Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика» для 4 класса создана к УМК Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_kashitsyna.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию по основам религиозных культур и светской этики.
Модуль «Светская этика»
(Образовательная программа «Школа 2100»)
4 «А» класс
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»
4 класс создана на основе:
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программы курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Основы религиозных культур и светской этики» для 4–5 классов А.Я. Данилюк, 2012г
- Учебного плана школы на 2012-2013 учебный год;
- Планируемых результатов начального общего образования.
Учебно-методический комплект используемый для реализации программного содержания:
- Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник. – М.: Баласс, 2012. – 80с., ил. (Образовательная программа «Школа 2100»)
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2-х частях под редакцией А.Я.Данилюка М., «Просвещение» 2011.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4– м классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике .Модуль «Светская этика» в 4 классе
(35 часов - 1 час в неделю)
№ | Дата проведения | Тема урока: | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | ||
план | факт | Научится | Получит возможность научиться | |||||
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 часа) | ||||||||
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 | Вводный урок. | Познакомить с новым учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - Светская этика. | Работать с учебником; Организовывать свои действия (ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат). | Пользоваться учебником; организовывать свои действия на уроке; развивать качества личности, оценивать свои и чужие поступки. | ||
2 | Россия - наша Родина | 1 | Комбини- рованный урок. | Научить оценивать свою деятельность на уроках «Светской этики» | Работать с информацией (самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее); Общаться с разными людьми, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом; Развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие поступки; Высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России - нашей Родине; добавлять и приводить необходимые доказательства по теме. | Понимать главные ценности нашей Родины; работать в паре, группе; решать проблемы используя проблемный диалог. | ||
Глава 1. Как отличить добро от зла? (14 часов) | ||||||||
3 - 4 | Граница между добром и злом. | 2 | Урок изучения нового материала | Познакомить с правилами поведения, установленными людьми на основе о представлениях о добре и зле. | Определять проблему урока. Находить объяснение значения слов и понятий: мораль, нравственность, этика. Контролировать свои выводы по словарю. Сравнивать свои выводы с авторским. | Правильно заботиться о других. Пойму смысл выражений: нравственная культура и безнравственный поступок. Принимать участие в организации мини-спектаклей. | ||
5 - 6 | Долг и совесть. | 2 | Урок изучения нового материала | Дать возможность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам | Помнить о пройденном материале. С опорой на текст научатся понимать, что такое долг и стыд. Когда мучает совесть? Выделят в тексте главное. Готовить сообщение-презентацию «Муки совести в судьбе известных литературных героев» | Пользоваться необходимым материалом в процессе игры-викторины «Долг в жизни людей разных профессий». Отличать чувство совести от чувства стыда. | ||
7 -8 | Честь и достоинство. | 2 | Урок изучения нового материала | Опираясь на текст объяснять значение слов добро и зло, мораль, нравственность, совесть. | Понятие, нужно ли человеку уважение со стороны других людей? А самоуважение? | Выделять ключевые слова по теме. Задавать вопросы к тексту. Предполагать на них ответы. Проверять свои предположения по тексту. | ||
9 -10 | Счастье и смысл жизни. | 2 | Урок изучения нового материала | Опираясь на текст излагать своими словами мнение по поводу смысла жизни и счастья в жизни людей, общества. | Понимать: «В каких случаях говорят: «Я счастлив!»? Ради чего живет человек? | Опираясь на текст выявлять, что такое счастье. Самостоятельно делать вывод по проблеме урока. Составлять карту фантастической страны. Предлагать свои идеи. | ||
11-12 | Справедливость и милосердие. | 2 | Урок изучения нового материала | Правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара. «Золотое правило нравственности» | Формулировка «Золотого правила нравственности». Почему оно золотое? | Пойму: « Что в другом не любо, того и сам не делай», «Хочешь, чтобы тебя уважали – сам уважай». Выделять ценные качества человеческой души. | ||
13-14 | Обобщение главы 1 «Как отличить добро от зла?» | 2 | Урок обобщения | Обобщить изученный материал | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. | ||
15-16 | Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?» | 2 | Практикум | Учатся излагать своё мнение как отличить добро от зла. | Учить делать полезные выводы, чтобы пригодилось для жизни. | Как самому оценить свой проект. Выбрать самое ценное, что мне необходимо для жизни. | ||
Глава 2. Каковы истоки правил морали? (10 часов) | ||||||||
17-18 | Ценность рода и семьи. | 2 | Урок изучения нового материала | Связь друг с другом слов: семья, любовь. Зачем семье нужны традиции. | Понимать связь слов: род, семья, любовь. Выделять и развивать лучшие человеческие качества под влиянием семейных традиций. | Понимать смысл семейных традиций: проведение праздников, дней рождений, других значимых для семьи мероприятий. Оказывать посильную помощь в проведении торжеств. | ||
19-20 | Образцы культуры народов. | 2 | Урок изучения нового материала | Определение, чем отличаются друг от друга народы и что у них общего. Общие нравственные правила. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Различать культуры разных народов. Находить общие нравственные правила. Уважать ценности народов разных стран. Понимать культуру народов России. | ||
21-22 | Взгляд светский и религиозный. | 2 | Урок изучения нового материала | Добрые заповеди Богов. Как религия помогает верующим людям поступать хорошо. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Учить приводить примеры православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Соблюдать правила морали. | ||
23-24 | Обобщение главы 2 «Каковы истоки правил морали?» | 2 | Урок обощения | Обобщить изученный материал | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. | ||
25-26 | Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?» | 2 | Практикум | Учатся излагать своё мнение о ценностях правил морали светских и религиозных. | Учить самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз. | Научусь самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз. | ||
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе? (9 часов) | ||||||||
27-28 | Правила поведения в школе. | 2 | Урок изучения нового материала | Зачем в школе нужны особые правила поведения. Равновесие школьных правил и обязанностей. | Понимать роль ученика. Определить: для чего в школе нужны правила? Соблюдать равновесие школьных прав и обязанностей. | Понимать роль ученика. Определять: для чего в школе нужны правила? Соблюдать равновесие школьных прав и обязанностей. Выделять важнейшие права и обязанности школьника. Обсуждать в группе о школьных правилах, необходимых для безопасности и уважения каждого человека. | ||
29-30 | Этикет – форма для содержания этики. | 2 | Урок изучения нового материала | Правила отношений между людьми. | Значение слов: Этика и этикет. Чем похожи, и чем отличаются. Решать жизненные ситуации в игровой форме. | Соблюдать этикет- принятый порядок поведения: при встрече, за столом, во время урока, на празднике т.д. | ||
31-32 | Обобщение главы 3 «Какие правила морали особенно важны в школе?» | 2 | Урок обобщение | Обобщить изученный материал | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. | ||
33-34 | Представление проектов по теме главы 3. | 2 | Практикум | Учатся излагать своё мнение об этикете – форме содержания этики. | Учить самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз. | Поделиться с детьми, что я знал, а чему научился изучая данный курс | ||
35 | Обобщение пройденного за год. | 1 | Урок-игра | Обобщить пройденный материал за год, повторить изученные понятия. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.
Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитатель...