Технологическая карта урока окружающий мир (история) "На пути к единству" 4 класс
план-конспект занятия по истории (4 класс) по теме
Конспект урока по истории.
Класс: 4
Тема: «На пути к единству»
Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.
Планируемые результаты
Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране.
Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон
Тип урока: комбинированный
Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; рабочие тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_puti_k_edinstvu.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории. Тема: «На пути к единству»
Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.
Планируемые результаты
Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране.
Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон
Тип урока: комбинированный
Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; рабочие тетради.
Карточки с понятиями и датами | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Карточка с д/з |
Фотография доски
Этапы урока | Вре-мя, мин | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организация начала занятия | 1 | Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна, сегодня я проведу у Вас урок истории. В течение урока, за каждый правильный ответ, я буду раздавать смайлики. По итог урока поставим оценки. Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народам нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины. | Приветствует учащихся, создание положительной мотивации учащихся на уроке Словесный: слово учителя | Приветствие учителя. Положительный эмоциональный настрой | Л: самоопределение К: умение переключать вид деятельности |
Актуализация опорных знаний | 5 | Вспомните тему прошлого урока: «Подвижники Руси и землепроходцы» Сейчас Вам предстоит работа в группах (по 4 человека). Разгадайте кроссворд правильно, нам откроется тема сегодняшнего урока (приложение 1). - у нас открылось слово Единство | Формулирует задание для работы в парах. Актуализирует опорные знания учащихся творческим задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом Контролирует выполнение работы Словесный: слово учителя Практический: работа с кроссвордом Наглядный: карточки с кроссвордом | Называют тему прошлого урока В группах разгадывают кроссворд. | П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. К: владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность различных точек зрения |
Постановка темы и цели урока | 2 | Откройте учебник на странице 40 и прочитайте тему урока. А теперь давайте поставим цели урока: - познакомится с историей праздника «День народного единства» - узнать о событиях конца XVI - начала XVII веков | Работа по учебнику. Определение темы и целей урока Словесный: учебный диалог Наглядный: учебник на печатной основе Практический: работа с учебником | Постановка темы и цели урока | Р: принятие и сохраннее учебной задачи |
Усвоение новых знаний и способов действий | 7 | Ребята, а что такое «единство»? Назовите дату праздника? (4 ноября наша страна отмечает День народного единства). Этот праздник связан с событиями 1610 - 1613 годов. .. окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков. В начале 17 века голод и междоусобные войны разоряли страну. Она стала в этих условиях лёгкой добычей для врагов. Русская земля на северо – западе и западе была занята поляками. Крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон. - Как вы понимаете, что такое гарнизон? (войсковое подразделение, обороняющее какой-либо объект) России угрожала потеря независимости. В Москве умер царь Иван IV, в Угличе загадочно погиб царевич Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). С кончиной бездетного царя – Федора Ивановича прервалась династия Рюриковичей. Прямых наследников престола не оказалось. В России началась борьба за власть. Настало в стране Смутное время... - Подерите однокоренные слова к слову «смута» (смутьян, мутный, мутить, омут) - Предположите, что означает «смутное время»? В стране царил беспорядок и раздор. Объявились самозванцы, выдававшие себя за спасшегося в Угличе царевича Дмитрия. В борьбе за освобождение проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, самопожертвование, верность родине. Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно – освободительной борьбы: патриарха Гермогена, героев освободительного движения Козьмы Минин и Дмитрия Пожарского | Работа с понятием «единство» Работа по теме урока (доносит новую информацию) Работа с понятие «гарнизон» Информация по теме урока Работа с понятиями «смута», «Смутное время». Работа с учебником (стр 40) Словесный: слово учителя, учебный диалог Практический: работа с понятиями Наглядный: учебник, ТСО | Определение понятию «единство» Узнают новую информацию Определение понятию «гарнизон» Узнают новую информацию Определение понятий «смута», «смутное время» (по учебнику стр.40) | П: работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; подведение под понятия; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
6 | - Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? (монастырь) Название монастыря мы узнаем, разгадав ребус… (Троице - Сергиев) - В смутное время Троице-Сергиев монастырь выдержал 16 месяцев осады польскими войсками. К концу осады живых осталось немного. Но они отказались от предложения поляков сдаться. В учебнике на странице 41 найдите раздел «Календарь памятных дат». По цепочке начиная со 2 ряда, 1й парты начнём читать…(по предложению). Молодцы! - Сейчас я раздам Вам карточки с зданием. Ваша задача в парах заполнить пропуски по прочитанному тексту (проверка фронтальная по эталону) Приложение 2 1) 2 марта 2) Гермогена 3) грамоту 4) первое народное ополчение 5) Москву 6) поляками 7) темницу 8) грамоты 9) церквях 10) освобождению Отечества. - Как вы понимаете слово «ополчение»? (войско, собираемое в помощь регулярной армии путём добровольного привлечения широких народных масс) - Какой подвиг совершил патриарх Гермоген? | Информация по теме урока Формулирует задание Работа с учебником (стр. 41) Формулирует задание. Контролирует выполнение парной работы и осуществляет фронтальную проверку задания Работа с понятием «ополчение» Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения Наглядный: ТСО, учебник, карточки заданием Словесный: слово учителя; учебный диалог Практический: работа с учебником, выполнение задания по карточкам | Отгадывание ребуса Узнают новую информацию Работа по учебнику (читают материал на стр. 41) Выполнение задания в паре (работа с карточками по прочитанному материалу) Выполняют проверку задания Определение понятия «ополчение» Отвечают на вопрос учителя; высказывают свое мнение | П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |
Физминутка | 1 | А сейчас давайте встанем и немного отдохнём (видео) Молодцы! Присаживайтесь. | Осуществление контроля выполнения упражнений Наглядный: ТСО Практический: выполнение упражнений | Выполнение упражнений по эталону (видео) | |
4 | Одна из грамот патриарха Гермогена дошла до Нижнего Новгорода и пробудила патриотические чувства других людей. - Ребята, «патриотические чувства» - это какие? Гражданин Нижнего Новгорода, мудрый Козьма Минин призвал сограждан не пожалеть добра на защиту Отечества (т.е. заступится, защитить). Быстро собрали второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским (на месте, где создавалось второе народное ополчение, был установлен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому). Местом сбора Русских войск со всех городов стал Ярославль (к ним присоединились города Владимир, Кострома, Москва и Ярославль). Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов сдаться. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов и вскоре вся Русская земля была освобождена от польских захватчиков. | Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения Информация по теме урока Работа с картой Словесный: слово учителя, учебный диалог Наглядный: ТСО | Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают, анализируют Узнают новую информацию | П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; анализ, синтез, аналогия К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |
4 | В учебнике на странице 43 прочитаем по цепочке, начиная с третьего ряда. Будьте внимательны, я задам вопросы по прочитанному материалу.
