Технологическая карта урока окружающий мир (история) "На пути к единству" 4 класс
план-конспект занятия по истории (4 класс) по теме

Конспект урока по истории.

Класс: 4

Тема: «На пути к единству»

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Планируемые результаты

Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране.

Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон

Тип урока: комбинированный

Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; рабочие тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_edinstvu.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории. Тема: «На пути к единству»

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Планируемые результаты

Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране.

Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон

Тип урока: комбинированный

Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; рабочие тетради.

Карточки с понятиями и датами

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Карточка с д/з

Фотография доски

Этапы урока

Вре-мя, мин

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

1

Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна, сегодня я проведу у Вас урок истории. В течение урока, за каждый правильный ответ, я буду раздавать смайлики. По итог урока поставим оценки.

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь?

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народам нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Приветствует учащихся, создание положительной мотивации учащихся на уроке

Словесный: слово учителя

Приветствие учителя. Положительный эмоциональный настрой

Л: самоопределение

К: умение переключать вид деятельности

Актуализация опорных знаний

5

Вспомните тему прошлого урока: «Подвижники Руси и землепроходцы»

Сейчас Вам предстоит работа в группах (по 4 человека).

Разгадайте кроссворд правильно, нам откроется тема сегодняшнего урока (приложение 1).

- у нас открылось слово Единство

Формулирует задание для работы в парах.

Актуализирует опорные знания учащихся творческим задание.

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Контролирует выполнение работы

Словесный: слово учителя

Практический: работа с кроссвордом

Наглядный: карточки с кроссвордом

Называют тему прошлого урока

В группах разгадывают кроссворд.

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

К: владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность различных точек зрения

Постановка темы и цели урока

2

Откройте учебник на странице 40 и прочитайте тему урока.

А теперь давайте поставим цели урока:

- познакомится с историей праздника «День народного единства»

- узнать о событиях конца XVI - начала XVII веков 

Работа по учебнику. Определение темы и целей урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебник на печатной основе

Практический: работа с учебником

Постановка темы и цели урока

Р: принятие и сохраннее учебной задачи

Усвоение новых знаний и способов действий

7

Ребята, а что такое «единство»?

Назовите дату праздника? (4 ноября наша страна отмечает День народного единства). Этот праздник связан с событиями 1610 - 1613 годов.

.. окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков.

В начале 17 века голод и междоусобные войны разоряли страну. Она стала в этих условиях лёгкой добычей для врагов. Русская земля на северо – западе и западе была занята поляками. Крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон.

- Как вы понимаете, что такое гарнизон? (войсковое подразделение, обороняющее какой-либо объект)

России угрожала потеря независимости.

В Москве умер царь Иван IV, в Угличе загадочно погиб царевич Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). С кончиной бездетного царя – Федора Ивановича прервалась династия Рюриковичей.

Прямых наследников престола не оказалось. В России началась борьба за власть.

Настало в стране Смутное время...

- Подерите однокоренные слова к слову «смута» (смутьян, мутный, мутить, омут)

- Предположите, что означает «смутное время»?

В стране царил беспорядок и раздор. Объявились самозванцы, выдававшие себя за спасшегося в Угличе царевича Дмитрия.

В борьбе за освобождение проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, самопожертвование, верность родине.

Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно – освободительной борьбы: патриарха Гермогена, героев освободительного движения Козьмы Минин и Дмитрия Пожарского

Работа с понятием «единство»

Работа по теме урока (доносит новую информацию)

Работа с понятие «гарнизон»

Информация по теме урока

Работа с понятиями «смута», «Смутное время». Работа с учебником (стр 40)

Словесный: слово учителя, учебный диалог

Практический: работа с понятиями

Наглядный: учебник, ТСО

Определение понятию «единство»

Узнают новую информацию

Определение понятию «гарнизон»

Узнают новую информацию

Определение понятий «смута», «смутное время» (по учебнику стр.40)

П: работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; подведение под понятия;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

6

- Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? (монастырь)

Название монастыря мы узнаем, разгадав ребус… (Троице - Сергиев)

- В смутное время Троице-Сергиев монастырь выдержал 16 месяцев осады польскими войсками. К концу осады живых осталось немного. Но они отказались от предложения поляков сдаться.

В учебнике на странице 41 найдите раздел «Календарь памятных дат». По цепочке начиная со 2 ряда, 1й парты начнём читать…(по предложению).

Молодцы!

- Сейчас я раздам Вам карточки с зданием. Ваша задача в парах заполнить пропуски по прочитанному тексту (проверка фронтальная по эталону) Приложение 2

1) 2 марта

2) Гермогена

3) грамоту

4) первое народное ополчение

5) Москву

6) поляками

7) темницу

8) грамоты

9) церквях

10) освобождению Отечества.

- Как вы понимаете слово «ополчение»? (войско, собираемое в помощь регулярной армии путём добровольного привлечения широких народных масс)

- Какой подвиг совершил патриарх Гермоген?

Информация по теме урока

Формулирует задание

Работа с учебником (стр. 41)

Формулирует задание.

Контролирует выполнение  парной работы и осуществляет фронтальную проверку задания

Работа с понятием «ополчение»

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения

Наглядный: ТСО, учебник, карточки  заданием

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Практический: работа с учебником, выполнение задания по карточкам

Отгадывание ребуса

Узнают новую информацию

Работа по учебнику (читают материал на стр. 41)

Выполнение задания в паре (работа с карточками по прочитанному материалу)

Выполняют проверку задания

Определение понятия «ополчение»

Отвечают на вопрос учителя; высказывают свое мнение

П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Физминутка

1

А сейчас давайте встанем и немного отдохнём (видео)

Молодцы! Присаживайтесь.

Осуществление контроля выполнения упражнений

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение упражнений

Выполнение упражнений по эталону (видео)

4

Одна из грамот патриарха Гермогена дошла до Нижнего Новгорода и пробудила патриотические чувства других людей.

- Ребята, «патриотические чувства» - это какие?

Гражданин Нижнего Новгорода, мудрый Козьма Минин призвал сограждан не пожалеть добра на защиту Отечества (т.е. заступится, защитить). Быстро собрали второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским (на месте, где создавалось второе народное ополчение, был установлен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому).

Местом сбора Русских войск со всех городов стал Ярославль (к ним присоединились города Владимир, Кострома, Москва и Ярославль). 

Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов сдаться. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов и вскоре вся Русская земля была освобождена от польских захватчиков.

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения

Информация по теме урока

Работа с картой

Словесный: слово учителя, учебный диалог

Наглядный: ТСО

Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают, анализируют

Узнают новую информацию

П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания;  анализ, синтез, аналогия

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4

В учебнике на странице 43 прочитаем по цепочке, начиная с третьего ряда. Будьте внимательны, я задам вопросы по прочитанному материалу.

  1. Для чего собирались выборные люди?
  2. Где собирались?
  3. По настоянию, какого патриарха был избран молодой боярин на престол?
  4. Как звали этого боярина?
  5. Какое событие произошло в 1613 году?

Осуществляет контроль в работе учащихся с учебником (стр. 43)

Проводит проверку усвоения учащимися прочитанного материала

Работа по учебнику (читают материал на стр. 41)

Отвечают на вопросы учителя

П: структурирование знаний; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Обобщение знаний

4

Откройте рабочую тетрадь на странице 23. Прочитайте задание под номером 3.

- Что необходимо выполнить?

Сейчас Вам предстоит работа в парах, соотнесите изображения и названия городов и составьте устное описание о событиях в Смутное время в каждом городе.

Назовите название города первого (второго, третьего, четвертого) изображения?

(выступают 4 ученика, остальные дополняют ответ).

Молодцы.

