Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика» для 4 класса создана к УМК Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_kashitsyna.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к развернутому тематическому планированию по основам религиозных культур и светской этики.

Модуль «Светская этика»

(Образовательная программа «Школа 2100»)

4 «А» класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»

4 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 
  • Программы  курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Основы религиозных культур и светской этики» для 4–5 классов А.Я. Данилюк, 2012г
  • Учебного плана школы на 2012-2013 учебный год;
  • Планируемых результатов начального общего образования.

Учебно-методический комплект используемый для реализации программного содержания:

  1. Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник. – М.: Баласс, 2012. – 80с., ил. (Образовательная программа «Школа 2100»)
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2-х частях под редакцией  А.Я.Данилюка М., «Просвещение» 2011.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4– м классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

        Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

        Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

        Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

        Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

        Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

        Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

        Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

        Предметными результатами изучения курса.

        К 1-й линии развития относятся следующие из них:

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
  • Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
  • Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

        Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике .Модуль «Светская этика» в 4 классе

(35 часов - 1 час в неделю)

Дата

 проведения

Тема урока:

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

план

факт

Научится

Получит возможность научиться

  Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 часа)

1

Введение. Как работать с учебником

1

Вводный урок.

Познакомить с новым учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - Светская этика.

Работать с учебником;

Организовывать свои действия (ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат).

Пользоваться учебником;

организовывать свои действия на уроке;

 развивать качества личности, оценивать свои и чужие поступки.

2

Россия - наша Родина

1

Комбини-

рованный урок.

Научить оценивать свою деятельность на уроках «Светской этики»

Работать с информацией (самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее);

Общаться с разными людьми, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом;

Развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие поступки;

Высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России - нашей Родине; добавлять и приводить необходимые  доказательства по теме.

Понимать главные ценности нашей Родины;

работать в паре, группе;

решать проблемы используя проблемный диалог.

Глава 1. Как отличить добро от зла? (14 часов)

3 - 4

Граница между добром и злом.

2

Урок изучения нового материала

Познакомить с правилами поведения, установленными людьми на основе о представлениях о добре и зле.

Определять проблему урока. Находить объяснение значения слов и понятий: мораль, нравственность, этика. Контролировать свои выводы по словарю. Сравнивать свои выводы с авторским.

Правильно заботиться о других. Пойму смысл выражений: нравственная культура и безнравственный поступок. Принимать участие в организации  мини-спектаклей.

5 - 6

Долг и совесть.

2

Урок изучения нового материала

Дать возможность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам

Помнить о пройденном материале. С опорой на текст научатся понимать, что такое долг и стыд. Когда мучает совесть? Выделят в тексте главное. Готовить сообщение-презентацию «Муки совести в судьбе известных литературных героев»

Пользоваться необходимым материалом в процессе игры-викторины «Долг в жизни людей разных профессий».

Отличать чувство совести от чувства стыда.

7 -8

Честь и достоинство.

2

Урок изучения нового материала

Опираясь на текст объяснять значение слов добро и зло, мораль, нравственность, совесть.

Понятие, нужно ли человеку уважение со стороны других людей? А самоуважение?

Выделять ключевые слова по теме. Задавать вопросы к тексту. Предполагать на них ответы. Проверять свои предположения по тексту.

9 -10

Счастье и смысл жизни.

2

Урок изучения нового материала

Опираясь на текст излагать своими словами мнение по поводу смысла жизни и  счастья в жизни людей, общества.

Понимать: «В каких случаях говорят: «Я счастлив!»? Ради чего живет человек?

Опираясь на текст выявлять, что такое счастье. Самостоятельно делать вывод по проблеме урока.  Составлять карту фантастической страны.

Предлагать свои идеи.

11-12

Справедливость и милосердие.

2

Урок изучения нового материала

Правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара. «Золотое правило нравственности»

Формулировка «Золотого правила нравственности». Почему оно золотое?

Пойму: « Что в другом не любо, того и сам не делай», «Хочешь, чтобы тебя уважали – сам уважай».

Выделять ценные качества человеческой души.

13-14

Обобщение главы 1 «Как отличить добро от зла?»

2

Урок обобщения

Обобщить изученный материал

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.

15-16

Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?»

2

Практикум

Учатся излагать своё мнение

как отличить добро от зла.

Учить делать полезные выводы, чтобы пригодилось для жизни.

Как  самому оценить свой проект. Выбрать самое ценное, что мне необходимо для жизни.

Глава 2. Каковы истоки правил морали? (10 часов)

17-18

Ценность рода и семьи.

2

Урок изучения нового материала

Связь друг с другом слов: семья, любовь. Зачем семье нужны традиции.

Понимать связь слов: род, семья, любовь. Выделять и развивать лучшие  человеческие качества под влиянием семейных традиций.

Понимать смысл семейных традиций: проведение праздников, дней рождений, других значимых для семьи мероприятий. Оказывать посильную помощь в проведении торжеств.

19-20

Образцы культуры народов.

2

Урок изучения нового материала

Определение, чем отличаются друг от друга народы и что у них общего. Общие нравственные правила.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Различать культуры разных народов. Находить общие нравственные правила. Уважать ценности народов разных стран. Понимать культуру народов России.

21-22

Взгляд светский и религиозный.

2

Урок изучения нового материала

Добрые заповеди Богов. Как религия помогает верующим людям поступать хорошо.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учить приводить примеры православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Соблюдать правила морали.

23-24

Обобщение главы 2 «Каковы истоки правил морали?»

2

Урок обощения

Обобщить изученный материал

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.

25-26

Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?»

2

Практикум

Учатся излагать своё мнение о ценностях правил морали светских и религиозных.

Учить самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз.

Научусь самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз.

Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе? (9 часов)

27-28

Правила поведения в школе.

2

Урок изучения нового материала

Зачем в школе нужны особые правила поведения. Равновесие школьных правил и обязанностей.

Понимать роль ученика. Определить: для чего в школе нужны правила? Соблюдать равновесие школьных прав и обязанностей.

Понимать роль ученика. Определять: для чего в школе нужны правила? Соблюдать равновесие школьных прав и обязанностей. Выделять важнейшие права и обязанности  школьника. Обсуждать в группе о школьных правилах, необходимых для безопасности и уважения каждого человека.

29-30

Этикет – форма для содержания этики.

2

Урок изучения нового материала

Правила отношений между людьми.

Значение слов: Этика и этикет. Чем похожи, и чем отличаются. Решать жизненные ситуации в игровой форме.

Соблюдать этикет- принятый порядок поведения: при встрече, за столом, во время урока, на празднике т.д.

31-32

Обобщение главы 3 «Какие правила морали особенно важны в школе?»

2

Урок обобщение

Обобщить изученный материал

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.

33-34

Представление проектов по теме главы 3.

2

Практикум

Учатся излагать своё мнение об этикете – форме содержания этики.

Учить самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз.

Поделиться с детьми, что я знал, а чему научился изучая данный курс

35

Обобщение пройденного за год.

1

Урок-игра

Обобщить пройденный материал за год, повторить изученные понятия.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.

Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина  «Основы религиозных культур  и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитатель...