Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

 

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен в игровой форме, к данному уроку прилагается красочная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_16.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Как зимой помочь птицам?

Учитель: Шелепова И.Г.

Цели деятельности учителя

познакомить с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах; воспитывать любовь к природе.

Тип урока

Решение частных задач, комбинированный.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать за жизнью птиц; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе; получат возможность научиться ухаживать за животными живого уголка; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Презентация на тему: «Где зимуют птицы?»


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формы
совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Промежу-точный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обуча-
ющихся к уроку, озвучивает
 
тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

Слушают
и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Беседа и игра о птицах.

- Сегодня      к нам на урок пришли     Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.

Слайд 1 (Приложение  1) 

 Муравей Вопросик  просит тебе помочь решить вот такое  задание.

Игра « Третий лишний».

Слайд 2 

Кого убрали и почему?

Какую  пользу приносят птицы?

Что необходимо для жизни птиц?

В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Слайд  3.

 С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна.  9 синиц погибают. Вам их жалко?

Правильно. О чём мы сегодня поговорим? Сегодня мы поговорим о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить .

Тема нашего  урока: «Как зимой помочь птицам?»   Слайд 4.

 Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..

Пища, вода, воздух, свет, тепло

 Трудно зимой, т.к. не хватает  пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом

О птицах зимой.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные –  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни птицам, зимующих в наших краях;

логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

Устные ответы

III. Изучение

нового материала

Презентация на тему «Как зимуют птицы».

Подробное  знакомство с   птицами.

Физкультминуткa

Демонстрирует и комментирует слайды презентации.

Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать  загадки.

Слайды 5-6

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
      Почему птичку зовут синицей?

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Рассказ учителя об этой птице. (Приложение  2)

Слайды  7-8

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
      

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

 Рассказ учителя об этой птице.

    Слайды 9-10        

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
      - Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Рассказ учителя об этой птице.

Слайды  11-12

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
     
Почему воробей имеет такое название?

Рассказ учителя об этой птице.

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали   у нас.

Слайды 13-14

Засвистели :«Сври-свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей…

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали ее  у нас.

Рассказ учителя об

 этой птице.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.

    Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму?

Слайды 15-16.

Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют как?

Слайды 17 -19

А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто  это?  

Рассказ учителя об этой птице.

-  У птиц зимой есть  природные столовые.   Это рябина и калина.  Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Слайды 20 -21

Просматривают презентацию.

Синица

поёт си-си-си

Поползень

Снегирь

Воробей

Свиристели

Зимующие.

Дрозд

Фронтальная

Познавательные: общеучебные  извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические  

дополнение и расширение имеющихся знаний

Регулятивные УУД:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление

 

Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

Практическая работа 

Составление «Меню для птичьей столовой» 

Голодно птицам зимой.  Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.   А помочь им может каждый.  Как им помочь?

Дети рассматривают кормушки   Слайд 22 

 Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках.

 Изготовление кормушки из 

коробок из-под молока или сока.

Кормушка готова.   Кто из вас хочет покормить птиц?  Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя?  

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 24-27.

А что нельзя класть в кормушку? Слайды 28-30.

Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.

Отвечают
на вопросы.

Сделать кормушки.

Фронтальная

Работа
в парах, группах.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и

Самостоятельное задание, самопроверка.

Устные ответы

 Чтение стихотворения А.Яшин  «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
 Слайд 31.

Выполнить задание 1 в рабочей тетради

(с. )

Выполняют задания
в рабочей тетради

Индивидуальная, в парах

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке  

 Как помочь птицам зимой?

 Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

Чему мы научились?

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..

Продолжите любое из этих предложений.  Слайд 32

-  Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке  

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

ЗАГАДКИ

У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на ветке светлым днём.

(Сова.)

Кто в берете ярко-красном,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? … (Воробей.)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр!»

(Ворона.)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.  

(Грач.)

Одежда белая, а ножки

Обуты в красные сапожки.

Из моды выйдут – вот беда!

Ему ж не снять их никогда.

    (Гусь.)

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

   (Жаворонок.)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавель.)

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте – кто? ... (Индюк.)

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка.)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.    

(Курица.)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина …. (орла).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как помочь птицам зимой?"

Технологическая карта урока (УМК "Школа России"),Краткий самоанализ урока....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Как животные готовятся к зиме»

УМК: «Перспективная начальная школа»Предмет: окружающий мир.Тема:  «Как животные готовятся к зиме».Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Как зимой помочь птицам? Практическая работа «Изготавливаем кормушку» УМК "Школа России"

УМК: «Школа России»Тип урока: урок получения новых знанийВид урока: урок-исследованиеТема: Как зимой помочь птицам?Цель:  познакомить детей с зимующими птицами, учить различать их, ра...