- Организация работы в группах.
- Мы пришли к выводу, что каждое живое существо привыкает к определенному месту обитания. Теперь нам нужно понять, какие объекты к какому месту обитания относятся, и правда ли, что они могут жить только там. - В начале урока на рисунке мы рассматривали животных, которые обитают в воде. А где еще могут обитать живые организмы? - Итак, вы назвали много мест обитания. Животных много. Как же нам успеть поработать со всеми? Какая форма работы нам в этом помогает?
- Поработаем в группах. Вам предстоит обсудить информацию и рассказать другим группам, какие объекты живой природы к каким условиям обитания относятся, и почему они могут обитать только в этих условиях. Давайте вспомним правила работы в группе.
2.Выступление групп. Заполнение индивидуальных карточек по итогам выступлений. - После выступления каждой группы мы будем заполнять карточки по каждому месту обитания.
3.Физкультминутка: Мы шагаем друг за другом, Лесом и весенним лугом, Мы походим на носках, А потом на пятках. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Покружились, полетели, На цветы тихонько сели.
3. Создать условия для формулирования понятия «природное сообщество». - Чем является местообитание для каждого живого существа? -Прочитаем, что говорится о местообитании в учебнике. - Итак, с какими необходимыми условиями жизни связано местообитание каждого существа? -Что называют природным сообществом? - Прочитайте задание и подсказку в учебнике. (Как ты понимаешь слово «сообщество»?) 4 Введение понятия «цепь питания». Организация работы в парах. - Прочитайте задание в учебнике. Обсудите и попробуйте сформулировать, что такое пищевая цепь.
5.Применение нового знания. Организация работы в парах и индивидуальной работы. -Составьте пищевые цепи и определите, к какому сообществу они относятся. - Некоторые ребята выполнят индивидуальное задание на карточках. -Сделаем вывод по итогам этого этапа работы. |
-Предлагают провести работу в группах, чтобы успеть за короткий промежуток времени обработать всю информацию. Формулируют правила работы в группе. 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.
- Работают в группах, используя карточки с информацией и с вопросами. Выступают представители групп. Слушают выступления, заполняют карточки.
Отвечают на вопросы. Читают текст учебника.
Формулируют вывод.
Обсуждают в паре смысл понятия «цепь питания», формулируют вывод: пищевая цепь – связь между организмами, при которой одни из них являются пищей для других.
1.В паре составляют цепи питания. 2.Трое ребят индивидуально читают текст сказки «Старик и сова» и составляют по тексту цепь питания.
По итогам работы групп и индивидуальной работы делают вывод: в природе все взаимосвязано.
|
Дополнительный материал к уроку:
1.Таблица для самооценки знаний учащимися.
| Знаешь ли ты …?
| «Самооценка» знаний учащимися | Условные обозначения | Начало урока | Конец урока | 1. | Знаю различия между живой и неживой природой. |
|
|
Я знаю « + »
Я не знаю « – »
Хотелось бы узнать больше « V »
Сомневаюсь в своих знаниях « ? » | 2. | Знаю царства живой природы. |
|
| 3. | Знаю, что такое среда обитания. |
|
| 4. | Знаю, какие необходимые условия жизни дает живым существам среда обитания. |
|
| 5. | Знаю, что такое «природное сообщество». |
|
| 6. | Понимаю, что такое «цепь питания» |
|
| 7. | Умею составлять цепи питания. |
|
| 8. | Понимаю, что в природе все взаимосвязано. |
|
| 9. | Умею работать индивидуально, в паре и в группе. |
|
| 10. | Умею оценивать свою деятельность |
|
|
2.Карточки для работы в группе. Группа 1: Место обитания – лес. Подготовьте ответы на вопросы: - Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу. - Растения: береза, ель, пшеница, папоротник, ландыш
- Грибы: подберезовик, сыроежка
- Животные: лось, белка, цапля, дятел, сова.
- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты? Группа 2: Место обитания –луг. Подготовьте ответы на вопросы: - Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу. - Растения: клевер луговой, ель, папоротник, василек, ромашка
- Животные: бабочка-крапивница, пчелы, кузнечики.
- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты? Группа 3: Место обитания – поле. Подготовьте ответы на вопросы: - Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу. - Растения: пшеница, рожь, лен, сосна, рис, хлопчатник
- Животные: мышь-полевка, суслик, заяц, лисица, карась, дятел.
- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты? Группа 4: Место обитания – водоем. Подготовьте ответы на вопросы: - Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу. - Растения: кувшинка белая, кубышка желтая, ряска, водокрас, ромашка
- Животные: утка, цапля, стрекоза, лиса, лягушка, сом, карась.
- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?
3.Индивидуальные карточки: Название среды обитания: _____________________________________________ Живые существа, обитающие в данной среде обитания: ___________________________________________________________________
4.Карточки для создания цепи питания (в парах по рядам): 1 ряд: шишки – белка - ястреб. 2 ряд: водоросли – улитка – рак. 3 ряд: трава – кузнечик- ящерица 5.Текст сказки «Старик и сова» для индивидуальной работы: - Прочитай сказку и составь цепь питания. Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьет — молоком белит. Летит сова. — Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей: — Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг? Рассердилась Сова. — Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются: — Не видать Совы, не слыхать Совы. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, пыльцу с цветка на цветок не носят. По лугу ветер гуляет, пыльцу с клевера наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла. Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять: пойло лижет, а молоко все жиже да жиже. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало. Нечем стало Старику чай белить, — пошел Старик Сове кланяться: — Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай. А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. — То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать. |