Конспект урока "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Арзаева Наталья Владимировна

Конспект урока по предмету:  "Основы светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

А. Я. Данилюк Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». – М.: Просвещение, 2012

Тема урока

  Добро и зло.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель, задачи

Цель:

Создать условия для приобщения детей  к ценностям человеческих отношений; воспитания культуры межличностных отношений.

Задачи:

  • создать условия каждому ребёнку для осознания важности добрых   взаимоотношений;
  • формировать личностные качества  обучающихся, уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, умение различать добро и зло, учить видеть и анализировать поступки окружающих;
  • воспитывать  доброе  отношение к людям,  коллективизм, умение работать в группе, парах;  
  • закреплять коммуникативные навыки.

Необходимое оборудование

  Компьютер, проектор.  

Дидактическое обеспечение

Учебник, рабочая тетрадь, художественная и справочная  литература  по теме, карточки  с  пословицами, рисунки детей.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • предметные
  • знание, понимание, принятие обучающимися ценности добра и его значения в  выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • осознание ценности нравственности в человеческой жизни.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

            Проекты-рисунки  детей о добре и зле, маркировочная таблица: «Инсерт», работа: «Закончи предложения», синквейн ключевых понятий темы.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

 

Дополнительная

Интернет-ресурсы

  • http://900игр.net/prezentatsi/religi-i-etika/dobro-i-zlo-konspekt-uroka.html

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

  Беседа по видеоряду: иллюстраций группы «добро» и отрывку текста:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то поможет

Улыбка твоя и твоя доброта

Ты счастлив, что день не напрасно прожит

Что годы живёшь ты не зря.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

Слушают  учителя, отвечают  на  вопросы.

 .

  Оформление своих мыслей в устной форме с учётом речевой ситуации.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями и текстом.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

 -Какие поступки людей вы называете добрыми, а какие – злыми?

- Какое отношение вызывают у вас злые поступки  людей? Почему?

 -Закончи предложения: 

Добро - …

Зло - …

(записывает варианты ответов детей).

Отвечают на вопросы фронтально.

Записывают предложения индивидуально и зачитывают их.

Выбирают лучшие предложения (коллективно).

Умение слушать и слышать других.

Формирование эмоционально-личностной оценки.

Оформление мыслей в письменной форме. Сопоставление разных точек зрения.

Умение договариваться и приходить к общему решению совместной работы.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

  Постановка проблемы.

-Какое задание  для вас было  наиболее трудным?

-Почему?

 

-«Закончи предложения».

-Не знаем точного  определения понятий.

 

Умение договариваться и приходить к общему решению совместной работы.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

-Что необходимо для грамотного определения понятий?

-Как бы вы сформулировали тему и задачи урока?  

-Словари и учебник.

Формулировка темы и задач урока, сопоставление их с текстом  учебника.

(с. 12)    

 

 

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Составление плана решения действий.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

 Работа со словарями  (выбор определений добра и зла, подбор синонимов к данным словам).

 Работа с учебником с. 12-13. по технологии инсерта (маркировка текста).

Обсуждение результатов.

Работа в группах.

Индивидуальная работа на кальке.

Фронтальная работа.

Ориентирование в учебнике и  словаре,  их  использование.

 Овладение умением работать в группах.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

 Обсуждение различных ситуаций из жизни детей:

Мальчики бегут по коридору школы.

Ученики дарят цветы учителю.

Старшие обижают младших.

Сын помогает маме в работе по дому.

 

Работа в парах.

Овладение умением работать в паре.

Умение понимать душевное состояние персонажей.

Умение делать выводы.

Овладение умением работать в парах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Защита проектов – рисунков о добре и зле по прочитанным ранее произведениям:

В. Осеева « Синие листья»

Н. Носов «Огурцы».

Соотнесение рисунков, выполненных дома,  с основными понятиями урока.

Самопроверка с опорой на термины из словарей.

Переработка и преобразование информации.

Умение слушать и слышать других, готовность к коррекции собственной точки зрения.

Владение монологической речью.

Умение эмоционально откликаться.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

  -Выберите пословицы к данной теме.

Дискуссия:

- Многих ли знакомых можно назвать однозначно – добрый человек? А злой?

- А что ты скажешь о себе?

 

Дифференцированное задание на карточках.

Ответы детей.

Овладение логическими действиями отнесения к известным понятиям.

Умение вступать в диалог со сверстниками.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

 Составление синквейна к понятиям урока по вариантам.

-Кто считает себя добрым?

 -Что бы вы хотели  изменить в себе?

Домашнее задание:

-Подготовить рисунки на тему: «Мой добрый поступок» на бумажных заготовках в форме листьев дерева.

1в. - добро           2в. -  зло

Взаимопроверка.

Складывают «сердце доброты» из мозаики.

Записывают домашнее задание в дневник.

Корректирование своей деятельности.

Определение степени успешности своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...