Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема урока «Охрана растений»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни животных и человека.
Задачи урока
Дидактические:
- научить определять редкие растения;
- закрепить знания бережного отношения к природе;
- понимать опасные ситуации для природы;
- применять правила верного поведения на природе.
Развивающие:
- развивать логическое мышление во время изучения нового материала»;
- развивать концентрацию внимания в процессе проверки домашнего задания;
- развивать зрительную память при выполнении заданий.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к природе;
- воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс) | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 28.10.2021 Школа: №152 Класс: 3 «в» Урок: 1 Время: 8.00-8.40 Кабинет: 215 | Студент: Баранова Александра Группа: 45 Учитель: Ходыкина М.Ю Методист: Пометун Н.Н________________________ |
Тема урока «Охрана растений»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни животных и человека.
Задачи урока
Дидактические:
- научить определять редкие растения;
- закрепить знания бережного отношения к природе;
- понимать опасные ситуации для природы;
- применять правила верного поведения на природе.
Развивающие:
- развивать логическое мышление во время изучения нового материала»;
- развивать концентрацию внимания в процессе проверки домашнего задания;
- развивать зрительную память при выполнении заданий.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к природе;
- воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, пенала, учебника. Садитесь. Создаёт эмоциональный настрой. -Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Вместе со мной пришел эколог, именно он сегодня будет вместе с вами изучать новую тему. И с каждым новым «открытием», эколог будет подниматься вверх по нашему плану, и в итоге мы все вместе достигнем вершины знаний. Итак, в путь! | Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет. | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Практический метод: викторина | Проверяет домашнее задание при помощи викторины: Внимание, первая ступень, на которую поднимается эколог – «Викторина». Данная викторина направлена на повторение прошлой темы урока. На экране появятся вопросы, ваша задача – прочитать их и выбрать правильный ответ. Ответ будет принят по поднятой руке. Приступаем. Вопросы викторины: 1. за счет чего происходит опыление? (нектар,пыльца,сок растений, семена) 2. как называется перенос пыльцы с одного цветка на другой? (проращивание, набухание, осеменение, опыление) 3. что такое нектар? (сладкий цветочный сок, разновидность пыльцы, сладкие лепестки, сладкие плоды) 4. Для чего многие растения имеют красивые цветки с приятным ароматом? (для красоты, для привлечения птиц, для привлечения насекомых, для привлечения животных) 5. Что еще, помимо насекомых, участвует в опылении цветков? (туман, дожди, ветер, дождь) 6. Какие цветки у растений, опыляемые ветром? (крупные и яркие, очень ароматные, маленькие и невзрачные, содержащие нектар) Молодцы! Справились с викториной. Значит эколог поднимается на следующую ступень – «Тема урока?» | Проверяют домашнее задание: -отвечают на вопросы викторины. Ответы на вопросы викторины: 1)пыльца. 2)опыление. 3)сладкий цветочный сок. 4)для привлечения насекомых 5)ветер. 6)маленькие и невзрачные. | Предметные: знать правила безопасности при пожаре Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: планируют учебное сотрудничество Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Проектор. Слайд с викториной | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Проблемный метод: подводящий диалог | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации: На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето… Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Купавка, василек, дрок, ятрышник, пион узколистный, тюльпан двуцветковый – все эти растения исчезают. Итак, что вы поняли, услышав стихотворение? Как вы считаете, почему всё исчезает? Растения погибают, погибают чаще всего, в результате человеческой деятельности. И именно сейчас надо задуматься над тем, как сохранить растения. Какую тему урока мы можем сформулировать? Отлично. Как вы считаете, какую цель мы должны достигнуть? Хорошо. Сегодня мы познакомимся с правилами бережного отношения к природе и закрепим знания о важности растений в жизни человека и животных. И сейчас эколог переходит на следующую ступень – «Новый материал». | Отвечают на вопросы: -что растения погибают. -отвечают. -«охрана растений» -научиться бережно относиться к природе и закрепить знания о значении растений в жизни. | Предметные: Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные : широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Проектор. Слайд с темой урока и целью. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Практический метод: упражнение | Решает проблемную ситуацию: Как хорошо, что есть растения. Без растений не было бы жизни на Земле. Как вы считаете, какое значение имеют растения для животных и для человека? Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища. Эколог подготовил для вас информацию. Посмотрите на экран. Эколог: Ты идешь по лесу. Посмотри-ка вниз, себе под ноги. На что ты наступаешь? Разные травы, грибы, мелкие животные-всё может попасться под ноги. Там, где один человек пройдет, ущерб лесу не очень большой. Вытаптывание! Это беда пригородных лесов и парков. Шагает человек и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы, уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды, и, растениям на ней жить очень трудно, а то и совсем невозможно. Погибает в вытоптанных местах и грибница грибов. Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Ведь там, где много растений, легко дышится. И мы должны помнить о красоте растений, которую мы можем нарушить, обламывая ветки. Что вы поняли из рассказа эколога? Чтобы знать, какие растения необходимо защищать, существует Красная книга. Она содержит в себе список редких растений, находящихся под угрозой исчезновения. Так, в Красной книге находятся такие растения, как подснежник, ятрышник, водяной орех, сон-трава. А также такие - купальница, волчье лыко, кувшинка, колокольчик, пижма, подорожник большой, пастушья сумка, валериана, но только эти растения занесены в Красную книгу, потому что являются лекарственными. И большинство из этих растений охраняются в ботаническом саду. - Ребята, есть ли у вас любимые растения? Кто готов ответить? Каждый из вас смог перечислить свои любимые растения. Давайте узнаем, как мы можем их защитить. | Изучают новый материал: -мы дышим, благодаря растениям, а для животных растения – дом. Внимательно слушают. -следует ценить природу, меньше ходить по траве, обламывать ветви. -рассказать, что значат для нас растения -2-3 учащихся отвечают. | Предметные: уметь работать с учебником Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Учебник. Рабочая тетрадь. Слайд «рассказ эколога». | |
Первичное закрепление | Формы: индивидуальная, фронтальная, парная(взаимопроверка) Словесный метод: беседа Практический метод: работа в тетради, упражнение | Выполняет упражнения на закрепление нового материала: Посмотрите на знаки, которые представлены на слайде. Какие правила по защите природы мы можем сформулировать? Давайте проверим, правильно ли мы составили правила. Откройте страницу 84 учебника и посмотрите, какие правила нам предлагают друзья природы. Кто прочтет 1 правило? Кто2? Кто 3? Скажите, какие еще правила мы можем с вами предложить? Давайте посмотрим, какие правила предлагает добавить эколог. Эколог: «не ломай ветки деревьев и кустарников», «не повреждай кору деревьев», «не собирай березовый сок». Итак, теперь вы знаете, как можно сохранить растения. Сейчас, посмотрите на слайд и соотнесите картинку с правильным названием. - Кто готов ответить? Молодцы! А сейчас, наш эколог переходит на ступень – «самостоятельная работа». | Выполняют упражнения на закрепление нового материала: -называют предполагаемые правила. Читают правила. -отвечают. Отвечают на вопрос. | Предметные: знать правила друзей природы. Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Учебник. Рабочая тетрадь. Слайд с ответами на 2 задание. Доска. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная Практический метод: практическая работа | Организует выполнение самостоятельной работы: Итак, сейчас пришло время выполнить самостоятельную работу. У каждого на парте есть лист с тестом. Внимательно прочтите все вопросы и дайте один ответ. На выполнение работы 5 минут. Приступайте. Вопросы самостоятельной: 1 вариант: 1.Почему из-за вырубки хвойных лесов исчезают белки? (они боятся людей, им становится негде жить) 2.Почему подснежники редко встречаются в природе? (их срывают ради красивых букетов, их поедают животные) 3.С каким высказыванием вы полностью согласны? («Будем громко кричать и шуметь в лесу!», «Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!») 4.Закончите определение: «Красная книга растений содержит сведения о ...»: (всех растениях, редких и исчезающих растений) 5.В Красную книгу внесено растение? (ромашка, водяной орех) 2 вариант: 1.Что не является причиной исчезновения растений? (хозяйственная деятельность людей, поедание дикими животными) 2.Какое растение занесено в Красную книгу? (ятрышник, ромашка) 3.С каким высказыванием вы полностью согласны? («Не будем охранять редкие растения!», «Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!») 4.Закончите определение: «Красная книга растений содержит сведения о ...»: (исчезнувших растениях, редких и исчезающих растений) 5.Где необходимо ходить, чтобы растения не погибали от вытаптывания? (по траве, по тропинке) Закончили выполнение самостоятельной работы. Передайте работы с последних парт на первую. | Выполняют самостоятельную работу: | Предметные: знть новую тему урока Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Раздаточный материал. | |
Включение в систему знаний, повторение (8 мин) | Форма: фронтальная, в группе, индивидуальная Словесный метод: беседа Практический метод: упражнение | Организует выполнение упражнений: Вы преодолели самостоятельную работу. И сейчас настало время выполнить задание от эколога. А значит эколог поднимается на ступень – «работа в группе». Сейчас каждая группа получит лист бумаги. Ваша задача придумать знак, обозначающий охрану природы. Изобразить его. Затем выбрать одного представителя от группы, который представит работу всему классу. Делит учащихся на группы: Первая группа – первые 2 парты, вторая группа – третья и четвертая парта и т.д. Итак, можете приступить к выполнению. Проверяет работы: Время подошло к концу. И свою работу представит 1 группа. (каждая группа по очереди представляет свой знак) Молодцы ребята! У вас получились отличные знаки. И наш эколог дошел до конца пути – «Успех!» | Слушают задание: Выполняют задание в группе. Проверяют выполнение задания: | Предметные: знать правила охраны природы. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Раздаточный материал. | ||
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Оценивает деятельность учащихся на уроке: Успех означает, что мы смогли пройти все испытания, все ступени изучения нового материала. Давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? Верно. Кто считает, что мы достигли цели, смогли выполнить все задания, и добрались до вершины успеха, поднимите зеленый карандаш. Кто считает, что цель достигнута частично, некоторые задания были трудными, поднимите красный карандаш. А теперь поднимите карандаши те, кто сможет прийти домой и рассказать родителям о том, какие растения внесены в красную книгу и как мы можем их защитить? Молодцы! Спасибо за работу на уроке. До свидания! | Отвечают на вопросы: - научиться бережно относиться к природе и закрепить знания о значении растений в жизни. | Предметные: анализировать собственную деятельность Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечатель...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир." (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого к...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)...