Рабочая программа по физической культуре. 1 класс
план-конспект урока по физкультуре (1 класс) по теме

Просвирнина Валентина Алексеевна

Рабочая программа разработана на основе ФГОС начального образования и авторской программы В И. Ляха. Она включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику программы, место предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты освоения программы, содержание программы и материально-техническое обеспечение .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizicheskoy_kulture._1_klass.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы В.И. Ляха «Физическая культура» 1-4 классы: М.: Просвещение, 2014

Особенностью Рабочей программы является включение в третий урок спортивных, народных подвижных игр, соревновательно - игровых упражнений.

Цели и задачи.

Целью физического воспитания в школе является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

 - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

 - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

 - формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

 - приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

 - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

   Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Компетенции выражаются в межпредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

 - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

 - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

 - умение доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Место предмета в учебном плане

Программа для 1-х класса рассчитана на 99 учебных часов  при трехразовых занятиях в неделю.

Программный материал имеет две части инвариативную (базовую часть) и вариативную:

на инвариативную  часть отводится 66 часов, на вариативную часть отводится 33 часа.

Ценностные ориентиры

   Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Программа для 1-х классов рассчитана на 99 учебных часов  при трехразовых занятиях в неделю.

Программный материал имеет две части инвариативную (базовую часть) и вариативную:

на инвариативную  часть отводится 66 часов

на вариативную часть отводится 33 часа.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Личностные результаты:

 – активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения т доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

 - проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 - оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Межпредметные результаты:

 - характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

 - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

 - общение и взаимодействие со сверстниками на принципе взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

 - обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

 - организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

 - планирование собственной деятельности, распределение нагрузки организация отдыха в процессе её выполнения;

 - анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

 - видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

 - оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

 - управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

 - технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

 - планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

 - изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

 - представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

 - измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

 - оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

 - организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

 - бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;

 - организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

 - характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

 - взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

 - объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

 - подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

 - нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

 - выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техническом уровне, характеристика признаков технического исполнения;

 - выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

 - выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.

Демонстрировать:

Физические

способности

Физические

упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30м с высокого старта с опорой на руку (сек)

6,5

7,0

силовые

Прыжок в длину с места, см

Сгибание рук в висе лёжа (к-во раз)

130

5

125

4

к выносливости

Бег 1000м

Передвижение на лыжах 1,5км

Плавание произвольным стилем 25м

Без учёта времени

Без учёта времени

Без учёта времени

к координации

Челночный бег 3х10м, сек

11,0

11,5

Двигательные умения, навыки и способности:

В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180-360 град.; проплывать 25м.

   В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1кг одной и двумя руками из различных исходных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10м для мальчиков и 7м для девочек.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1кг, гантелями массой 0,5-1кг с соблюдением правильной осанки);лазать по гимнастической лестнице, канату и др. на расстояние 4м; слитно выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100см; ходить по бревну высотой 50-100см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180 град., приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, седов; выполнять висы и упоры; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.

В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстоянии до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол).

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей, с учётом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощённым правилам).

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.

   Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием.

Содержание программы

 Знания о физической культуре.

 Физическая культура.Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

   Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви, инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

   Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств, проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование.

   Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушения осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

   Спортивно-оздоровительная деятельность.

Основная

направленность

Подвижные игры

На закрепление и совершен-

ствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентировке в пространстве

«К своим флажкам»

«Два мороза»

«пятнашки»

На закрепление и совершенствование навыков

в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

«Прыгающие воробушки»

«Зайцы в огороде»

«Лисы и куры»

На закрепление и совершенствова-

ние метаний на дальность и точность, развитие способностей к диф-

ференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей

«Кто дальше бросит»

«Точный расчёт»

«Метко в цель»

На овладение элементарными умениями в ловле, бросках,

передачах и ведении мяча

Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию,параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

«Играй, играй, мяч не теряй»

«Мяч водящему»

«У кого меньше мячей»

«Школа мяча»

«Мяч в корзину»

«Попади в обруч»

На материале спортивных игр: футбол

Удар по неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча, ведение мяча. Подвижные игры на материале футбола.

На материале спортивных игр: волейбол

Подбрасывание мяча, подача мяча, приём и передача мяча, подвижные игры на материале волейбола.

На знания о физической культуре

Названия и правила игры, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности

Самостоятельные занятия

Броски, ловля и передача мяча, удары и остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами

Основная направленность

Гимнастика с основами акробатики

На освоение общеразвивающих упра-

жнений с предметами, развитие координационных, силовых способ-

ностей и гибкости

Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, набивным мячом (1кг), обручем, флажками

На освоение акробатических упражнений и развитие

 координационных способностей

Группировка; перекаты в группировке, лёжа на животе и из упора стоя на коленях

На освоение навыков лазания и перелезания, развитие координационных

 и силовых способностей, правильную осанку

Лазанье по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку

На освоение навыков равновесия

Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 град; ходьба по рейке гимнастической скамейки

На освоение акробатических упражнений и развитие

 координационных способностей

Акробатические комбинации

На освоение опорных прыжков и развитие координационных способностей

Опорный прыжок на горку матов, наскок на козла и соскок прогнувшись

на освоение строевых упражнений

Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!»

На освоение общеразвивающих упра-

жнений без предметов, развитие координационных способностей, силы, гибкости, а также правильной осанки

Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении

Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук

Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности

На знания о физической культуре

Названия снарядов и гимнастических  элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание

Самостоятельные занятия

Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений

Основная направленность

Легкоатлетические упражнения

На освоение навыков ходьбы и развитие

 координационных способностей

Обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом.

Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей

Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150м; с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.); по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3х5,3х10м; эстафеты с бегом на скорость

На совершенствование навыков бега и развитие выносливости

Равномерный, медленный до 3 мин. Кросс по слабопересечённой местности до 1км

На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей

Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5-15м)

Бег с ускорением от 10 до 15м

Соревнования (до 60м)

На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90 град.; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30-40см) с 3-4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Игры с прыжками с использованием скакалки

На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания, на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель (2х2м) с расстояния 3-4м.

Бросок набивного мяча (0,5кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность

На знания о физической культуре

Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту

Самостоятельные занятия

Равномерный бег до 6мин.

Соревнования на короткие дистанции (до 30м).

Прыжковые упражнения на одной и двух ногах.

Прыжки через небольшие естественные вертикальные (высотой до 40см) и горизонтальные (до 100см) препятствия.

Броски больших и малых мячей, других лёгких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой)

Учебно-методические средства обучения

В. И. Лях Физическая культура 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2014г.

Мультимедийный проектор

Ноутбук

DVD- диски

Стенка гимнастическая

Бревно гимнастическое напольное

Скамья атлетическая горизонтальная

Маты гимнастические

Мяч набивной

Скакалка гимнастическая

Обруч гимнастический

Прыжковая яма

Барьеры легкоатлетические тренировочные

Сектор для прыжков в длину с места

Рулетка измерительная

Щит баскетбольный с кольцом и сеткой

Мячи баскетбольные

Стойки волейбольные

Сетка волейбольная

Мячи волейбольные

Мячи футбольные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...