

Рассматривание и чтение алфавита. (на доске, в учебнике). Обратить внимание на то, что каждая буква имеет своё название. Буквы необходимо называть правильно.

5. Закрепление нового материала.

Отгадайте, какая это буква и найдите карточку-рисунок со словом, начинающимся с этой буквы. (груши, жираф, Молчун (сказочный герой из «Мишки Гамми»), щука, чаща). Записываем поочерёдно эти слова через запятую в тетради и на доске.

Эта буква широка и похожа на жука.

Это – буква-кочерга. У неё одна нога.

Это сказочный герой, имя его начинается с 14 буквы алфавита.

А это слово начинается с 27 буквы русского алфавита.

Какая буква стоит на 25 месте?

(Повторить правила:

Заглавная буква в именах,

Написание чередований ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЩУ, ЩУ.)

Взаимопроверка.

6. Физкультминутка.

Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идем,
Высоко его прибьем.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали.

А сейчас цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!

Астры, лилии, тюльпаны

Какое слово в алфавитном порядке будет стоять первым? Последним? Почему?

7. Работа с учебником

На стр.52 дети отвечают на вопрос Почемучки.

Выполняются упр. 90 (устно), 91, 92.

-Что нужно знать, чтобы правильно выполнить эти задания? (алфавит).

 -Что же такое АЛФАВИТ? Прочитаем правило на стр. 53.

8. Повторение

Составьте разные слова, используя буквы в слове ЛЕСТНИЦА.  (Лес, лист, стена, сила, лиса, цена, настил).

Использование ПК. (анимированные буквы)

Придумайте предложение с одним из этих слов. Найдите главные члены в этом предложении.


Наша знакомая обезьянка Чичи выполнила это задание так:  (Начало предложения написано с маленькой буквы, гл.члены найдены неправильно). Кто сможет ей помочь и объяснить?

9. Домашнее задание. 

Упражнение 93, стр. 54. (Задание: В каком порядке нужно поставить книги?)

Мы теперь знаем, по какому принципу располагаются книги на полках в библиотеке. Дома тоже попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.

10. Итог урока. 

Что нового узнали на уроке?

Что же такое АЛФАВИТ? АЗБУКА?

Оцените свою работу (смайлики).

 Учитель: Я очень довольна вашей работой. Выставление оценок.

– Урок окончен. Спасибо всем.

Эмоциональный настрой на работу в доброжелательной обстановке. Цель этапа: создать атмосферу доверия, доброжелательности.

Настроить детей на учебную деятельность.

Подготовка детей к восприятию темы урока.

 

 

  

Вызвать интерес к работе

Следить за осанкой!

Работает зрительное восприятие Развитие аккуратности

Совершенствование каллиграфического письма

Упражнения над формой отдельных букв и соединений.

 Повторение правила переноса слова

Вопросно-ответная форма беседы Развитие логического мышления
Развитие умения доказывать свой ответ

 

 

 

 

  

 

 

Смена вида деятельности

  

Активизация познавательной деятельности

 

Развитие мышления, внимания, памяти

 Воспитывается умение внимательно слушать.

 

 

 

Работает зрительное восприятие

Развитие логического мышления.

Связь с уроком «Математика»

Развитие орфографической зоркости

Учебное сотрудничество.

Развивается умение оценивать чужую работу. Воспитывается уважение к мнению другого человека.

Снятие утомления с опорно-двигательного аппарата, глаз.

Воспитательный момент

Учатся рассуждать
Развитие умения доказывать свой ответ.

Выявление трудностей в усвоении материала каждым учеником.

Работает зрительное и слуховое восприятие.

Связь с уроком «Литературное чтение»

Развитие познавательного интереса

Индивидуальная работа у доски. Дифференцированный подход.

Смена вида деятельности.

Стимулирование интереса к учению.

Воспитательный момент

Развитие речи учащегося

Применение полученных знаний на практике.

Анализ проделанной работы.

Обобщение, выводы.

 

 

Рефлексия   

 

  

Самоанализ

Перед данным уроком были поставлены следующие задачи:

  1. Образовательные:
  1. Ознакомить  с алфавитом (азбукой);
  2. формировать умения использовать алфавит на практике;
  3. повторить правописание слов с чередованиями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;
  4. закрепить навыки письма (посадка, положение тетради).
  1. Развивающие:
  1. способствовать развитию орфографической зоркости;
  2. развивать речь, логическое мышление;
  3. обогащать словарный запас учащихся;
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать интерес к предмету;
  2. воспитывать любовь к окружающему миру, к природе;

По своему типу данный урок был уроком изучения нового материала (всего на изучение этой темы отведено 2 часа). Но знания по теме «Алфавит» у детей оставались с 1 класса  (литературное чтение). Поэтому урок прошёл активно, дети высказывали свои предположения, мысли.  

Урок был  насыщен игровыми моментами, наглядностью, использовался ПК, присутствовали проблемные моменты. Это помогло вовлечь детей в работу, сконцентрировать внимание, снять напряжение, развить интерес к каждому этапу урока.

Все этапы урока контролировались. Использовались различные виды контроля: со стороны учителя, самоконтроль, взаимопроверка. Урок был связан с окружающим миром, чтением, математикой.

В процессе урока были повторены изученные ранее правила, развивалась орфографическая зоркость, логическое мышление, пополнялся словарный запас («иероглифы», «письменность», и др.). На протяжении всего урока велась работа, направленная на развитие речи, дети давали полные ответы, правильно произносили слова.

Во время письма контролировалась правильная посадка детей, положение тетради, ручки. Действия, как учителя, так и учеников, были направлены на аккуратное и правильное написание букв и соединений. По отношению к детям применялся индивидуальный подход. Психологическая атмосфера всего урока была спокойной, доброжелательной.
Урок имел много воспитательных моментов, направленных на привитие любви  к своей маме (физ.минутка), окружающему миру, на доброжелательное отношение друг к другу.

Во время ведения урока выяснилось, что учитель допустил ошибку, на которую дети наперебой указали. (Имя сказочного героя не «Молчун», а «Ворчун»). Это опять же помогло сконцентрировать внимание, до конца урока ребята тщательно следили за действиями учителя и старались отыскать ещё какой-нибудь промах. Для себя я сделала вывод, что нужно быть более осторожной и проверять сомнительную информацию из каких-то надёжных источников.

Ещё я решила, что на следующем уроке обязательно запланирую работу с орфографическими словариками. Это позволит тут же на практике применить полученные знания.

Подобранный материал позволил достигнуть запланированной цели. Объём учебного материала и сложность информации учтены с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся.

ВЫВОД:  Задачи, поставленные перед уроком, выполнены, урок достиг своей цели.

Л е с т н и ц а

Лес       Лист

Стена   Сила

Лиса     Цена

Настил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка

Представлена таблица с проектом урока русскогоязыка во 2-ом классе по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений"...

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»

Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...