| Осуществляет контроль в работе учащихся с учебником (стр. 43) Проводит проверку усвоения учащимися прочитанного материала | Работа по учебнику (читают материал на стр. 41) Отвечают на вопросы учителя | П: структурирование знаний; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |
Обобщение знаний | 4 | Откройте рабочую тетрадь на странице 23. Прочитайте задание под номером 3. - Что необходимо выполнить? Сейчас Вам предстоит работа в парах, соотнесите изображения и названия городов и составьте устное описание о событиях в Смутное время в каждом городе. Назовите название города первого (второго, третьего, четвертого) изображения? (выступают 4 ученика, остальные дополняют ответ). Молодцы. | Контролирует выполнение парной работы и осуществляет фронтальную проверку задания Наглядный: рабочая тетрадь Словесный: слово учителя Практический: выполнение задания в рабочей тетради | Выполнение задания в рабочей тетради на странице 43 в парах Выполняют фронтальную проверку задания | П: анализ, синтез, аналогия; К: учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Итог урока | 4 | Сейчас мы выполним несколько заданий и проверим, как Вы усвоили новую тему.
а) У царя Фёдора не было детей, его младшего брата убили б) Престол захватили шведы и поляки в) Царь Фёдор отказался от престола
а) 23 февраля б) 4 ноября в) 12 июня Молодцы! - Давайте обобщим наш урок и подведём итог. Сформулируйте вывод по уроку. Подсчитаем Ваши смайлики и поведём итог по оценкам. | Формулирует задание. Контролирует выполнение задания Наглядный: ТСО Словесный: слово учителя; учебный диалог Практический: выполнение задания Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения Подводит оценочный итог урока | Выполняют задание Проводят обобщение, формулируют вывод урока Подводят оценочный итог совместно с учителем | Р: контроль, коррекция, оценка П: обобщение; аналогия; классификация |
Информация о д/з | 1 | Домашнее задание. Р.т. стр. 42-43 (все) Спасибо за урок! До свидания. | Комментирует д/з | Записывают д/з | Л: самоорганизация |
Рефлексия | 1 | Я раздам Вам на парты смайлики, Ваша задача дорисовать веселую или грустную мордочку у смайлика. Это будет соответствовать Вашему настроению на сегодняшнем уроке. | Организация эмоциональной рефлексии учащихся | Оценивание собственного эмоционального состояния на уроке | Л: самооценка на основе критерия успешности |
Приложение 1
- Какой митрополит собрал летописи разных княжеств в общую историю страны?
- 1 марта 1564 года вышла в свет первая русская печатная книга …
- Где поставлен памятник Ивану Федорову?
- При Иване Грозном в России в 1564 впервые появилось важнейшее дело
- Исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой подробную запись исторических событий. Запись событий начинается словами: «в лето …»
- Посмотрите на картинку и напишите, кто изображён на иконе?
Приложение 2
1)____________- день памяти патриарха 2) _________, главы русской церкви в Смутное время. Он отказался подписать 3)__________ польскому королю, в которой бояре просили дать королевича на русское царство. По зову патриарха добровольцы – 4)____________________________________ - пришли на помощь столице и осадили 5)____________, захваченную 6)____________. Патриарха Гермогена заключили в 7)____________ и уморили голодом. Но 8)_____________ его читали во всех 9)____________, рассылали по всей Руси. Слово патриарха звало к 10)________________________________. |
Приложение 3
Деятель | Роль в истории |
| А. Призвал сограждан не пожалеть добра на защиту Отечества (т.е. заступится, защитить) Б. Отказался подписать грамоту на царствование польского королевича В. Встал во главе войск народного ополчения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Окружающий мир Тема: Проект «Моя школа. Мой класс»
Технологическая карта урока Окружающий мир Тема: Проект «Моя школа. Мой класс»...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"
Предлагаю технологическую карту урока окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс
Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...
Технологическая карта урока информатики по теме «Все пути дерева», 3 класс
Цель: научить определять все пути дерева по количеству листов....
Технологическая карта урока окружающего мира (история) Тема: "Побываем в гостях" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами.Планируемые результатыПредметные:знать: обычаи гостеприимства, определение понятий: юрта, яран...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...
Технологическая карта урока окружающего мира «Страна, открывшая путь в космос» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРАЖАЮЩЕГО МИРА Дата:29.04.2022 г....
- Мне нравится (1)