Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Охрана растений»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни животных и человека.

Задачи урока

Дидактические:

  1. научить определять редкие растения;
  2. закрепить знания бережного отношения к природе;
  3. понимать опасные ситуации для природы;
  4. применять правила верного поведения на природе.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения нового материала»;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе проверки домашнего задания;
  3. развивать зрительную память при выполнении заданий.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к природе;
  2. воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
  3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 28.10.2021

Школа: №152

Класс: 3 «в»

Урок: 1

Время: 8.00-8.40   Кабинет: 215

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Ходыкина М.Ю

Методист: Пометун Н.Н________________________

Тема урока «Охрана растений»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни животных и человека.

Задачи урока

Дидактические:

  1. научить определять редкие растения;
  2. закрепить знания бережного отношения к природе;
  3. понимать опасные ситуации для природы;
  4. применять правила верного поведения на природе.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения нового материала»;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе проверки домашнего задания;
  3. развивать зрительную память при выполнении заданий.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к природе;
  2. воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
  3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Вместе со мной пришел эколог, именно он сегодня будет вместе с вами изучать новую тему. И с каждым новым «открытием», эколог будет подниматься вверх по нашему плану, и в итоге мы все вместе достигнем вершины знаний. Итак, в путь!

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа       Практический метод: викторина

Проверяет домашнее задание при помощи викторины:

Внимание, первая ступень, на которую поднимается эколог – «Викторина». Данная викторина направлена на повторение прошлой темы урока. На экране появятся вопросы, ваша задача – прочитать их и выбрать правильный ответ.

Ответ будет принят по поднятой руке. Приступаем.

Вопросы викторины:

1. за счет чего происходит опыление? (нектар,пыльца,сок растений, семена)

2. как называется перенос пыльцы с одного цветка на другой? (проращивание, набухание, осеменение, опыление)

3. что такое нектар? (сладкий цветочный сок, разновидность пыльцы, сладкие лепестки, сладкие плоды)

4. Для чего многие растения имеют красивые цветки с приятным ароматом? (для красоты, для привлечения птиц, для привлечения насекомых, для привлечения животных)

5. Что еще, помимо насекомых, участвует в опылении цветков? (туман, дожди, ветер, дождь)

6. Какие цветки у растений, опыляемые ветром? (крупные и яркие, очень ароматные, маленькие и невзрачные, содержащие нектар)

Молодцы! Справились с викториной. Значит эколог поднимается на следующую ступень – «Тема урока?»

Проверяют домашнее задание:

-отвечают на вопросы викторины.

Ответы на вопросы викторины:

1)пыльца.

2)опыление.

3)сладкий цветочный сок.

4)для привлечения насекомых

5)ветер.

6)маленькие и невзрачные.

Предметные: знать правила безопасности при пожаре

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд с викториной

Постановка учебной задачи
(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето…

Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Купавка, василек, дрок, ятрышник, пион узколистный, тюльпан двуцветковый – все эти растения исчезают.

Итак, что вы поняли, услышав стихотворение?

Как вы считаете, почему всё исчезает?

Растения погибают, погибают чаще всего, в результате человеческой деятельности. И именно сейчас надо задуматься над тем, как сохранить растения.

Какую тему урока мы можем сформулировать?

Отлично. Как вы считаете, какую цель мы должны достигнуть?

Хорошо. Сегодня мы познакомимся с правилами бережного отношения к природе и закрепим знания о важности растений в жизни человека и животных.

И сейчас эколог переходит на следующую ступень – «Новый материал».

Отвечают на вопросы:

-что растения погибают.

-отвечают.

-«охрана растений»

-научиться бережно относиться к природе и закрепить знания о значении растений в жизни.

Предметные:

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Практический метод: упражнение

Решает проблемную ситуацию:

Как хорошо, что есть растения. Без растений не было бы жизни на Земле.

Как вы считаете, какое значение имеют растения для животных и для человека?

Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища.

Эколог подготовил для вас информацию. Посмотрите на экран.

Эколог: Ты идешь по лесу. Посмотри-ка вниз, себе под ноги. На что ты наступаешь?

Разные травы, грибы, мелкие животные-всё может попасться под ноги. Там, где один человек пройдет, ущерб лесу не очень большой. Вытаптывание! Это беда пригородных лесов и парков.  Шагает человек и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы, уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды, и, растениям на ней жить очень трудно, а то и совсем невозможно. Погибает в вытоптанных местах и грибница грибов. Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Ведь там, где много растений, легко дышится. И мы должны помнить о красоте растений, которую мы можем нарушить, обламывая ветки.

Что вы поняли из рассказа эколога?

Чтобы знать, какие растения необходимо защищать, существует Красная книга. Она содержит в себе список редких растений, находящихся под угрозой исчезновения. Так, в Красной книге находятся такие растения, как подснежник, ятрышник, водяной орех, сон-трава. А также такие - купальница, волчье лыко, кувшинка, колокольчик, пижма, подорожник большой, пастушья сумка, валериана, но только эти растения занесены в Красную книгу, потому что являются лекарственными. И большинство из этих растений охраняются в ботаническом саду.

