Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Шутова Алена Александровна

В создании технологической карты урока использовались учебные материалы с сайта РЭШ (Российская электронная школа). В карте урока присутствуют ссылки на учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir._vozduh_i_ego_ohrana.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: «Воздух и его охрана.»

Класс:3

Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; закрепить представление о газообразных веществах; формировать умение постановки проблемных вопросов; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,
  • знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
  • уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки;

Личностные:

  • Иметь навыки культурного поведения при общении.
  • Аргументированно отстаивать свою точку зрения по теме.
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Знать основные моральные нормы и ориентацию на их выполнение.
  • Иметь мотив учебной деятельности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс; материал урока с сайта РЭШ,  раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Цель: проверить готовность к уроку

Добрый день, ребята! Меня зовут Алена Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.

Приветствуют  учителя.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.

Представьте, что наш класс – это большая лаборатория, вы исследователи, а  я ваш научный руководитель.

- Что такое лаборатория?

-Кто такие исследователи?

-Вы правы, но исследователи чаще всего не только изучают что-то новое, но и проверяют это путем опытов.

-Место где чтото исследуют

-Люди, которую что-то изучают

 Р:умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания

Ребята, соберите пазл, который вы видите на экране и попробуйте узнать тему сегодняшнего урока.  

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270625/

(Учитель может подсказать расположение фрамента «верхний левый угол, нижний правый и т.д.)

- Какая картинка получилась?

Выполняют  задания

- Воздушные шары

 П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

  1. Выявление места и причины затруднения

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения

-Почему воздушный шар называется именно так?

-Обратите внимание на  видеоролик, подумайте. Как водушний шар может быть связан с предметаими которые вы скоро увидете.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270622/

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня

науроке?

-Какую цель мы поставим на урок?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270623/

-Что мы узнаем? Чему мы научимся?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270624/

-Давайте сформулируем тему урока.

Ответы детей.

-Узнаем из чего состит воздух и как его охранять.

-Узнаем о воздухе. Научимся определять источник загрязнения.

-Воздух и его орана.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: формулировать выводы из коллективного

обсуждения;

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: формулирование  темы и задач урока

Вот вы и озвучили тему урока, над которой мы будем работать на протяжении всего урока .

- Что вы знаете о воздухе?

-Как вы думаете, что же такое воздух?

-Вы правы, но воздух состоит не только из кислорода и немного позже мы об этом узнаем.

- Зачем он нам нужен?

– Люди, растения и животные живут в воздушном океане. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Без него мы не услышали бы щебет и пение птиц, жужжание насекомых, сигналы машин и трамваев, школьный звонок, потому что воздух передает звуки. С помощью воздуха мы говорим и поем. Он очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.

- Чем же так важен воздух?

-А вы знаете, какими свойсвами обладает воздух?

Сегодня мы с вами это узнаем!

-Земля покрыта незаметным покрывалом, которое называется атмосфера.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/

- Ребята, как вы думаете из чего состоит воздух?

- Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/  (0:46)

- Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

-Вы верно говорите, но поглядите вокруг. Нас окружает огромное количество людей, а на планете земля их ещё больше. Так почему же воздух не заканчивается?

-Люди дышат кислородом. А вот растения, наоборот. Поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.

-Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. Закройте ладошками рот и нос.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (01:08)

-Какое было желание?

-Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

-Давайте исследуем свойства воздуха, проделав опыты. Мы же с вами исследователи, поэтому нам нужно  открыть пока неизвестные вам свойства воздуха.

Опыт1

- Ребята, сейчас мы возьмём тетради и проведем с вами мини опыт. Давайте мы свами представим, что тетради - это веер!

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (01:28)

- Что вы чувствуете?

-Мы можем почувствовать воздух при его движении.

Вывод: Воздух существует

Опыт 2

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/(01:41)

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Через стену мы видим соседний класс?

