Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана", 3 класс, "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Матвеева Арина Евгеньевна

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с составом и основными физическими свойствами воздуха.
  2. Ознакомление с причинами загрязнения воздуха.

Предметные:

  1. Уметь выявлять причины загрязнения воздуха.
  2. Знать состав и основные физические свойства воздуха;

Развивающие:

  1. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы.
  2. Развивать навык оценивания поступков с точки зрения нравственности.

Личностные:

  1. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
  2. Выражать своё видения мира, индивидуальную позицию посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность в определении деятельности.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе

УМК: «Школа России», учебник: Окружающий мир: 3 класс. Учебник: в 2 ч./ А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2019. -Ч.1, презентация, раздаточный материал, видео.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема урока "Воздух и его охрана"412.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 15.10.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Класс: 3-11

Урок: 2

Время: 8:55-9:35    Кабинет: 213

Студент: Матвеева Арина Евгеньевна

Группа: 43

Учитель: Литвинова Ирина Александровна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Воздух и его охрана»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: ознакомление с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнений.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с составом и основными физическими свойствами воздуха.
  2. Ознакомление с причинами загрязнения воздуха.

Предметные:

  1. Уметь выявлять причины загрязнения воздуха.
  2. Знать состав и основные физические свойства воздуха;

Развивающие:

  1. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы.
  2. Развивать навык оценивания поступков с точки зрения нравственности.

Личностные:

  1. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
  2. Выражать своё видения мира, индивидуальную позицию посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность в определении деятельности.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе

УМК: «Школа России», учебник: Окружающий мир: 3 класс. Учебник: в 2 ч./ А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2019. -Ч.1, презентация, раздаточный материал, видео.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образоват. цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М:

беседа

П:

Эмоциональный настрой

1. Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Арина Евгеньевна. Я очень рада вас видеть! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Пожалуйста, садитесь!

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Давайте покажем свою готовность к уроку: вспомним про посадку. Проверьте учебник, пенал, тетрадь, дневник.

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Хорошо, поднимите правую руку если мы готовы начинать урок.

1. Приветствуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку.

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивации

(7 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

Ф

М:

Репродуктивный

Внешний контроль

Актуализирует знания обучающихся по пройденной теме.

- Наш урок мы начнем с повторения изученного материала.

- Как называется наш раздел?

- Вспомните, каковы главные свойства поваренной соли и сахара?

- Где эти вещества встречаются в природе?

- Какие кислоты встречаются в природе?

- Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал прошлого урока.

Отвечают на вопросы.

- Это удивительная природа.

- Самое важное свойства поваренной соли – то, что она соленая на вкус. Сладкий вкус – главное свойство сахара.

- В природе поваренная соль встречается под землей, в морской воде, в соленых озерах, в почве, в живых организмах. Сахар можно встретить в растениях.

- Уксусная кислота, аскорбиновая кислота, лимонная кислота.

- Многие кислоты очень едкие – они разрушают человека, одежду, бумагу, древесину.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать. 

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Учебная презентация

Слайд

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М:

Эвристический

П:

Пословица

М:

Беседа.

П:

Формулировка темы, целей и плана урока.

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый; и все же

Без него мы жить не можем

- Что у вас получилось?

- Какова тема нашего урока?

- Верно, но, чтобы быть точнее, тема нашего урока: воздух и его охрана.

- Каких целей нам нужно добиться? Что мы хотели бы узнать и чему научиться?

- Сегодня мы не просто узнаем, что такое воздух, а познакомимся с его составом и свойствами, определим значение воздуха и поймем, от чего нам нужно защищать воздух.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

 

- Воздух

- Узнаем, что такое воздух, как его нужно охранять, и какие он имеет свойства.

Отвечают на вопросы.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий.

Учебная презентация

Слайд

«Открытие детьми нового знания» (10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

М:

Беседа.

П:

Ответы на вопросы.

М:

Беседа

 

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Что вы знаете о воздухе?

- Как вы думаете, что такое воздух?

- Воздух – это смесь газов. Рассмотрите схему на слайде.

- Какие газы входят в состав воздуха?

- Какого газа в воздухе больше всего?

- Какого газа меньше всего?

