Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
В создании технологической карты урока использовались учебные материалы с сайта РЭШ (Российская электронная школа). В карте урока присутствуют ссылки на учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir._vozduh_i_ego_ohrana.docx | 41.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Воздух и его охрана.»
Класс:3
Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; закрепить представление о газообразных веществах; формировать умение постановки проблемных вопросов; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,
- знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки;
Личностные:
- Иметь навыки культурного поведения при общении.
- Аргументированно отстаивать свою точку зрения по теме.
- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Знать основные моральные нормы и ориентацию на их выполнение.
- Иметь мотив учебной деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс; материал урока с сайта РЭШ, раздаточный материал.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Цель: проверить готовность к уроку | Добрый день, ребята! Меня зовут Алена Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности. | Представьте, что наш класс – это большая лаборатория, вы исследователи, а я ваш научный руководитель. - Что такое лаборатория? -Кто такие исследователи? -Вы правы, но исследователи чаще всего не только изучают что-то новое, но и проверяют это путем опытов. | -Место где чтото исследуют -Люди, которую что-то изучают | Р:умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания | Ребята, соберите пазл, который вы видите на экране и попробуйте узнать тему сегодняшнего урока. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270625/ (Учитель может подсказать расположение фрамента «верхний левый угол, нижний правый и т.д.) - Какая картинка получилась? | Выполняют задания - Воздушные шары | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; |
Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения | -Почему воздушный шар называется именно так? -Обратите внимание на видеоролик, подумайте. Как водушний шар может быть связан с предметаими которые вы скоро увидете. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270622/ -Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня науроке? -Какую цель мы поставим на урок? https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270623/ -Что мы узнаем? Чему мы научимся? https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270624/ -Давайте сформулируем тему урока. | Ответы детей. -Узнаем из чего состит воздух и как его охранять. -Узнаем о воздухе. Научимся определять источник загрязнения. -Воздух и его орана. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; |
Цель: формулирование темы и задач урока | Вот вы и озвучили тему урока, над которой мы будем работать на протяжении всего урока . - Что вы знаете о воздухе? -Как вы думаете, что же такое воздух? -Вы правы, но воздух состоит не только из кислорода и немного позже мы об этом узнаем. - Зачем он нам нужен? – Люди, растения и животные живут в воздушном океане. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Без него мы не услышали бы щебет и пение птиц, жужжание насекомых, сигналы машин и трамваев, школьный звонок, потому что воздух передает звуки. С помощью воздуха мы говорим и поем. Он очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. - Чем же так важен воздух? -А вы знаете, какими свойсвами обладает воздух? Сегодня мы с вами это узнаем! -Земля покрыта незаметным покрывалом, которое называется атмосфера. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ - Ребята, как вы думаете из чего состоит воздух? - Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать? https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (0:46) - Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%. - Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? -Вы верно говорите, но поглядите вокруг. Нас окружает огромное количество людей, а на планете земля их ещё больше. Так почему же воздух не заканчивается? -Люди дышат кислородом. А вот растения, наоборот. Поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу. -Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. Закройте ладошками рот и нос. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (01:08) -Какое было желание? -Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом. -Давайте исследуем свойства воздуха, проделав опыты. Мы же с вами исследователи, поэтому нам нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха. Опыт1 - Ребята, сейчас мы возьмём тетради и проведем с вами мини опыт. Давайте мы свами представим, что тетради - это веер! https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (01:28) - Что вы чувствуете? -Мы можем почувствовать воздух при его движении. Вывод: Воздух существует Опыт 2 Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/(01:41) – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? – Через стену мы видим соседний класс? – А предметы, которые находятся в классе, вы видите? - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? – О каком свойстве воздуха это говорит? Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. Опыт 3 А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? - Пахнет чем-нибудь воздух? https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/(01:59) (если у детей класса нет аллергии, то учитель может принести апельсин или мандарин и наглядно показать изменение запаха) -Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Вывод: Воздух не имеет запаха. Опыт 4 -Ребята, возьмите в ладошки воздух, попробуйте его Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. - Какое свойства воздуха мы откроем? Вывод: Воздух не имеет вкуса. | Отвечают на вопросы -Это кислород. -Что бы жить. -Что бы дышать. Предположения детей. -Мы дышим с помощью него, говорим и через него мы можем услышать звуки. -Нет -Открыть нос. - состоит из разных газов, их не поровну - Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ -Открыть нос -Из-за растений - Дети говорят свои варианты – Зелёные. – Зеленая или белая. – Он бесцветен. – Нет. - Да – Нет. -Ничем – Чистый воздух не пахнет. -Воздух безвкусный | П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область |