- Ребята, есть ли у вас любимые растения? Кто готов ответить?

Каждый из вас смог перечислить свои любимые растения. Давайте узнаем, как мы можем их защитить.

Изучают новый материал:

-мы дышим, благодаря растениям, а для животных растения – дом.

Внимательно слушают.

-следует ценить природу, меньше ходить по траве, обламывать ветви.

-рассказать, что значат для нас растения

-2-3 учащихся отвечают.

Предметные: уметь работать с учебником

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные :  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Учебник. Рабочая тетрадь.

Слайд «рассказ эколога».

Первичное закрепление
(5 мин)

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная(взаимопроверка)

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа в тетради, упражнение

Выполняет упражнения на закрепление нового материала:

Посмотрите на знаки, которые представлены на слайде. Какие правила по защите природы мы можем сформулировать?

Давайте проверим, правильно ли мы составили правила. Откройте страницу 84 учебника и посмотрите, какие правила нам предлагают друзья природы. Кто прочтет 1 правило? Кто2? Кто 3?

Скажите, какие еще правила мы можем с вами предложить?

Давайте посмотрим, какие правила предлагает добавить эколог.

Эколог: «не ломай ветки деревьев и кустарников», «не повреждай кору деревьев», «не собирай березовый сок».

Итак, теперь вы знаете, как можно сохранить растения. Сейчас, посмотрите на слайд и соотнесите картинку с правильным названием.

- Кто готов ответить?

Молодцы! А сейчас, наш эколог переходит на ступень – «самостоятельная работа».

Выполняют упражнения на закрепление нового материала:

-называют предполагаемые правила.

Читают правила.

-отвечают.

Отвечают на вопрос.

Предметные:  знать правила друзей природы.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник. Рабочая тетрадь. Слайд с ответами на 2 задание.

Доска.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: практическая работа

Организует выполнение самостоятельной работы:

Итак, сейчас пришло время выполнить самостоятельную работу. У каждого на парте есть лист с тестом. Внимательно прочтите все вопросы и дайте один ответ. На выполнение работы 5 минут. Приступайте.

Вопросы самостоятельной:

1 вариант:

1.Почему из-за вырубки хвойных лесов исчезают белки? (они боятся людей, им становится негде жить)

2.Почему подснежники редко встречаются в природе? (их срывают ради красивых букетов, их поедают животные)

3.С каким высказыванием вы полностью согласны? («Будем громко кричать и шуметь в лесу!», «Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!»)

4.Закончите определение: «Красная книга растений содержит сведения о ...»: (всех растениях, редких и исчезающих растений)

5.В Красную книгу внесено растение? (ромашка, водяной орех)

2 вариант:

1.Что не является причиной исчезновения растений? (хозяйственная деятельность людей, поедание дикими животными)

2.Какое растение занесено в Красную книгу? (ятрышник, ромашка)

3.С каким высказыванием вы полностью согласны? («Не будем охранять редкие растения!», «Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!»)

4.Закончите определение: «Красная книга растений содержит сведения о ...»: (исчезнувших растениях, редких и исчезающих растений)

5.Где необходимо ходить, чтобы растения не погибали от вытаптывания? (по траве, по тропинке)

Закончили выполнение самостоятельной работы. Передайте работы с последних парт на первую.

Выполняют самостоятельную работу:

Предметные: знть новую тему урока

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(8 мин)

Форма: фронтальная, в группе, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Практический метод: упражнение

Организует выполнение упражнений:

Вы преодолели самостоятельную работу. И сейчас настало время выполнить задание от эколога. А значит эколог поднимается на ступень – «работа в группе».

Сейчас каждая группа получит лист бумаги. Ваша задача придумать знак, обозначающий охрану природы. Изобразить его. Затем выбрать одного представителя от группы, который представит работу всему классу.

Делит учащихся на группы:

Первая группа – первые 2 парты, вторая группа – третья и четвертая парта и т.д.

Итак, можете приступить к выполнению.

Проверяет работы:

Время подошло к концу. И свою работу представит 1 группа. (каждая группа по очереди представляет свой знак)

Молодцы ребята! У вас получились отличные знаки. И наш эколог дошел до конца пути – «Успех!»

Слушают задание:

Выполняют задание в группе.

Проверяют выполнение задания:

Предметные: знать правила охраны природы.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Раздаточный материал.

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

Успех означает, что мы смогли пройти все испытания, все ступени изучения нового материала.

Давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

Верно. Кто считает, что мы достигли цели, смогли выполнить все задания, и добрались до вершины успеха, поднимите зеленый карандаш.

Кто считает, что цель достигнута частично, некоторые задания были трудными, поднимите красный карандаш.

А теперь поднимите карандаши те, кто сможет прийти домой и рассказать родителям о том, какие растения внесены в красную книгу и как мы можем их защитить?

Молодцы!

Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Отвечают на вопросы:

- научиться бережно относиться к природе и закрепить знания о значении растений в жизни.

Предметные: анализировать собственную деятельность

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные :  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечатель...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого к...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...