Конспект урока ОРКСЭ по теме "Этикет"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Этикет».
Цели урока: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.
Планируемые результаты
Личностные
Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений
Регулятивные
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).
Познавательные
Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные
Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.
Технические средства, наглядность: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.
Литература:
- Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»
- Даль В. И. «Словарь пословиц»
- Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»
- Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»
- Ожегов С. И. «Словарь русского я
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Улыбнемся друг другу. Садитесь.
Постановка проблемы.
Прочитайте пословицы с доски:
Не гляди в лицо, гляди на обычай.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
От учтивых слов язык не отсохнет.
О чем эти пословицы? Объясните их смысл.
Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?
Да, вы правы, мы будем говорить о правилах поведения в обществе.
Актуализация знаний.
Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.
Поиск решения проблемы.
Кто знает, каким, словом называют правила хорошего поведения? В какой стране появилось это слово? Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебником с.56 и страницами толкового словаря и энциклопедии. Работаем в парах, помогаем друг другу.
Итак, кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?
Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Знакомство с новым материалом.
С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.
Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.
Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.
Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.
Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований. В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.
Мы будем работать по группам.
Групповая работа.
Задание для первой группы:
Выбрать пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета. Объяснить, как вы понимаете их смысл (3-4 примера):
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Терпение и труд всё перетрут.
У Сидора обычай, у Карпа свой.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Не дорог подарок – дорога любовь.
О пустяках спорить – дело упустить
Скучен день до вечера ,коли делать нечего.
Слово – серебро, молчание – золото.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Хоть не богат, а гостям рад.
От слова спасенье, и от слова погибель.
На незваного гостя не припасена и ложка.
Задание для второй группы:
Обсудите текст и составьте памятку «Как вести себя в кино или театре».
« Если собираясь в театр, ты не хочешь остаться без билетов, то возьми себе на заметку: приобретать билеты необходимо заранее. Имей в виду, что театральные спектакли начинаются в точно назначенный час, и потому надо вовремя приходить и занимать места. Если вы опоздали, то вам следует стоя подождать антракта».
«Случается так, что, проходя на свое место в ряду, вам приходится просить тех зрителей, которые уже сидят, пропустить вас. Скажите, сидящему с края: «Разрешите, пожалуйста, пройти», – остальным говорить ничего не надо. Полагается, чтобы зритель, сидящий на краю, встал и сказал: «Пожалуйста».
Первым в ряд проходит всегда мужчина. Нередко можно видеть, что к своему месту в ряду люди проходят, повернувшись к сидящим спиной,– это неверно: следует всегда оборачиваться лицом. Мужчина проходит первым, даже если потом занимает место ближе к краю ряда, чем идущая за ним женщина.
Начала представления каждый ждет, усевшись на своем месте. Знакомых приветствуют кивком головы, улыбкой; руку подают, если только они сидят близко, из ряда не выходят. В антракте вы можете выйти, даже когда остальные зрители остаются на своих местах.
Задание для третьей группы:
Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных и социальных групп. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, свой жизненный опыт.
Сейчас мы послушаем выступление каждой группы.
Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Ведь ещѐ Дж. Свифт говорил: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Вы искали ответы на вопросы, выполняя разные задания. Сейчас послушаем выступление групп.
Молодцы! Давайте немного отдохнем и попробуем применить знания на практике. Выбираем листочки с ролями, и приветствуем друг друга. (Дети получают карточки с надписями «мама» - «сын», «приятель» - «приятель», «Учитель»- «ученик», «пожилой человек» - «мальчик» и ищут подходящие слова приветствия).
А кто может сказать, можно ли приветствовать друг друга без слов? Приведите примеры.
Подведение итогов.
Что такое этикет?
Какие правила этикета запомнили?
Нужны ли сейчас знания этих правил?
Домашнее задание.
Задания учебника (стр.57),
Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию),
Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций(по желанию).
Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...