Динамическая пауза Цель: смена деятельности | -Давайте мы немного отдохнем! Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.) Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.) Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.) Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.) | Повторяют движения за учителем. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог | - Как вы думаете, какому мальчику будет теплее в зимней курточке или летней? -Хорошо, чем они отличаются? -Вы правы, в зимней курточке синтепоновая прослойка между которой находится воздух. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (02:20) -Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает в помещение тепло и холод. Почему? В окнах двойные рамы. Как вы думаете, что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется? Вывод: Воздух плохо проводит тепло. - На экране вы видите сосуд (видео), который закрыт пробкой с трубкой, трубка опущена в стакан с водой. В сосуде и в трубке находится воздух. Мы нагреваем сосуд с воздухом и что же происходит? Из трубки выходят пузырьки воздуха. А почему? Воздух при нагревании расширяется и выходит из сосуда. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/main/270626/ (04:40) Вывод: Воздух при нагревании расширяется. Теперь охладим сосуд. Что наблюдаем. По трубке вверх поднимается вода. Почему? А происходит это потому, что воздух при охлаждении сжимается. Вывод: Воздух при охлаждении сжимается. - Мы уже знаем, что частицы газообразных веществ постоянно движутся и часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее и отталкиваются из-за этого на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. При охлаждении все происходит наоборот. - На этом свойстве воздуха основано создание человеком теплых вещей. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не дает телу потерять тепло. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела. И это снова нам доказывает, что воздухплохо проводит тепло. | -В зимней -Зимняя более толстая, летняя тонкая. Отвечают на вопросы Выполняют задание | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область |
Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными. | Откройте учебники на странице 54, давайте прочитаем текст «Воздух должен быть чистым!» - Какие источники загрязнения воздуха? - Какие способы охраны чистоты? Ребята, у меня для вас есть еще одно небольшое задание, оно будет в виде теста. 1. Какие вещества входят в состав воздуха? а) водород, медь, цинк; б) кислород, азот, углекислый газ; в) хлор, фтор, йод. 2. Какой газ воздуха необходим для дыхания? а) азот; б) кислород; в) углекислый газ. 3. Какими свойствами обладает воздух? а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха. б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры. 4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется? а) при нагревании воздух расширяется; б) при охлаждении воздух сжимается; в) воздух плохо проводит тепло. 5. Как нужно охранять воздух от загрязнения? а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов. Проверим! Обменяйтесь листочками со своим соседом. Посмотрите на экран и сравните ответы. Отлично, вы хорошо справились с заданием! | Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы теста:
| К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: осуществлять итоговый контроль; |
Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей. | Так давайте подведём итоги и вспомним все научные исследовательские выводы, которые мы сделали с вами на уроке. - Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? - Перечислите свойства воздуха. -Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается? - Что делать для охраны чистоты воздуха? | Повторяют и закрепляют изученный материал | Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; |
Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности. | Закончи предложение: «На уроке мне ...» Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … Какое у вас настроение … Добились ли мы поставленных целей? Все мои научные сотрудники прекрасно поработали. Дома постарайтесь выполнить тренеровочное задание на сайте «Российская электронная школа»Спасибо за урок, до свидания! | Анализируют свою работу на уроке. | Р: анализировать собственную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...
Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, "Воздух и его охрана", УМК "Школа России", 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свойствах, причинах загрязнения и способах охраны воздухаЗадачи урока:Дидактические:1) позна...
Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК"Школа России"
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о воздухе и его составе. Задачи урока Планируемые результаты Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятием «...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс по теме "Охрана животных"
Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс по теме "Охрана животных"...
Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)
Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока: Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....