Контролирует выполнение  парной работы и осуществляет фронтальную проверку задания

Наглядный: рабочая тетрадь

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания в рабочей тетради

Выполнение задания в рабочей тетради на странице 43 в парах

Выполняют фронтальную проверку задания

П: анализ, синтез, аналогия;

К: учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Итог урока

4

Сейчас мы выполним несколько заданий и проверим, как Вы усвоили новую тему.

  1. выберите правильный ответ: «Почему престол опустел?»

а) У царя Фёдора не было детей, его младшего брата убили

б) Престол захватили шведы и поляки

в) Царь Фёдор отказался от престола

  1. ответьте на вопрос: «Какая еще беда обрушилась на Русь» (голод)
  2. соедините человека с его ролью в освобождении Руси во время смуты (приложение 3)
  3. закончите предложение: «Когда народное ополчение двинулось к Москве, это был … год» (1612)
  4. Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?

а) 23 февраля

б) 4 ноября

в) 12 июня

Молодцы!

- Давайте обобщим наш урок и подведём итог. Сформулируйте вывод по уроку.

Подсчитаем Ваши смайлики и поведём итог по оценкам.

Формулирует задание.

Контролирует выполнение задания

Наглядный: ТСО

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Практический: выполнение задания

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения

Подводит оценочный итог урока

Выполняют задание

Проводят обобщение, формулируют вывод урока

Подводят оценочный итог совместно с учителем

Р: контроль, коррекция, оценка

П: обобщение; аналогия; классификация

Информация о д/з

1

Домашнее задание. Р.т. стр. 42-43 (все)

Спасибо за урок! До свидания.

Комментирует д/з

Записывают д/з

Л: самоорганизация

Рефлексия

1

Я раздам Вам на парты смайлики, Ваша задача дорисовать веселую или грустную мордочку у смайлика. Это будет соответствовать Вашему настроению на сегодняшнем уроке.

Организация эмоциональной рефлексии учащихся

Оценивание собственного эмоционального состояния на уроке

Л: самооценка на основе критерия успешности

Приложение 1

  1. Какой митрополит собрал летописи разных княжеств в общую историю страны?
  2. 1 марта 1564 года вышла в свет первая русская печатная книга …
  3. Где поставлен памятник Ивану Федорову?
  4. При Иване Грозном в России в 1564 впервые появилось важнейшее дело
  5. Исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой подробную запись исторических событий. Запись событий начинается словами: «в лето …»
  6. Посмотрите на картинку и напишите, кто изображён на иконе?

Приложение 2

1)____________- день памяти патриарха 2) _________, главы русской церкви в Смутное время. Он отказался подписать 3)__________ польскому королю, в которой бояре просили дать королевича на русское царство. По зову патриарха добровольцы – 4)____________________________________  - пришли на помощь столице и осадили 5)____________, захваченную 6)____________. Патриарха Гермогена заключили в 7)____________ и уморили голодом. Но 8)_____________ его читали во всех 9)____________, рассылали по всей Руси. Слово патриарха звало к 10)________________________________.

Приложение 3

Деятель

Роль в истории

  1. Козьма Минин
  2. Дмитрий Пожарский
  3. Патриарх Гермоген

А. Призвал сограждан не пожалеть добра на защиту Отечества (т.е. заступится, защитить)

Б. Отказался подписать грамоту на царствование польского королевича

В. Встал во главе войск народного ополчения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Окружающий мир Тема: Проект «Моя школа. Мой класс»

Технологическая карта урока Окружающий мир Тема: Проект «Моя школа. Мой класс»...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Технологическая карта урока информатики по теме «Все пути дерева», 3 класс

Цель: научить определять все пути дерева по количеству листов....

Технологическая карта урока окружающего мира (история) Тема: "Побываем в гостях" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами.Планируемые результатыПредметные:знать: обычаи гостеприимства, определение понятий: юрта, яран...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...