Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина"Основы светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_svetskoy_etiki_rabochaya_programma.doc | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Средняя общеобразовательная школа №7″
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ "СОШ №7″
________________ _____________ Э.Э. Казимова _________ С.М. Левчева
« _____» __________ 2012г. « ___» ___________ 2012г. Пр. № 138 от 01.09.2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по учебному предмету « ОРКСЭ»
для 4 «Б» класса
на 2012-2013 учебный год
Программу составила:
учитель начальных классов
Хазова Ирина Викторовна
г. Троицк
2012г
Содержание
- Пояснительная записка
- статус программы
- перечень нормативных документов, на основании которых составлена рабочая программа;
- цель и задачи рабочей программы;
- обоснование выбора программы, системы обучения и учебно-методического комплекса;
- учебно-тематический план (описание и обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы).
2.Результаты освоения курса «Основы светской этики»
3.Тематическое планирование
4.Календарно-тематическое планирование
- планируемые и фактические сроки проведения учебных занятий;
- наименование темы;
- форма организации учебной деятельности;
- количество часов;
- домашнее задание;
- корректировка и др.
5.Перечень компонентов учебно-методического комплекса
- учебный комплект (учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание),
- учебно-методическое пособия,
- цифровые образовательные ресурсы
- учебно-методические пособия.
6.Диагностика и мониторинг освоения курса ОРКСЭ
7.Материально-техническое обеспечение
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль « Основы светской этики».
1.Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету «ОРКСЭ» является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» на 2012-2013 учебный год.
Основанием для разработки рабочей программы по учебному предмету «ОРКСЭ» являются следующие нормативные документы:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 26 августа 2011г.№ 103/5002 «Об изучении предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих ФГОС НОО»;
-Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16. 06. 2011 года № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2012 № 2885,зарегистрирован Минюстом России от21.02.2012г рег №23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».
- Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области 18. 07. 2012 № 103/4275 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»
- Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.11г, №103/4275 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»;
-Учебный план МБОУ «СОШ №7» на 2012-2013 учебный год, приказ №138 от01.092012г по МБОУ СОШ № 7.
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), утверждённое директором МБОУ СОШ №7 (приказ № от 135 от 01.09.2012
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики».
Модуль «Основы светской этики» по авторской программе М.Т. Студеникина обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и программы к модулю курса.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
3. Результаты освоения курса «Основы светской этики»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
*формирование семейных ценностей;
*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
*развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
*Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
*понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
*формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
* становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
*осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
*умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен
*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия..
3. Тематическое планирование (34 часа)
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 | |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 | 16 | |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12 | 12 | |
4. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | 5 | |
Итого | 34 | 34 |
Содержание курса
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
4.Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема | Содержание | Домашнее задание | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | Кол-во часов | ||
по плану | по факту | по плану | по факту | |||||
1 | Введение в предмет Россия - Родина моя | Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. | С. 6-12, подобрать пословицы о Родине | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. | 05.09 | |||
2 | Этика и этикет | Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки родственных слов. Значение вежливости. | С. 17-22, составить правила этикета | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них | 12.09 | |||
3 | Этика и мораль | Значение вежливости. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, её категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика. | С. 22-24. Разбор ситуации с. 26 | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам. | 19.09 | |||
4 | Вежливость | Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. | С. 27-32. Составить правила вежливости, помощь с. 33 №5 | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. | 26.09 | |||
5 | Этикет приветствия | Понятия здравствуйте, привет. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. | С. 36-38 разбор ситуации | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. | 03.10 | |||
6 | Добро и зло | Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. | С. 39-45 Акция «Спешите делать добро» (подарки для будущих первоклассников | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. | 10.10 | |||
7 | Благожелательность | Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. | С. 45-49 Составить дневник «добрых дел» | Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. | 17.10 | |||
8 | Дружба и порядочность | Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. | С. 50-56 вопрос №3 | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. | 24.10 | |||
9 | Отношения в классном коллективе | Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. | С. 57-60, разбор ситуации с.60 №2 | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. | 31.10 | |||
10 | Честность и искренность | Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. | С. 61-69, инсценирование корейской сказки «Честный мальчик» | Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом. | 14.11 | |||
11 | Гордость и гордыня | Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. | С. 70-74. разбор ситуации №5 | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня. | 21.11 | |||
12 | Обычаи и обряды русского народа | Что такое обычай и обряд. Из истории русского обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом – солью. Особенности бракосочетания в современной России. | С. 79- 83, сообщение о русских обрядах | Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. | 28.11 | |||