- При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

- Ребята, а зачем нам нужен воздух?

- Может воздуха и не существует, давайте это проверим.

Проделаем опыт.

- Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами.

- Что вы заметили?

- Верно, как будто мы взяли шарик в рот. Так происходит потому, что воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Вдохните воздух.

- Вы сейчас все абсолютно с любого места вдохнули воздух.

- Что же это значит?

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

- Кислород, азот, углекислый газ.

- Больше всего в воздухе азота.

- Меньше всего углекислого газа.

- Чтобы дышать.

- Мы не можем протолкнуть воздух.

-Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения.

УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения.

Учебная презентация

Слайд

Ф

- Посмотрите, что я сейчас делаю?

- Я создаю ветер. Что же такое ветер?

- Ветер – это движение воздуха.

- Итак, мы с вами определили, что воздух – это смесь газов. Но какими же свойствами обладает воздух? Сейчас мы это с вами выясним.

Узнаем свойства воздуха.

- По ходу нашей с вами работы мы будем заполнять с вами таблицу о свойствах воздуха.

- Первый вопрос. Воздух прозрачен или нет? Проведем опыт. Возьмите карандаш или ручку. Вы хорошо их видите? Ничего на пути не мешает?

- Как же так? Мы только что с вами выяснили, что воздух находится везде. Почему мы можем видеть ручку, карандаш, перед нами же есть воздух?

- Первое свойство воздуха: воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

- Посмотрите вокруг.

- Какого цвет шкаф?

- Какого цвета классная доска?

- А комнатные растения?

- А цвет воздуха мы можем увидеть?

- Почему?

- Какой вывод делаем?

- Итак, в таблице подчеркните воздух имеет цвет/ не имеет цвет.

Второе свойство воздуха.

- Кто из вас был в лесу, на море? Вы помните, какой был запах? Свежий, морской, лесной. А запах в столовой, в аптеке. Как вы думаете, это так воздух пахнет?

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

- А чистый воздух пахнет?

- На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем?

- Подчеркните нужное: Воздух имеет запах или воздух не имеет запах.

- Можно ли попробовать воздух на вкус?

- Лизните воздух. Какое свойство воздуха мы откроем?

- Давайте опять подчеркнем нужное.

- Создаёте ветер

- Ветер – это поток воздуха.

Высказывают свою точку зрения.

 -Потому что воздух прозрачен, и мы не можем его увидеть.

- Коричневого.

- Белого.

- Зеленые.

- Нет.

- Потому что он бесцветен.

- Воздух бесцветен или не имеет цвета.

- Да/нет.

- Да.

- Нет.

- Воздух не имеет запаха.

- Да/нет.

- Воздух не имеет вкуса.

УУПД:       анализировать информацию, формулировать выводы

Учебная презентация

Слайд

Ф

- И следующий вопрос, давайте тоже прочитаем.

- Чтобы ответить на эти вопрос, посмотрите небольшой видеоролик.

- Посмотрите, когда ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло с шариком?

- Когда опустили в холодную, что произошло.

- И в третий раз, ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло?

- Какой вывод из этого мы можем сделать?

- Попробуйте дома проделать опыт: возьмите шарик, надуйте его, но не сильно, измерьте его диаметр. Затем, положите шарик в холодильник, через час проверьте диаметр шарика еще раз. Шарик должен стать меньше.

- А почему он станет меньше?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

- А теперь давайте немного разомнемся, встаем со своих мест и повторяем движения по вижео.

- Воздух – это вещество.

- А из чего состоит вещество?

- Давайте сейчас посмотрим небольшой отрывок из мультфильма «Смешарики», после которого вы ответите мне на вопрос: почему ёжик решил, что именно из за воздуха у Бараша ничего не получается?

- Итак, подводя итоги, как мы можем охарактеризовать воздух?

- Отлично, запомните это!

- Что происходит с воздухом при нагревании?

- Что происходит с воздухом при охлаждении?

- Он надулся.

- Шарик сдулся.

- Шарик снова надулся.

- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сужается.

- Потому что при охлаждении воздух сужается.

- Из частиц.

- потому что Бараш сидел постоянно дома, не выходил на улицу, дома было пыльно и грязно, а дышать свежим воздухом очень важно и полезно. Он придает сил и энергию. - Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения.

УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения.

Учебная презентация

Слайд

Первичное закрепление (5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М:

Беседа.

П:

Ответы на вопросы.

Организует первичное закрепление.

- А сейчас откройте страницу 52. Прочитайте текст под названием «Воздух должен быть чистым!»

- Кто прочитает, поставьте руку на локоток.

- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»?

- Всегда ли воздух чист и прозрачен?

- Почему происходит загрязнение воздуха?

- Можно ли с этим бороться?

 

- Что вы предлагаете предпринять для сохранения чистоты воздуха?

- В мире для сохранения чистоты воздуха, планируют создавать экогорода.

 

Читают текст.

- Воздух нельзя загрязнять, потому что им дышат человек и другие живые существа. Если вдыхать загрязненный воздух, можно отравиться, нужно вдыхать только чистый воздух, поэтому воздух должен быть чистым.

- Нет. Воздух может выглядеть темным из-за вредных примесей.

- Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

- Да, на многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. А также, ученые разработали электромобили – которые не будут загрязнять воздух.

Предлагают свои варианты ответа.

УУКД:                  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Ф

М:

Беседа

П:

Инструктаж

Самоконтроль

Организует чтение по ролям.  

- Сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу.

- Возьмите карточку под номером 1

- Выполните самостоятельно задания 1 и 2.

- Поменяйтесь с соседом по парте, оцените его работу.

Проверка по алгоритму.

- 0-1 ошибка – 5

  2-3 ошибки – 4

  4 ошибки – 3

  5 ошибок – 2

Выполняют самостоятельную работу.

Взаимопроверка

УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления

ошибок.

Раздаточный материал:

Карточка

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М:

Объяснение

П:

Инструктаж

П:

Внешний контроль

Организует у обучающихся включение в систему знаний.

- А сейчас я проведу блиц- опрос

- Работать вы будете в группах по рядам.

- Вспомним какие правила работы в группе вы знаете?

- Я буду задавать вопрос определенному ряду, ответы принимаются только по поднятой руке, если ряд не отвечает на вопрос в течении 15 сек, то вопрос переходит другой команде или той, которая первая подняла руку.

1 Что такое воздух?

2 Какой газ выделяют живые существа при дыхании?

3 Что вы можете сказать о прозрачности воздуха?

4 Какого цвета воздух?

5 Что происходит с воздухом при нагревании?

6 что происходит с воздухом при охлаждении?

7 Как воздух проводит тепло?

8 Чему может угрожать загрязнение воздуха?

9 Как вы думаете при проветривании помещения в холодное время года теплый воздух

Устремляется вверх, находится внизу, находится в середине помещения.

ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

- Отчего загрязняется воздух?

- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

Выполняют творческое задание.

- Не кричать, не спорить, слушать все точки зрения, искать компромисс.

УУРД: корректировать свои учебные действия.               УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация

Слайд

Рефлексия деятельности (по продукту)

(3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

М:

Беседа

П:

Рефлексия

Самоконтроль

Организует анализ работы по критериям.

 - Итак ребята, о чем мы сегодня с вами на уроке говорили?

Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

-Достигли ли мы нашей цели?

-Что нового мы с вами узнали сегодня? А что повторили?

-Сделайте вывод о своей работе на уроке с помощью карточки, раскрасьте того персонажа из Тома и Джерри который подходит к вам на сегодняшнем уроке.

-Спасибо вам большое за урок, ребята! Мне было приятно с вами работать, до новых встреч!

Анализируют свою работу на уроке.

Отвечают на вопрос учителя.

Раскрашивают.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про-

являть способность предвидеть их в предстоящей работе.

Учебная презентация

Раздаточный материал: гномики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, "Воздух и его охрана", УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свойствах, причинах загрязнения и способах охраны воздухаЗадачи урока:Дидактические:1) позна...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК"Школа России"

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о воздухе и его составе. Задачи урока  Планируемые результаты Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятием «...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана"

В создании технологической карты урока использовались учебные материалы с сайта РЭШ (Российская электронная школа). В карте урока присутствуют ссылки на учебный материал....

Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс по теме "Охрана животных"

Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс по теме "Охрана животных"...