II. Актуализация знаний и мотивация Слов.: учебный диалог Словесн.: ответы на вопрос учителя
|
5 мин
| Проверьте, чтобы у каждого на столе лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь, опираясь на предыдущую тему, ответим на несколько вопросов.
1. Как выглядит старинный дом, с которым мы познакомились на прошлых уроках? 2. Что является объединяющим центром старинного дома? 3. Почему такой центр необходим и в современном доме? 4. Как еще по-другому называется красный угол? | Проверяют готовность к уроку
Отвечают на вопросы учителя
1. Перешагнув порог старинного дома и посмотрев вверх, можно увидеть центральную балку потолка (матица). Она делит жилую часть дома пополам. До матицы, ближе к входной двери, на опечке устроена печь. Ее чисто белили, а опечек расписывали цветами, как это видно на фотографии внизу справа. У печи стоит печной столб с головой как у коня-птицы (коник). От столба к стенам идут длинные толстые полки - грядки, воронцы. На одной грядке - женская утварь для кухни, на другой - инструменты для мужской работы. 2. Красный угол. 3. Объединяет всю семью. 4. Передний. | Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.
П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
III. Постановка учебной задачи Словес.: беседа
|
2 мин
| Прочитайте пословицы. -И крот в своем углу зорок. -В своем болоте и лягушка поет. -Всяк кулик свое болото хвалит. О чем эти пословицы? Сегодня на уроке мы в отправимся в гости к разным народам, познакомимся с их жилищами.
Музыкальное сопровождение.
Тема нашего урока: «Побываем в гостях».
А какие цели у нас будут на урок? |
Каждому нравится свое жилище.
Узнать обычаи гостеприимства, познакомиться с жилищами разных народов.
|
Р.: построение речевого высказывания; целеполагание |
IV. Открытие нового знания Слов.: слово учителя Слов.: учебный диалог Практич.: чтение текста, ответы на вопросы
| 10 мин | Итак, начнем работу.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы побываем в старинных жилищах некоторых народов России и мира. Что отправляясь в гости надо помнить? От гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни. Попытайтесь понять всё, что на первый взгляд кажется необычным, вызывает удивление. И тогда увидите, как много общего у всех народов на Земле. А что мы говорим, когда встречаем гостей? Хозяева обычно встречают гостей приветливыми словами: « Просим в дом – красному гостю красное место!» Угощают от души: « Чем богаты, тем и рады». Принимают ласково, за обе руки берут да в красный угол сажают. На Руси гостей встречали хлебом и солью. Можете ли вы дополнить эти правила своими примерами?
-Ребята, а из каких источников мы можем узнать интересные сведения о жизни других народов, об их традициях? -Сегодня мы совершим путешествие по нашей стране
- Наша страна очень большая. Она протянулась с запада на восток почти на 10000 км, а с севере на юг – на 4000 км. В ней проживает 180 разных народов и национальностей. Откроем учебник на странице 16, к какому народу мы заглянем в гости? Прочитаем, как обустроено жилище народов. Какие народы здесь живут? Назовите жилища этих народов? Что вы узнали об этих жилищах?
А известно ли вам, что такое чум? Чум - конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами. Как вы думаете, что есть общее в старинных домах разных народов России и мира?
Ребята, а кто знает, какие национальности живут в нашем Крае? Верно, коренными жители нашего края-татары и башкиры. До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях. Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития. В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества. Жилища татар. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. |
Добро пожаловать.
Энциклопедия, интернет.
Таежные жители.
Народы – Ханси и Манси. У них были различные жилища для каждого времени года и разных занятий: землянки, выкопанные в земле; избы, рубленные на земле; чум на каркасе из жердей, крытом оленьими шкурами; шалаши из ветвей.
Предположение детей.
-Порог.Он должен был защищать дом от сквозняков. Служил символической преградой для злых духов. И имел практическое оборонительное значение (враг не мог вбежать в жилище, ему обязательно нужно было остановиться, чтобы переступить через порог). -Очаг для приготовления пищи и отапливания помещения. -Святое место(там, где располагались священные предметы и подношения для богов). -Женская и мужская часть. В женской половине готовили еду и занимались рукоделием. В мужской половине принимали гостей и велись разные переговоры.
Татары, башкиры. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Практич.: работа с учебником
|
1 мин
4 мин
| Динамическая пауза Раз – подняться на носочки, Два- нагнуться, разогнуться, Три- руками три хлопка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.
Откроем учебник на странице 18. Посмотрите на изображения, как выглядят жилища разных народов. Чем похожи юрта и яранга?
Чем похожи жилища удмуртов и татар на русские избы? Что вы знаете о мазанке? Мазанка - строение, изба из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной. | Повторяют движения за учителем
И юрта и яранга - переносные жилища. Имеют в плане круглую форму с конусообразным куполом, в котором находится отверстие для тяги. Только юрта используется южными кочевниками, монголы, киргизы, казахи, покрытие у юрты - войлок. А яранга используется у северных оленеводов, чукчи, эвенки и т. д. , и покрытие у нее - шкуры. И еще, по площади яранга поменьше юрты, т. к. климат на севере более суровый, и площадь отопления стараются делать меньше. В убранстве, форме дома. Мазанка – традиционное жилище украинцев.
|
Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практич.: работа с доской, работа с карточками | 5 мин | Посмотрите внимательно на доску, здесь изображены жилища разного народа, но кто-то перепутал все название жилищ и к какому народу они относятся, давайте вместе с вами вернем все на место и скажем, из каких материалов построены жилища.
Работа в парах На столе вы видите карточки, на которых изображены жилища, ваша задача отнести их к нужному народу. Взаимопроверка, ключ на доске. | Выполняют задание учителя.
Выполняют работу с карточками. |
К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практич.: выполнение теста | 5 мин | Сейчас мы с вами решим небольшой тест. На экране будут представлены вопросы, ваша задача ответить на них полным ответом, самостоятельно. Тест по теме: «Побываем в гостях» 1. Что общего можно увидеть в старинных домах разных народов России и мира? 2. В чем их различия? 3. Почему необходимо уважать обычаи других народов? |
Ответы: 1. -Порог.Он должен был защищать дом от сквозняков. Служил символической преградой для злых духов. И имел практическое оборонительное значение (враг не мог вбежать в жилище, ему обязательно нужно было остановиться, чтобы переступить через порог). -Очаг для приготовления пищи и отапливания помещения. -Святое место(там, где располагались священные предметы и подношения для богов). -Женская и мужская часть. В женской половине готовили еду и занимались рукоделием. В мужской половине принимали гостей и велись разные переговоры. 2. Основные отличая заключались в материале, который люди использовали для постройки(то, что было под рукой). Где-то это был камень (гористые местности), где-то шкуры животных, где-то солома, где-то вообще лёд. 3. Обычаи идут к нам с годами, это культура нашего народа, характера и понимания мира. К сожалению у каждого она своя. Поэтому уважение традиций и обычаев очень важная составляющая в переговорах и дружеских отношениях!
| Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме К.: построение речевого высказывания. |