Технологическая карта урока окружающего мира "Начало истории человечества" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о первобытных людях

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с историей жизни первобытных людей;

2.Мотивировать учащихся к изучению раздела “Страницы всемирной истории”.

Предметные: обучающиеся научатся:

  1. Иметь представление о продолжительности периода первобытной истории;
  2. Называть исторические эпохи.

 

Развивающие:

1. Развивать и обогащать речь учащихся в процессе учебного диалога;

2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки при выполнении упражнений.

Личностные:

  1. Проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;
  2. Проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы;

2. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir_4kadetskiy_2.docx357.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 26.01.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148»

Класс:

Урок: 5

Время: 11:40-12:20   Кабинет: 106

Студент: Кондратенко Варвара Евгеньевна

Группа: 31

Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Начало истории человечества»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о первобытных людях

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с историей жизни первобытных людей;

2.Мотивировать учащихся к изучению раздела “Страницы всемирной истории”.

Предметные: обучающиеся научатся:

  1. Иметь представление о продолжительности периода первобытной истории;
  2. Называть исторические эпохи.

Развивающие:

1. Развивать и обогащать речь учащихся в процессе учебного диалога;

2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки при выполнении упражнений.

Личностные:

  1. Проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;
  2. Проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы;

2. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

УМК: УМК «Школа России»: учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А., 4 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудования

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

-Здравствуйте, товарищи кадеты!  Меня зовут Варвара Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

-Покажите палец вверх, если вы полностью готовы к уроку.

- Отлично, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Я желаю всем удачи на уроке!

Приветствует учителя.

Показывает готовность к уроку.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Показывают палец вверх.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность;

 Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

 Повторение изученного материала.

-Ребята, сегодня мы с вами приступим к изучению второй части учебника «Окружающий мир».

-Давайте откроем учебник и прочитаем название нового раздела.

-Отлично, ребята, что мы будем изучать в этом разделе?

-Верно, историю.

-Ребята, а что такое история?

-Отлично, а для чего нам нужно изучать историю?

-Все верно. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. История- это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

-Ребята, давайте вспомним исторические термины, изученные ранее, и решим кроссворд.

-Это задание вы будете выполнять в парах.

-Давайте повторим правила работы в парах.

-Отлично, теперь приступим к заданию.

-На выполнение его, у вас есть полторы минуты. 

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.

-Время вышло. Давайте прочитаем выделенное слово.

-Ребята, а вы знаете, кто это?

-Верно. Его называют “отцом истории”. Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Открывают учебник, читают название раздела.

-Историю.

-История- наука о прошлом, которая изучает, как жили различные народы и какие события происходили в их жизни.

-Для того, чтобы знать как жили раньше наши предки.

Повторяют правила работы в паре.

-Музей

-Архив

-Документ

-Календарь

-Экспонат

-Геродот.

-Геродот-первый ученый историк.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебник, учебная презентация, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и цели урока

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Определяет тему урока, совместно с детьми ставить цель и план урока.

-Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

-Верно, тема нашего урока «Начало развития человечества».

-Какую цель мы сегодня поставим?

-Хорошо, цель нашего урока: узнать об истории развития человечества.

-А какого плана мы будем с вами придерживаться?

1. Узнаем о жизни первобытных людей.

2. Выполним самостоятельную работу.

3. Подведем итоги.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Смотрят видеоролик.

-О предках, первобытных людях.

-Тема урока: «Начало развития человечества».

-Цель: Познакомиться с историей развития человечества.

Составляют план урока.

-План:

1. Узнаем о жизни первобытных людей.

2. Выполним самостоятельную работу.

3. Подведем итоги.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация, видеоролик

«Открытие детьми нового знания»

(20 -25 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ю

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Открытие для детей новых сведений.

-Ребята, а как вы думаете, как люди узнали о жизни  первобытных людях?

-Верно, а как называется наука, которая изучает прошлое человечества, по находкам, полученным в результате раскопок?

-Правильно, археология.

-Давайте прочитаем на экране определение этой науки.

-Все верно.

-Ребята, ученые разделяют историю человечества на несколько больших эпох.

-Они называются так: история Древнего мира, история Нового времени, первобытная история, история Средних веков, история Новейшего времени.

-Ребята, а как вы думаете, в правильном ли порядке расставлены эпохи?

-Верно, сейчас я вам предлагаю выполнить задание.

-Но для начала, вам нужно будет объединиться в группы.

-Хорошо, теперь приступим к заданию.

-На ваших столах лежат карточки с «лентой времени».

-Ваша задача расставить эпохи в правильном порядке и написать на «ленте времени».

-На это задание у вас есть 2 минуты.

-Время вышло.

-Теперь, откройте учебник на стр.4 и выполните самопроверку.

-Хорошо, теперь покажите зеленую карточку те, кто не допустили ни единой ошибки, и красную карточку, те кто допустил одну или две ошибки.

-Отлично, давайте продолжим!

-Ребята, ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

-Самых древних предков человека учёные называли австралопитеками. Они жили около 2–4 млн лет назад. Австралопитеки считаются промежуточным звеном между человекообразной обезьяной и человеком. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга они не превосходили современных человекообразных обезьян.

-Около 130–150 тыс. лет назад сформировался более развитый тип человека — неандерталец, обитавший в Европе, в Центральной и Северной Азии. Коренастое телосложение, короткая шея, широкие плечи и массивные руки неандертальцев говорят о значительной физической силе этого вида. Неандертальцы умели строить жилище, шили одежду из звериных шкур и были удачными охотниками.  