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

Опыт 3

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

- Пахнет чем-нибудь воздух?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/(01:59)

(если у детей класса нет аллергии, то учитель может принести апельсин или мандарин и наглядно показать изменение запаха)

-Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Опыт 4

-Ребята, возьмите в ладошки воздух, попробуйте его Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

- Какое свойства воздуха мы откроем?

Вывод: Воздух не имеет вкуса.

Отвечают  на вопросы

-Это кислород.

-Что бы жить.

-Что бы дышать.

Предположения детей.

-Мы дышим с помощью него, говорим и через него мы можем услышать звуки.

-Нет

-Открыть нос.

- состоит из разных газов, их не поровну

- Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ

-Открыть нос

-Из-за растений

- Дети говорят свои варианты

– Зелёные.

– Зеленая или белая.

– Он бесцветен.

– Нет.

- Да

– Нет.

-Ничем

– Чистый воздух не пахнет.

-Воздух безвкусный

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

Динамическая пауза

Цель: смена деятельности

-Давайте мы немного отдохнем!

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

  1. «Открытие» учащимися нового знания

 

Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог

- Как вы думаете, какому мальчику будет теплее в зимней курточке или летней?

-Хорошо, чем они отличаются?

-Вы правы, в зимней курточке синтепоновая прослойка между которой находится воздух.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (02:20)

-Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает в помещение тепло и холод. Почему? В окнах двойные рамы. Как вы думаете, что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется?

Вывод: Воздух плохо проводит тепло.

- На экране вы видите сосуд (видео), который закрыт пробкой с трубкой, трубка опущена в стакан с водой. В сосуде и в трубке находится воздух. Мы нагреваем сосуд с воздухом и что же происходит? Из трубки выходят пузырьки воздуха. А почему? Воздух при нагревании расширяется и выходит из сосуда.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (04:40)

Вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Теперь охладим сосуд. Что наблюдаем. По трубке вверх поднимается вода. Почему?

А происходит это потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается.

- Мы уже знаем, что частицы газообразных веществ постоянно движутся и часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее и отталкиваются из-за этого на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. При охлаждении все происходит наоборот.

- На этом свойстве воздуха основано создание человеком теплых вещей. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не дает телу потерять тепло. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела. И это снова нам доказывает, что воздухплохо проводит тепло.

-В зимней

-Зимняя более толстая, летняя тонкая.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

  1. Включение в систему знаний и повторение

Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными.

 Откройте учебники на странице 54, давайте прочитаем текст «Воздух должен быть чистым!»

- Какие источники загрязнения воздуха?

-  Какие способы охраны чистоты?

Ребята, у меня для вас есть еще одно небольшое задание, оно будет в виде теста.

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

3. Какими свойствами обладает воздух?

а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

а) при нагревании воздух расширяется;

б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло.

5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.

б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Проверим! Обменяйтесь листочками со своим соседом. Посмотрите на экран и сравните ответы.

Отлично, вы хорошо справились с заданием!

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы теста:

  1. Б
  2.  Б
  3.  Б
  4. В
  5. Б

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять итоговый контроль;

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей.

Так давайте подведём итоги и вспомним все научные исследовательские выводы, которые мы сделали с вами на уроке.

- Какой газ  мы поглощаем из воздуха при дыхании?

- Перечислите свойства воздуха.

-Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?

- Что делать для охраны чистоты воздуха?

Повторяют и закрепляют изученный материал

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.

Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

Какое у вас настроение …

Добились ли мы поставленных целей?

Все мои научные сотрудники прекрасно поработали.

Дома постарайтесь выполнить тренеровочное задание на сайте «Российская электронная школа»Спасибо  за урок,  до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, "Воздух и его охрана", УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свойствах, причинах загрязнения и способах охраны воздухаЗадачи урока:Дидактические:1) позна...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК"Школа России"

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о воздухе и его составе. Задачи урока  Планируемые результаты Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятием «...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс по теме "Охрана животных"

Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс по теме "Охрана животных"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)

Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока:  Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....