13 | Этикет царского обеда. | Этикет царского обеда. | С. 85-86, составить меню царского обеда | Иметь представление о правилах этикета за столом. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. | 05.12 | |||
14 | Терпение и труд | Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учёба – важнейший труд школьника. | С. 87-92, с. 91 № 1 | Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды | 12.12 | |||
15 | Моё любимое дело | Подготовка творческого проекта | Творческий проект | Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. | 19.12 | |||
16-17 | Моё любимое дело. | Защита творческих проектов | Творческий проект | Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. | 26.12 16.01 | |||
18 | Семья | Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. | С. 97-101, рисунок семьи | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | 23.01 | |||
19 | Родословная семьи. | Понятия род, родословная. Родословная семьи. | Составить родословную своей семьи | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия. Уметь составлять родословную своей семьи. | 30.01 | |||
20 | Семейные традиции | Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. | С. 105-111, пословицы о семье | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение. | 06.02 | |||
21 | Традиции моей семьи | Семейная этика. | Составить традиции своей семьи | Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи. | 13.02 | |||
22 | Сердце матери | Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. | С. 113-118, сочинение «моя мама» | Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану. | 20.02 | |||
23 | Бережное отношение к родителям | Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. | С. 118-119, принести семейное фото | Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану. | 27.02 | |||
24 | Правила твоей жизни | Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приёма пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. | С. 123-127. составить правила своей жизни | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок. | 06.03 | |||
25 | Культура общения со сверстниками и взрослыми | Культура общения сверстников. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности | С. 128-131 разбор ситуации с. 31 | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности. | 13.03 | |||
26 | Праздники народов России | Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет | С. 132-136 нарисовать рисунок к празднику | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями. | 20.03 | |||
27 | Праздники народов России | Курбан – байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести. | С. 136-142 Сообщение о национальных праздниках других народов | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, мусульманство, буддизм, свобода совести. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями. | 03.04 | |||
28 | Защитники Отечества | 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17в., подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. | С. 143-148 викторина | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. | 10.04 | |||
29 | Защитники Отечества | Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. | С. 149-151 Сообщение о русских полководцах | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. | 17.04 | |||
30 | Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. | Экскурсия в городской музей. | 24.04 | |||||
31 | Итоговое повторение | Основные знания и умения по этике и этикету. | Подготовка к итоговым проектам | Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания. | 08.05 | |||
32-33 | Подготовка к обобщающему уроку | Подготовка к итоговым проектам | 15,22.05 | |||||
34 | Обобщающий урок по курсу | Защита творческих проектов | 29.05 |
Право на корректировку календарно-тематического планирования в целях обеспечения более высокого уровня образовательного процесса оставляю за собой.
5.Учебно – методическое обеспечение курса
- Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2011.
- Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
- Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010
- Мир словарей
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
- Энциклопедия «Вокруг света»
7.Материально-техническое обеспечение
В 2012-13 учебном году 4 «Б» класс занимает кабинет № 15 на первом этаже в 2 смену.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБУСТРОЙСТВА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КЛАССЕ.
- Функционирование каждого элемента предметного пространства
- Удобное размещение учебных столов, стульев, демонстрационных площадок, шкафов и полок для учебных пособий и наглядного материала.
- Взаимное расположение детей и учителя, позволяющее видеть детям учителя, а учителю-
лица детей и обеспечивающее взаимное восприятие всех участников учебного процесса
- Наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому.
- Полномочия(права и обязанности) по содержанию, сохранности и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
- Проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа
- Хорошее равномерное освещение кабинета
- Доска, ученические и учительские столы, а также стены с плакатами, ,тсо-всё чистое и протертое от пыли
- Широко открытые для света окна, а для особых случаев-наличие плотных штор
- Чистота пола и всего оборудования кабинета
- Чистая обувь, одежда, предметы, которыми пользуются дети.
- Наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски
- Отсутствие пыли на предметах мебели, учебных пособиях, цветах, витринах, шкафах и т.д.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
- Ничего лишнего!
- Правило гармонии цвета
- Правило одного композиционного центра
- Правило единства фактуры
- Правило сочетания « верха и низа»
- Правило ритма
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечания |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | 1 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Экспозиционный экран | 1 | Размер не менее 150X150 см |
Компьютер | 1 | |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. | 1 | |
Ученические столы с комплектом стульев. | 15 | |
Стол учительский с тумбой. | 1 | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 2 | |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | 1 | |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика» для 4 класса создана к УМК Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Ур...
Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс
Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...
Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика")
Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика") ...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике (модуль "Светская этика")
По программе А.А. Шемшуриной...