-Около 40–30 тыс. лет назад в Европе появился новый вид людей, который учёные назвали кроманьонец. По сравнению с неандертальцами, у кроманьонцев было менее массивное телосложение, но более высокий рост (до 180–190 см). Череп кроманьонцев имеет более округлую и вытянутую форму. По мнению учёных, внешний облик кроманьонцев мало чем отличался от внешности современных людей. Они строили жилища и приручали животных, изготавливали одежду, украшения, сложные костяные и каменные орудия труда; у них возникли первые зачатки искусства (наскальные рисунки).

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Проводили раскопки.

-Археология.

Читают определение.

-Нет.

Выполняют задание.

Выполняют самопроверку.

Показывают карточки.

Слушают учителя.

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи.

Учебник, учебная презентация, раздаточный материал.

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практическ-ий: выполнение динамичес-кой паузы

Организует динамическую паузу. Просмотр видеофрагмента.

- Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Повторяем движения из видео.

Выполняют динамическую паузу.

Видеофрагмент «Динамическая физминутка»

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль

Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

-Ребята, а вы знаете как жили первобытные люди, чем они занимались?

-Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам выполнить задание в парах.

-Возьмите листок с текстом и таблицей. Ваша задача, прочитать текст, а затем заполнить таблицу по данному тексту.

Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.

С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.

 Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.

 Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.

  Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами-коллективами. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.

-На это задание у вас будет 5 минут. Можете начинать.

-Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось.

-Кто желает выйти к доске и написать, что у вас получилось.

-Отлично, у кого получилось также, покажите зеленые карточки.

-А теперь давайте сравним с моим вариантом ответа.

-Вы все верно сделали, молодцы!

-Итак ребята, давайте обратимся к нашему плану.

-Какой пункт плана мы сейчас выполнили?

-Отлично!

-Нет.

Выполняют задание в парах.

Выходят к доске и пишут свой вариант ответа.

Показывают карточки.

Сравнивают варианты ответа.

-Мы выполнили первый пункт плана.

УУПД:      Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Учебная презентация, раздаточный материал.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достиже-ния цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль

 Организует самостоятельную работу с проверкой.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.

-Вам нужно будет решить тест по нашей теме урока.

-На это задание у вас будет 5 минут.

1.  Первобытные люди жили:

 А) Группой

 Б) В одиночку

 2.  Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

 А) Теплый климат

 Б) Тело покрыто шерстью

3. Для чего строили жилища первобытные люди?

 А) Чтобы продать соседнему племени.

 Б) Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.

4. Назови континент, на котором появились древней­шие люди.

А) Антарктида.

Б) Африка.

5. В какой строчке эпохи стоят в правильном порядке?

А) Древний мир — Первобытное время — Новое время.

Б) Первобытное время — Древний мир — Средние века.

6. Как звали “отца истории”?

А) Геркулес.

Б) Геродот.

7. Самый древний человек-это?

А) Кроманьонец.

Б) Австралопитек.

-Можете начинать.

-Время вышло. Теперь посмотрите на экран и проверьте ваши ответы.

-Хорошо, покажите зеленый карандаш, если вы все верно выполнили и не допустили ошибок. И красный, если вы немного ошиблись.

-Отлично, вы справились с этим заданием!

-А какой пункт плана мы сейчас выполнили?

-Верно, давайте продолжим.

Выполняют самостоятельную работу.

-Группой.

-Теплый климат.

-Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.

-Африка.

-Первобытное время-Древний мир-Средние века.

-Геродот.

-Австралопитек.

Осуществляют самопроверку.

Показывают карандаш.

-Мы выполнили второй пункт.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация, раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Проводит работу с ранее изученным материалом

-Ребята, для закрепления и усвоения изученного материала, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

-Узнали ли вы, что-то новое из это видефорагмента?

-Кто хочет рассказать, что нового он узнал?

-Отлично, спасибо за ответ.

Смотрят видеофрагмент.

-Да.

-Я узнал много новой информации о наскальных рисунках древних людей.

УУРД:       корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация, видеофрагмент.

Рефлексия деятельности (по продукту)

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы.

-Как звучала тема нашего урока?

-Хорошо, а какую цель мы с вами ставили?

-Верно, а все ли пункты плана мы выполнили?

-Давайте посмотрим на экран и проверим.

-Отлично, вы молодцы!

-На ваших столах лежат косточки, возьмите и раскрасьте их. Зеленым карандашом, если у вас на уроке все получилось и вы хорошо усвоили новый материал. И красным карандашом, если у вас что-то не получилось и вы плохо запомнили новый материал.

-Отлично, а теперь поднимите вверх ваши косточки.

-Спасибо за урок. До свидания!

Проводят рефлексию.

-Начало истории человечества.

-Познакомиться с историей развития  человечества.

-Да.

Раскрашивают косточки.

Поднимают косточки вверх.

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация, раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Технологическая карта урока окружающий мир (история) "На пути к единству" 4 класс

Конспект урока по истории. Класс: 4Тема: «На пути к единству» Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта урока окружающего мира (история) Тема: "Побываем в гостях" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами.Планируемые результатыПредметные:знать: обычаи гостеприимства, определение понятий: юрта, яран...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...